Рубрики
Воспитательная работа

Творчество как способ социализации детей «группы риска»

«Группа риска» – очень широкое понятие, оно часто употребляется и в педагогике и психологии, но трактуется не всегда одинаково. Часто под ним подразумевают ситуацию, когда  детям угрожает негативное воздействие. Поэтому в последнее время эту категорию детей рассматривают прежде всего с точки зрения того риска, которому они постоянно подвергаются сами: это риск потери жизни, здоровья, нормального жизнеустройства, т. е. условий для полноценного развития и т. д.

0
Ткаченко Людмила Константиновна,
заведующая отделением дневного пребывания несовершеннолетних
Центра социальной помощи семье и детям г. Москвы «Кутузовский»,
магистр 2-го курса обучения по направлению «Психолого-педагогическое образование»,
lktkachenko@yandex.ru

«Группа риска» – очень широкое понятие, оно часто употребляется и в педагогике и психологии, но трактуется не всегда одинаково. Часто под ним подразумевают ситуацию, когда  детям угрожает негативное воздействие. Поэтому в последнее время эту категорию детей рассматривают прежде всего с точки зрения того риска, которому они постоянно подвергаются сами: это риск потери жизни, здоровья, нормального жизнеустройства, т. е. условий для полноценного развития и т. д.

В разных исследованиях выделяют различные группы факторов и критериев, по которым относят детей и подростков к данной категории. Е. И. Казакова называет три основные группы факторов риска: психофизические, социальные и педагогические.

Л. В. Мардахаев, например, относит к «группе риска» детей, которым угрожают определенные негативные социальные обстоятельства или воздействия окружающей среды. Сюда он относит детей из многодетных, неполных семей; семьи с детьми-инвалидами; а также детей, оставшихся без попечения родителей. Сюда он включает и детей, которые по причинам генетического, биологического и социального свойств уже психически и соматически ослаблены, социально запущены, с высоким риском школьной и социальной дезадаптации[1].

Учитывая такое разнообразие причин появления детей «группы риска», профилактическая, коррекционная и реабилитационная работа с ними становится важнейшей государственной задачей, задачей всего общества, самых разных социальных институтов. Их взаимодействие становится  залогом эффективности этой работы. Большие возможности в этом плане предоставляют учреждения социальной защиты  населения, реализующие программы по всем направлениям работы с детьми «группы риска»: от психолого-педагогической, социально-педагогической, консультативно-правовой до досуговой деятельности.

Поэтому выбор программы и формы досуговой деятельности приобретает особое значение. Т. Г. Киселева считает, что «в самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее»[2].

Вся история становления и развития человечества показывает, что важнейшим условием выживания отдельного человека является его адаптация к окружающему миру в обществе себе подобных. Также важен этот процесс, называемый еще «социализацией» человека, и для того сообщества людей, в котором человек появляется и растет, и для самого сообщества, и для выживания человечества вообще.

Изучение и выявление условий успешного овладения человеком необходимым социальным опытом, который был накоплен предшествующими поколениями, становится важной задачей не только философской, социологической, но и психолого-педагогической науки, социальной педагогики.

Среди необходимых условий освоения социального опыта предыдущих поколений, прежде всего, выделяют развитие всего комплекса индивидуальных способностей личности, которые и обеспечивают творческую самореализацию личности через творческую деятельность.

Передача социального опыта происходит по основным взаимосвязанным направлениям деятельности всех связанных с воспитанием и образованием институтов общества. И социально-культурная деятельность играет тут одну из важнейших ролей, т. к. активно способствует развитию познавательных и творческих способностей личности. А через развитие творческих способностей становится возможным решение многих задач по социализации детей «группы риска».

В мировой и отечественной практике культурно-досуговой деятельности сложились системы развития творческих способностей детей и подростков, которые отвечают основным требованиям, предъявляющимся к деятельности, направленной на развитие способностей детей. Это, в первую очередь, творческий характер досуговой деятельности, выбор оптимального уровня трудности деятельности и мотивация деятельности, поскольку именно она обеспечивает поддержание интереса к деятельности и затем превращение ее в потребность.

Для успешного развития творческих способностей необходимо обязательное соблюдение шести основных условий:

– возможно более раннее выявление всего комплекса врожденных задатков ребенка;

– активное включение ребенка во все возможные виды деятельности, которые наиболее эффективно формируют и развивают выявленные способности;

– наличие подготовленных психологических и педагогических кадров, обладающих способностями необходимого типа высокого уровня развития;

– использование современных развивающих методов, технологий и средств обучения;

– стимулирование развития способностей через мотивацию к деятельности, которая развивает эти способности[1].

Досуговая деятельность обладает самым широким спектром форм и видов творческой деятельности, в которые могут вовлекаться дети всех категорий группы риска. При этом, однако, неконтролируемая досуговая деятельность чаще всего не коррелирует негативные аспекты развития личности ребенка. Поэтому важным условием эффективной реализации всех возможностей досуговой деятельности для развития творческих способностей детей группы риска является организация доступной контролируемой систематической досуговой деятельности, предполагающей личное участие в ней  детей. Свободное время у подростка должно заполняться за счет вовлечения подростков в широкий круг занятий, развивающих все их способности (творческие, умственные, интеллектуальные, физические и др.). Главное для организатора досуга – выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности у каждого конкретного ребенка с учетом его особенностей (реализовать индивидуально-личностный подход).

Важным условием для развития творческих способностей детей «группы риска» является наличие развитой инфраструктуры досуга, обеспечивающей не только финансовую, но и территориальную  доступность ее структурных элементов.

Творческое развитие подростков – это важнейшая составляющая полноценной концепции социальной адаптации или реабилитации личности, так как творческая деятельность позволяет решать проблемы и через реализацию потребности в социальной адаптации, и через реализацию внутренних условий, связанных, связанных с развитием эмоциональной и духовной сфер подростка.

Воспитательное и развивающее воздействие творческой деятельности в рамках досуговой деятельности реализуется при условии создания программ развития творческих способностей детей «группы риска» на основе сложения всех научных достижений сфер педагогики, психологии искусства и культурно-досуговой деятельности.

Разнообразные студии, объединения, кружки в подростковых клубах, секции туризма, спортивные секции, самые различные организации дополнительного образования способствуют развитию творческих способностей подростка, помогая подростку пережить минуты романтики, увидеть красоту мира, приблизиться к природе. Коллективная творческая деятельность позволяет раскрепощаться, преодолевать «зажимы» и комплексы, вступать в новые отношения друг с другом.

В современных условиях особую роль в технологиях социальной адаптации «трудных» подростков приобретают относительно новые структурные единицы сферы социальной работы – центры социальной помощи семье и детям, обеспечивающие реализацию задачи социализации детей «группы риска» с помощью комплексной программы, объединяющей необходимые психолого-педагогические условия и возможности досуговой деятельности для развития творческих способностей личности в условиях бесплатности и территориальной доступности всего возможного спектра услуг.

Досуговая деятельность с детьми группы риска имеет целевой характер и при этом индивидуально-личностный подход к детям «группы риска» сочетается с вовлечением детей в групповые занятия. Так, в группах дневного пребывания на базе центров социальной помощи семье и детям предлагаются программы, включающие не только досуговые мероприятия и занятия на территории таких центров, но и экскурсионную, позволяющую знакомить детей с культурным (зрелищные, театральные, музейные, художественно-прикладные, научно-образовательные мероприятия, городские и выездные и т. п.) наследием человечества.

Реализация таких программ позволяет приобщать детей «группы риска» к такому досугу, который без таких центров был бы им недоступен, но который имеет важнейшее значение для приобщения детей группы риска к духовным и нравственным ценностям, мотивировал на творческую деятельность и воспитывал бы желание следовать настоящим идеалам.

Эти программы не являются чем-то застывшим. Они дополняются и коррелируются исходя из потребностей конкретных групп детей и объективных возможностей конкретных учреждений, осуществляющих деятельность, одной из главных целей которых составляет развитие творческих способностей. Важными критериями для организации такой деятельности и составления программ являются такие, как:

– социальный статус ребенка (благополучные дети из благополучных семей, дети группы риска, дети с выраженными клинико-патологическими характеристиками и т. п.);

– уровень образованности и сформированности интересов к той или иной творческой деятельности, усвоения культурных и духовно-нравственных ценностей;

– готовность и объективные возможности учреждения для осуществления деятельности по развитию творческих способностей детей (материально-технические, кадровые).

Досуговая деятельность на уровне учреждений социальной защиты дает также возможность привлечения и всех незащищённых категорий детей к творческой деятельности, в том числе и детей с ограниченными возможностями. От того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Отличительным фактором досуговой деятельности в учреждениях социальной защиты является усложнение целевых задач досуга, в том числе целей развития творческих способностей детей группы риска. Развитие творческих способностей у подростков «группы риска» не является самоцелью, но скорее это наиболее приемлемое средство решения конкретных социально-психологических проблем конкретного подростка, обусловленных теми факторами, которые привели подростка в категорию «группы риска».

Это объясняет особенности использования досуговых технологий в учреждениях социальной защиты: это, скорее, дополняющее средство достижения поставленных целевых результатов реабилитации, адаптации, социализации, коррек­ции, психотерапии и других мер. При этом под культурно-досуговыми технологиями следует понимать педа­гогически организованный процесс воздействия субъекта на объект с целью формирования общественно значимых ка­честв личности. Организация культур­но-досуговой деятельности имеет свою технологическую структуру, определяемую рядом факторов, в том числе:

• социальным заказом (обслуживаемой группы дневного пребывания для удовлетворение ее потребности в освоении культурных цен­ностей, материальных и духовных продуктов культуры и ис­кусства);

• целью и перечнем задач, которые ориентированы на получение реального результата культурно-досугового участия личности (эффективности выхода из трудных жизненных ситуаций, пре­одоления психологического дисбаланса, реабилитационного воздействия, оздоровления физического тела и психологи­ческого фона);

• содержанием (наполнение действиями, используемыми в качестве инструментария достижения целей и решения поставленных за­дач);

• формами организации содержательной части, которые от­ражают и суть содержания (массовыми – вечер, праздник, встреча, дискус­сия, «огонек», гостиная, гала-концерт и т. д., групповыми, индивидуальными);

• методами (как единица реализации идеи мероприятия, его формы и содержания – иллюстрации, театрализации и др.);

• средствами для достижения поставленных целей, в т. ч. повыше­ния уровня психо-эмоционального воздействия (технические средства, жанры искусств, материальные предметы культуры, живое слово, музыка, танец и др.);

• субъектом организации культурно-досугового действа (он ак­тивный создатель и участник программы, мероприятия, де­ятельность которого основана на инициативе и творчестве);

• объектом, который является потребителем, на которого распространяется весь комплекс форм, средств, методов для достижения по­ставленной цели в отношении решения его проблем по пре­одолению трудной жизненной ситуации;

• материально-техническим обеспечением;

• кадровым обеспечением.

Планирование занятий в рамках программ осуществляется с учетом возрастных особенностей, ограничений в здоровье и интересов обучающихся. В процессе реализации программ используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Обобщая все выше изложенное, можно сделать вывод, что дети «группы риска» часто не имеют  возможностей развивать в полной мере свой творческий потенциал в силу того, что среда, в которой они растут не предоставляет им для этого возможностей, а зачастую и вовсе препятствует их развитию.

Досуговая деятельность доступна им не в столь широкой степени и разнообразии из-за заметной коммерциализации деятельности в этой сфере. Наиболее эффективными для развития творческих способностей становятся учреждения социальной защиты и государственные организации дополнительного образования, предоставляющие возможность заниматься досуговой деятельностью на бесплатной основе.

Для решения всех проблем и задач в рамках досуговой деятельности с детьми «группы риска» необходимо сочетание индивидуально-личностного подхода и вовлечение детей в коллективную деятельность.

Индивидуально-личностный подход обеспечивает решение индивидуальных потребностей ребенка.

Групповые занятия повышают коммуникабельность детей с помощью специальных психолого-педагогических приемов и содержания, тем творческих работ, игр и т. п., дают понимание правильных позитивных взаимоотношений с другими детьми и, главное, дети начинают осознавать себя творческой личностью, способной создавать новое. Потребностью для ребенка становится глубже изучать и познавать все то, что необходимо для создания еще более интересного и красивого произведения, изделия.

Коллективная деятельность, в т. ч. в разновозрастном коллективе обеспечивает социализацию детей, развитие не только творческих способностей самих по себе, но и духовно-нравственных начал в детях. Именно эти цели и являются главными при реализации досуговой деятельности как способа профилактики при работе с детьми «группы риска».

Список литературы:

1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика.М.: Флинта/ВПО «МПСИ», 2010.
2. Киселева М.В., Кулганов В.А. Арттерапия в психологическом консультировании.: уч. пособие. СПб.: Речь, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0