На сегодняшний день российская система образования претерпевает значительные изменения, характеризующиеся мощными инновационными процессами, которые требуют массового участияпедагоговв них. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что новая волна технологических изменений резко усиливает роль инноваций в социально-экономическом развитии:
– система отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией;
– способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами;
– комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия;
– система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон.
Переведя локус контроля всех вышеуказанных вариантов толкования в сферу образования, можно рассмотреть корпоративное управление как систему взаимодействия между участниками образовательного процесса (детско-взрослой общности), включая администрацию, обучающихся, родителей, учителей, а также других заинтересованных лиц, с помощью которой реализуются их права и распределяются обязанности.
Проанализировав научную литературу, а также передовой педагогический опыт по схожей тематике, мы предлагаем модель корпоративного управления школой на основе взаимодействия в детско-взрослой общности. Модель включает в себя ряд систем взаимоподчинения на каждом управленческой ступени:
Административный совет | Попечительский совет | Совет по стратегии развития школы | Педагогический совет | ← | Директор школы | → | АХЧ* | Аттестационная комиссия | Родительский комитет | Профком учителей | ||||||
↑ ↓ | ||||||||||||||||
Группаразработки программы развития | Экспертные комиссии | Научно-методический совет | Малые педсоветы (оперативные совещания) | ← | Заместители директора школы | → | Совет руководителей функциональных служб | Участие в аттестационной комиссии | Школьное соуправление | Совет выпускников | ||||||
↑ ↓ | ||||||||||||||||
Исследовательские и экспериментальные группы | Временные творческие группы | Совет педагогов по дополнительному образованию | Предметные МО, ППК** | ← | Руководители МО, функциональных служб | → | ПМПС*** | Совет классных руководителей | Совет руководителей НОУ**** | Совет профилактики | ||||||
↑ ↓ | ||||||||||||||||
Группы лаборатнов и консультат | Научное общество учащихся | Творческие сообщества | Совет старшеклассников | ← | Ученический актив | → | Школьное соуправление | Пресс центр | Советы классов | Советы КТД | ||||||
↑ ↓ | ||||||||||||||||
Общешкольний родительский комитет | Родительский лекторий | ← | Родительский актив | → | Творчески группы родителей по направлениям | Родительские комитеты классов | ||||||||||
* Административно-хозяйственная часть
** Психолого-педагогические консилиумы *** Психолого-медико-педагогическая служба **** Научное общество учащихся |
Схема 1
Следует отметить, что в России в последние годы существенно возрос интерес к корпоративному управлению. В связи с этим 28 ноября 2001 года Правительство РФ одобрило проект Кодекса корпоративного поведения. Проанализировав данный документ и сопоставив общие принципы корпоративного управления со структурой вышеуказанной схемы, мы разработали принципы корпоративного управления школой на основе взаимодействия в детско-взрослой общности:
1. обеспечение основ системы эффективного корпоративного управления;
Данный принцип обращен к государственным структурам, на которые ложится нагрузка по формированию благоприятной среды для развития корпоративного управления. Речь идет, прежде всего, о требованиях к правовой системе и к практике работы регулирующих органов.
2. права участников детско-взрослой общности;
Система корпоративного управления должна защищать права участников ДВО и облегчать их использование. Основная задача — создание оптимальных условий для успешного обучения и воспитания учащихся, а также создание гуманных отношений в детско-взрослой общности.
3. взаимодействие участников детско-взрослой общности, формирование корпоративной культуры школы, равное отношение ко всем участникам ДВО;
Система корпоративного управления должна обеспечивать целевое взаимодействие участников ДВО на всех ступенях управления, а также равное отношение ко всем участникам ДВО, включая детей, родителей и прочих заинтересованных лиц.
4. роль заинтересованных лиц в управлении школой, социальное партнёрство и взаимодействие;
Система корпоративного управления должна поощрять активное сотрудничество школы с социально значимыми организациями в рамках организации партнёрства и взаимодействия.
5. информационная прозрачность;
Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся развития школы, включая финансовое положение, результаты деятельности, структуру собственности и управления. Каналы распространения информации должны быть доступны всем пользователям.
6. обязанности административного совета;
Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое управление школой, эффективный контроль деятельности заместителей директора школы, а также их подотчетность по отношению участникам ДВО.
7. эффективный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов участников ДВО.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что практика надлежащего корпоративного управления по своей природе эволюционна. Международные и национальные стандарты, кодексы корпоративного управления разрабатываются и применяются с учетом имеющихся правовых, политических и экономических особенностей, сложившихся моделей корпоративного управления. Система образования не является исключением. Целенаправленный и комплексный подход к организации корпоративного управления школой будет обеспечивать реализацию программы развития школы на всех её этапах.
Список литературы: