Рубрики
Музыка

Портреты сказочных героев в музыке

В современных условиях дети часто сталкиваются с техническими «чудесами», которые прочно обосновались в нашей жизни и стали слишком привычными. Обидно, что из сознания детей уходит такое понятие, как «чудо» – нечто невозможное, таинственное, загадочное. Современные дети (в основной своей массе) хорошо знакомы с персонажами американских мультфильмов-комиксов и всевозможными монстрами из компьютерных игр, но очень плохо знакомы с персонажами народных сказок, мифов и легенд.

0
Малютина Марина Владимировна,
педагог дополнительного образования
(хормейстер, преподаватель сольфеджио и слушания музыки)
ГБОУ г. Москвы Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования «Радость»,
marmal.rl@gmail.com

 

В современных условиях дети часто сталкиваются с техническими «чудесами», которые прочно обосновались в нашей жизни и стали слишком привычными. Обидно, что из сознания детей уходит такое понятие, как «чудо» – нечто невозможное, таинственное, загадочное. Современные дети (в основной своей массе) хорошо знакомы с персонажами американских мультфильмов-комиксов и всевозможными монстрами из компьютерных игр, но очень плохо знакомы с персонажами народных сказок, мифов и легенд.

Неприятным открытием для меня было, когда дети не могли ответить, что такое «былина», кто такая Кикимора, как передвигается Баба-Яга (эти вопросы я задавала детям на занятиях лектория «Музыкальная гостиная»).

Урок, помогающий детям познакомиться с разными мифическими персонажами, изображенными средствами музыки, мне показался нелишним. Ниже приведен сценарий этого занятия, из которого дети узнали много нового о сказочных существах Руси и Европы. Весь материал, который я использую на этих уроках, доступен для скачивания в интернете. Я даю на него ссылки (QR-код и текстовые гиперссылки, которые открываются щелчком мыши с одновременным нажатием клавиши CTRL).

Начинается урок с видеоклипа на песню В. Дашкевича и Ю. Кима «Приходи, сказка!» (Рис. 1) (время звучания – 3 минуты).

Пока идет клип, дети заходят в класс, рассаживаются и начинают вспоминать сказки, персонажей которых они видят на экране. В этот момент вовсе не нужна мертвая тишина в классе, я как раз ловлю их реплики: интересно, какие сказки дети знают, а какие никогда не видели.

Рисунок 1

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок начался с заставки телепередачи «В гостях у сказки», которая много лет подряд не сходила с экранов телевизоров в нашей стране. Каждое воскресенье нам показывали лучшие фильмы-сказки, рассказывали об их создателях, о разных интересных событиях на съемочных площадках.

А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Какие сказочные персонажи вам знакомы? (Ответы детей.)

Сегодня я приглашаю вас в сказку, но в сказку не простую, а музыкальную. Музыка умеет рассказывать сказки и изображать сказочных героев. Нам предстоит сегодня познакомиться с музыкальными портретами разных сказочных персонажей.

Но сначала скажите, как рассказывается сказка? (Медленно, неторопливо, загадочно, таинственно.) В давние времена дети часто вечерами собирались в одной комнате, в кресле сидела няня и рассказывала волшебные сказки. Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Нянина сказка» ((Рис. 3) (время звучания – 1 минута)) и попробуйте представить, о чем рассказывает детям няня. Лучше, конечно, если учитель играет сам (Рис. 2), но не всегда есть такая возможность – можно послушать в записи. Дети слушают пьесу, а потом немного пофантазируют, сочиняя небольшие истории.

Попытаемся выяснить, какая это сказка: веселая или грустная, страшная или смешная? Какие герои в ней появлялись?

Рисунок 2

Рисунок 3

– В сказках встречаются самые разные персонажи – злые и добрые, смелые и трусливые, красивые и смешные. С помощью музыки можно изобразить разные характеры и даже внешность героев. Давайте попробуем «увидеть» в музыке различных сказочных персонажей.

Показываю изображение кикиморы (Рис. 4) (RubrumLepus – псевдоним художника).

Рисунок 4

– Кто изображен на этой картине?

Этого сказочного персонажа дети почти совсем не знают. Урок проводился в семи группах детей начальной школы (1–3 классы). И только один человек узнал кикимору болотную. Для рассказа о кикиморе используем фрагмент, взятый А.К. Лядовым в качестве программы своей симфонической картины.

– Из книги Сахарова (собирателя народных преданий): «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Вот такой представил себе кикимору русский композитор Анатолий Константинович Лядов и написал про нее симфоническую картину (Рис. 5). Если вы будете внимательно слушать, то услышите и почти увидите мрачные каменные горы, как качается «хрустальчатая колыбелька», как звучит неспешная колыбельная для кикимора, а потом кикимора вырастет и покажет свой характер.

Слушаем произведение целиком (время звучания – 8 минут; по возможности – зависит от подготовленности детей и настроя класса) с обязательными комментариями.

– Вот – каменные горы, вот кот поет, а это – звенит хрустальчатая колыбелька, а вот кикимора раскапризничалась – не хочет лежать спокойно. И все с нетерпением ждем, когда, наконец, кикимора вырастет и начнет проказничать (я прошу поднять руку в этот момент).

После прослушивания обсуждаем характер кикиморы – вредная, суетливая, злобная. Будьте готовы к тому, что детей очень заинтересует этот персонаж, мы выходили с некоторыми на философские рассуждения о врожденном зле. Также будут вопросы о том, кто ее родители и чем она питается, тут учителю придется немного пофантазировать и отвечать односложно, потому что иначе весь урок будет посвящен кикиморе.

Рисунок 5

– Кикимора – персонаж из русской народной мифологии, представляет так называемую «нечистую силу». В этой компании есть персонаж, который, надеюсь, вам хорошо знаком. (Ответы – «Баба-Яга».) Что вы знаете о Бабе-Яге? («Живет в избушке на курьих ножках, крадет детей, иногда помогает героям сказок».) К сожалению, это все, что могут сказать о Бабе-Яге дети. Они даже не помнят, что летает она в ступе, а помелом погоняет – прочно засел в головах современных ребят образ европейской ведьмы и думают они, что Баба-Яга, как Гермиона Грейнджер, летает на метле. Выясняем, что она умеет колдовать и варить разные зелья, что нос у нее крючком, что есть у нее горб и, самое главное, – костяная нога (значит, она должна прихрамывать).

Показываю картину И.Я.Билибина (Рис. 6).

Рисунок 6

Теперь мы точно готовы слушать М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» (Рис. 7).

– Давайте послушаем, как удалось русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому изобразить вот такую Бабу-Ягу с помощью музыки. Вы услышите в начале, как, прихрамывая, подходит она к своей ступе, как постепенно разгоняется и взлетает, мчится, раздвигая ветки, в ступе по лесу. А в середине произведения музыка как будто немного застывает: то ли Баба-Яга высоко-высоко взлетела и осматривает свои владения, то ли это чары, колдовство изображены в музыке – решать вам, на то это и музыка – можно всегда что-то представить свое. Потом снова возвращается первая сильная и решительная тема.

Слушаем целиком (время звучания – 3,5 минуты). Учитель комментирует отдельные моменты (особенно в средней части). Во время слушания изображение Бабы-Яги не убираем.

Рисунок 7

– А теперь я предлагаю вам немного попутешествовать и отправиться в Норвегию, где тоже живет много сказочных существ. А еще там жил замечательный композитор Эдвард Григ. Он очень любил свою страну и любил сказочные истории своего народа, поэтому в его музыке много сказочных персонажей. О некоторых вы наверняка слышали.

Кто такие эльфы? (Ответы.) Наверное, лучше всего об эльфах вы знаете по сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка». Помните, когда Ласточка спасла девочку от Крота и унесла ее в теплые края, они встретили там маленьких человечков – эльфов? Принцу эльфов очень понравилась красивая изящная Дюймовочка, ей подарили крылышки, и девочка смогла порхать вместе со всеми с цветка на цветок. Вот таких беззаботных маленьких эльфов изобразил Эдвард Григ в своей фортепианной пьесе «Танец эльфов» (Рис. 8) (время звучания – 1 минута). Эльфы живут в своем замкнутом мире, любят танцевать, петь, ценят все красивое, они не злые, но отзывчивыми их тоже не назовешь: слишком они заняты своими делами.

Послушайте пьесу Э.Грига (Рис. 9) и скажите, как удалось композитору передать внешность, характер и занятия эльфов, с помощью каких музыкальных приемов? (Ниже приведены ссылки на ноты для самостоятельного исполнения и на музыкальный файл для прослушивания в записи).

Рисунок 8

Рисунок 9

После прослушивания выясняем, что с помощью подвижного темпа и отрывистого звучания удалось создать образ почти невесомых подвижных существ и даже передать в музыке, как они порхают в воздухе, перелетая с цветка на цветок.

– Есть еще в Норвегии мифические существа, о которых вы точно слышали. Это гномы. Какие они? («Маленькие, любят золото и драгоценности, трудолюбивые».) Злые они или добрые? Выясняем, что они не добрые. Но и зла специально никому не делают. Не любят, когда их тревожат, а если кто-то найдет их клад и заберет себе – будут мстить. Гномы – жадные. Живут гномы, чаще всего, в горах. А еще по норвежским преданиям гномы, а также другие обитатели гор, служат Горному королю. Его никто никогда не видел, потому что всякого, кто доберется до самого сердца горы, где сидит горный король, подземные жители закружат в безумном танце и будут кружить до тех пор, пока незваный гость не упадет замертво. Про это снят мультфильм (Рис. 10), в котором нет слов, а есть только музыка Эдварда Грига: три пьесы «Утро», «Шествие гномов» и «В пещере горного короля» рассказывают нам историю одного мальчика – пастушка, который однажды повстречал гномов и из любопытства отправился за ними. А что из этого вышло, мы сейчас увидим (ролик длится 7 минут).

Рисунок 10

– Попадаются нам какие-то все какие-то не слишком приятные персонажи сказок. Давайте вспомним героиню сказки, которую вы все хорошо знаете. Это милая, трудолюбивая, очень добрая и очень скромная девушка («Золушка!» – кто-то обязательно догадается). Удивительный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал балет «Золушка». (Напомните мне, что такое балет.) Мы посмотрим с вами фрагмент балета (Рис. 11). Золушка попадает на бал и танцует с принцем, но музыка звучит и нежно, и тревожно одновременно: вы же помните, что ровно в 12 часов Золушке нужно покинуть дворец, вот она и переживает, и не может только радоваться, – она знает, что скоро ее счастье закончится. Начинают бить большие часы, время расставания пришло, цифры-часики в балете изображают уже знакомые нам гномы, которые очень любят порядок. На балу танцуют разные персонажи, но, надеюсь, Золушку вы сразу узнаете (ролик длится 6 минут).

Рисунок 11

– У нас в стране очень многие композиторы сочиняли музыку на сказочные сюжеты. Один из самых ярких композиторов-сказочников – Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он сочинял оперы-сказки. (Что такое «опера», напомните?) Очень красочную оперу сочинил он по «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. (Читали эту сказку? Помните все три чуда, с которыми встретился князь Гвидон на своем острове в этой сказке?). Мы сейчас с вами послушаем оркестровое вступление к этой опере, в котором изображены и белочка, и витязи, и прекрасная царевна Лебедь). Чтобы вам было понятней, где кто в музыке изображен, я почитаю вам под музыку фрагменты сказки А.С.Пушкина (Рис. 13)(Запускается видео-композиция, (Рис. 12), составленная из иллюстраций к сказке, во время проигрывания читаем текст, стараясь уложить на музыку каждого персонажа (ролик – 4,5 минуты)).

Рисунок 12

Рисунок 13

– На этом мы закончим сегодняшнюю сказочную нашу встречу, и закончим ее снова песенкой «Приходи, сказка!» (Рис. 14).

До новых встреч со сказкой! (Звучит аудиоверсия песни, с которой начинался урок, под эту музыку дети выходят из класса.)

Рисунок 14

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0