Терещенкова Т.С. Задания на уроке истории в осуществлении системно-деятельностного подхода (из опыта работы)
В условиях действия новых ФГОС меняется образовательная парадигма, меняются ее компоненты. Ученик перестает быть объектом учебной деятельности, становясь ее субъектом. Содержание образования меняется с позиции «знаю что…» – на позицию «знаю, как…». Позиция учителя меняется с позиции транслятора знаний на позицию организатора учебной деятельности — учитель создаетусловия для самостоятельного учения.
Важнейшей задачей преподавания курса истории становится формирование навыка исторического исследования. Эта задача осуществима, если учитель систематически использует на уроке, в том числе, задания проблемного, логического и практического характера. Самостоятельная разработка учителем таких заданий к каждому уроку становится актуальной.
Задачи проблемные требуют не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, в отличие от проблемного вопроса, содержат дополнительную вводную информацию и при необходимости — ориентиры поиска ее решения.
Проблемные задания можно классифицировать:
1. задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями по одному и тому же вопросу и содержащих при их сведении противоречие;
2. задачи на анализ двух и более высказываний одного и того же лица, содержащих реальное или кажущееся противоречие;
3. задачи на анализ факта, события;
4. задачи на оценку деятельности конкретной личности;
4. задачи на выработку методологических навыков.
Практические задания ориентируют учащихся на соотнесение изучаемого материала с окружающей действительностью.
Практические задания на изучение прошлого могут быть организованы в таких формах:
– работа с контурными картами;
– образные задания;
– озвучивание исторических картин;
– экспертиза.
Виды практические задания на изучение современности на основе прошлого:
– сопоставление аналогичных фактов (событий) прошлого и настоящего;
– изучение топонимики, в том числе, причин и времени названия улиц, площадей, где проживают учащиеся;
– уход за памятниками культуры, памятниками людям, погибшим в войнах и т. п.;
– ведение летописи района, округа;
– встречи с очевидцами и участниками событий прошлых лет и т.д.
Логические задания ориентируют на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли; составляются для изучения хрестоматийных источников, фрагментов учебников.
Три этапа выполнения логического задания:
1. Выяснение причин, времени и условий создания источника, усваивание непонятных слов, которые встречаются в тексте.
2. Включает вопросы, направленные на нахождение нужного материала и его глубокое усвоение.
3. Обобщающие и практические задания.
Основные типы логических заданий:
1. Методические средства и приемы сформулированы и скомпонованы по трем этапам выполнения логического задания.
2. К большинству вопросов по содержанию источника тут же формулируются вопросы и задания обобщающе-практического толка.
В основной школе учебная деятельность на уроках истории направлена на формирование, в том числе и таких умений:
– устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение и делать выводы;
– строить логические рассуждения, делать выводы;
– ориентироваться в содержании текста, определять главную мысль текста, используя явно заданную в тексте информацию;
– отвечать на вопросы, используя не явно заданную информацию;
– составлять на основании текста высказывание по заданному вопросу;
– проводить поиск информации в отрывках исторических текстов;
– использовать историческую карту как источник информации;
– анализировать информацию из различных источников для всестороннего изучения событий отечественной и всеобщей истории;
– определять причины и следствия исторических событий;
– раскрывать характерные, существенные черты экономических, социальных отношений и политического строя;
– раскрывать характерные, существенные черты ценностей, господствовавших в обществах в определенный исторический период, религиозных воззрений, представлений человека о мире;
– объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории;
– писывать положение и образ жизни основных социальных групп; раскрывать существенные черты экономического и социального развития;
– раскрывать существенные черты эволюции политического строя через понятия: «монархия», «самодержавие», «абсолютизм»;
– раскрывать характерные черты развития общественного движения через понятия «консерватизм», «либерализм», «социализм»;
– объяснять причины и следствия основных событий и процессов отечественной и всеобщей истории;
– сравнивать развитие России и других стран через описание исторических ситуаций и событий;
– события и личности отечественной и всеобщей истории и т.д.
Во вложении к данной статье представлены авторские примеры заданий, которые предлагаются для использования на уроках по изучению первого периода новой истории.
Приложение доступно для скачивания по ссылке.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.