Рубрики
Управление

Корпоративное управление школой на основе взаимодействия в детско-взрослой общности

На сегодняшний день российская система образования претерпевает значительные изменения, характеризующиеся мощными инновационными процессами, которые требуют массового участияпедагоговв них.

0
Сотникова Марина Сергеевна,
педагог-организатор 
ГБОУ г. Москвы СОШ № 1412,
sotms@yandex.ru

На сегодняшний день российская система образования претерпевает значительные изменения, характеризующиеся мощными инновационными процессами, которые требуют массового участияпедагоговв них. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что новая волна технологических изменений резко усиливает роль инноваций в социально-экономическом развитии:

– система отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией;

– способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами;

– комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия;

– система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон.

Переведя локус контроля всех вышеуказанных вариантов толкования в сферу образования, можно рассмотреть корпоративное управление как систему взаимодействия между участниками образовательного процесса (детско-взрослой общности), включая администрацию, обучающихся, родителей, учителей, а также других заинтересованных лиц, с помощью которой реализуются их права и распределяются обязанности.

Проанализировав научную литературу, а также передовой педагогический опыт по схожей тематике, мы предлагаем модель корпоративного управления школой на основе взаимодействия в детско-взрослой общности. Модель включает в себя ряд систем взаимоподчинения на каждом управленческой ступени:

 

Административный совет Попечительский совет Совет по стратегии развития школы Педагогический совет Директор школы АХЧ* Аттестационная комиссия Родительский комитет Профком учителей
↑    ↓
Группаразработки программы развития Экспертные комиссии Научно-методический совет Малые педсоветы (оперативные совещания) Заместители директора школы Совет руководителей функциональных служб Участие в аттестационной комиссии Школьное соуправление Совет выпускников
↑    ↓
Исследовательские и экспериментальные группы Временные творческие группы Совет педагогов по дополнительному образованию Предметные МО, ППК** Руководители МО, функциональных служб ПМПС*** Совет классных руководителей Совет руководителей НОУ**** Совет профилактики
↑    ↓
Группы лаборатнов и консультат Научное общество учащихся Творческие сообщества Совет старшеклассников Ученический актив Школьное соуправление Пресс центр Советы классов Советы КТД
↑    ↓
Общешкольний родительский комитет Родительский лекторий Родительский актив Творчески группы родителей по направлениям Родительские комитеты классов
 

 

* Административно-хозяйственная часть

** Психолого-педагогические консилиумы

*** Психолого-медико-педагогическая служба

**** Научное общество учащихся

Схема 1

Следует отметить, что в России в последние годы существенно возрос интерес к корпоративному управлению. В связи с этим 28 ноября 2001 года Правительство РФ одобрило проект Кодекса корпоративного поведения. Проанализировав данный документ и сопоставив общие принципы корпоративного управления со структурой вышеуказанной схемы, мы разработали принципы корпоративного управления школой на основе взаимодействия в детско-взрослой общности:

1. обеспечение основ системы эффективного корпоративного управления;

Данный принцип обращен к государственным структурам, на которые ложится нагрузка по формированию благоприятной среды для развития корпоративного управления. Речь идет, прежде всего, о требованиях к правовой системе и к практике работы регулирующих органов.

2. права участников детско-взрослой общности;

Система корпоративного управления должна защищать права участников ДВО и облегчать их использование. Основная задача — создание оптимальных условий для успешного обучения и воспитания учащихся, а также создание гуманных отношений в детско-взрослой общности.

3. взаимодействие участников детско-взрослой общности, формирование корпоративной культуры школы, равное отношение ко всем участникам ДВО;

Система корпоративного управления должна обеспечивать целевое взаимодействие участников ДВО на всех ступенях управления, а также равное отношение ко всем участникам ДВО, включая детей, родителей и прочих заинтересованных лиц.

4. роль заинтересованных лиц в управлении школой, социальное партнёрство и взаимодействие;

Система корпоративного управления должна поощрять активное сотрудничество школы с социально значимыми организациями в рамках организации партнёрства и взаимодействия.

5. информационная прозрачность;

Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся развития школы, включая финансовое положение, результаты деятельности, структуру собственности и управления. Каналы распространения информации должны быть доступны всем пользователям.

6. обязанности административного совета;

Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое управление школой, эффективный контроль деятельности заместителей директора школы, а также их подотчетность по отношению участникам ДВО.

7. эффективный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов участников ДВО.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что практика надлежащего корпоративного управления по своей природе эволюционна. Международные и национальные стандарты, кодексы корпоративного управления разрабатываются и применяются с учетом имеющихся правовых, политических и экономических особенностей, сложившихся моделей корпоративного управления. Система образования не является исключением. Целенаправленный и комплексный подход к организации корпоративного управления школой будет обеспечивать реализацию программы развития школы на всех её этапах.

Список литературы:

1. Агранович Б.Л. Корпоративное управление вузом: учебное пособие / Под ред. А.И. Чучалина. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.
2. Кодекс корпоративного поведения: распоряжение Правительства РФ от 28.11.2001 № 421/р.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.