Рубрики
История

Терещенкова Т.С. Задания на уроке истории в осуществлении системно-деятельностного подхода (из опыта работы)

Терещенкова Т.С.,
учитель истории, обществознания и права
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2099»

 

В условиях действия новых ФГОС меняется образовательная парадигма, меняются ее компоненты. Ученик перестает быть объектом учебной деятельности, становясь ее субъектом. Содержание образования меняется с позиции «знаю что…» – на позицию «знаю, как…». Позиция учителя меняется с позиции транслятора знаний на позицию организатора учебной деятельности — учитель создаетусловия для самостоятельного учения.

Важнейшей задачей преподавания курса истории становится формирование навыка исторического исследования. Эта задача осуществима, если учитель систематически использует на уроке, в том числе, задания проблемного, логического и практического характера. Самостоятельная разработка учителем таких заданий к каждому уроку становится актуальной.

Задачи проблемные требуют не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, в отличие от проблемного вопроса, содержат дополнительную вводную информацию и при необходимости — ориентиры поиска ее решения.

Проблемные задания можно классифицировать:

1. задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями по одному и тому же вопросу и содержащих при их сведении противоречие;

2. задачи на анализ двух и более высказываний одного и того же лица, содержащих реальное или кажущееся противоречие;

3. задачи на анализ факта, события;

4. задачи на оценку деятельности конкретной личности;

4. задачи на выработку методологических навыков.

Практические задания ориентируют учащихся на соотнесение изучаемого материала с окружающей действительностью.

Практические задания на изучение прошлого могут быть организованы в таких формах:

 работа с контурными картами;

 образные задания;

 озвучивание исторических картин;

 экспертиза.

Виды практические задания на изучение современности на основе прошлого:

 сопоставление аналогичных фактов (событий) прошлого и настоящего;

 изучение топонимики, в том числе, причин и времени названия улиц, площадей, где проживают учащиеся;

 уход за памятниками культуры, памятниками людям, погибшим в войнах и т. п.;

 ведение летописи района, округа;

 встречи с очевидцами и участниками событий прошлых лет и т.д.

Логические задания ориентируют на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли; составляются для изучения хрестоматийных источников, фрагментов учебников.

Три этапа выполнения логического задания:

1. Выяснение причин, времени и условий создания источника, усваивание непонятных слов, которые встречаются в тексте.

2. Включает вопросы, направленные на нахождение нужного материала и его глубокое усвоение.

3. Обобщающие и практические задания.

Основные типы логических заданий:

1. Методические средства и приемы сформулированы и скомпонованы по трем этапам выполнения логического задания.

2. К большинству вопросов по содержанию источника тут же формулируются вопросы и задания обобщающе-практического толка.

В основной школе учебная деятельность на уроках истории направлена на формирование, в том числе и таких умений: 

 устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение и делать выводы;

 строить логические рассуждения, делать выводы;

 ориентироваться в содержании текста, определять главную мысль текста, используя явно заданную в тексте информацию;

 отвечать на вопросы, используя не явно заданную информацию;

 составлять на основании текста высказывание по заданному вопросу;

 проводить поиск информации в отрывках исторических текстов;

 использовать историческую карту как источник информации;

 анализировать информацию из различных источников для  всестороннего изучения событий отечественной и всеобщей истории;

 определять причины и следствия исторических событий;

 раскрывать характерные, существенные черты экономических, социальных отношений и политического строя;

 раскрывать характерные, существенные черты ценностей, господствовавших в обществах в определенный исторический период, религиозных воззрений, представлений человека о мире;

 объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории;

 писывать положение и образ жизни основных социальных групп; раскрывать существенные черты экономического и социального развития;

 раскрывать существенные черты эволюции  политического строя через понятия: «монархия», «самодержавие», «абсолютизм»;

 раскрывать характерные черты развития общественного движения через понятия «консерватизм», «либерализм», «социализм»;

 объяснять причины и следствия основных событий и процессов отечественной и всеобщей  истории;

 сравнивать развитие России и других стран через описание исторических ситуаций и событий;

 события и личности отечественной и всеобщей истории и т.д.

Во вложении к данной статье представлены авторские примеры заданий, которые предлагаются для использования на уроках по изучению первого периода новой истории.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.