Рубрики
Дошкольное образование

Знакомство с рычажными равноплечими весами

Использование рычажных равноплечих весов в образовательной деятельности помогает осуществить деятельностный подход к познавательной активности ребенка, удовлетворить эту активность в форме поисковой, исследовательской деятельности.
Весы применяются в разделе ФЭМП при ознакомлении детей с величиной предметов, когда перед вами стоит задача сформировать представления о весе предметов и способах его измерения.

0
Богданова Марина Алексеевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2097»,
madam-ma-bogdanova@ya.ru

Использование рычажных равноплечих весов в образовательной деятельности помогает осуществить деятельностный подход к познавательной активности ребенка, удовлетворить эту активность в форме поисковой, исследовательской деятельности.

Весы применяются в разделе ФЭМП при ознакомлении детей с величиной предметов, когда перед вами стоит задача сформировать представления о весе предметов и способах его измерения.

Знакомя детей с весами, можно решить множество разнообразных задач:

 дети учатся сравнивать предметы «по тяжести» (тяжелые-легкие), подбирать равные и неравные по весу предметы, взвешивая их на ладони и выстраивая сериационный ряд. Соответственно, у них развивается глазомер и «барическое чувство»;

 у детей формируется умение понимать независимость веса от размера предмета, от формы, т.е. понимать инвариативность массы;

– с помощью разновесов, прилагаемых в комплекте к весам, дети научатся определять вес предмета, используя их как условную мерку или эталон веса.

Весы можно использовать в индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работе.

Как же знакомить детей с весами? С чего начать?

Надо помнить о том, что весы – это прибор. Поэтому детей надо сначала знакомить со строением этого прибора и с правилами работы.

Педагог может предложить детям три предмета: металлический шарик, резиновый мячик, комок бумаги.

Фотография 1

Необходимо «на глаз» определить, какой из предметов тяжелее, а затем взвесить их на руках. Проверить результаты опытов с помощью прибора.

Весы достаются в полуразобранном виде, и предлагается посмотреть, из чего они состоят. Педагог рассказывает о том, что весы стоят на подставке или основании, к ней крепится стойка, а на стойку сверху одевается рычаг. На концы рычага вешаются чаши. Детям предлагается самим собрать весы.

Педагог знакомит с правилами работы с весами. Чтобы весы показывали точный вес предметов, их надо уравновесить. Для этого на рычаге есть специальные гирьки. Их надо сдвигать, пока стрелка у весов не совпадет с делением на стойке. Теперь весы готовы к работе. С весами надо обращаться бережно. Предметы класть по очереди, сначала на одну, а затем на другую чашу. А чашу снизу придерживать рукой.

Педагог предлагает проверить результаты взвешивания при помощи весов, говоря о том, что весы служат для более точного определения веса предмета. А детям они помогут сравнивать по весу (тяжести) предметы. Если чаша весов опуститься ниже, то предмет тяжелее.

Опыт 1. Взвешивание предметов разных по размеру, сделанных из разных материалов

Фотография 2

 Что больше по размеру? А что тяжелее?

 Как вы думаете, почему металлический шарик, который меньше по размеру, тяжелее резинового мячика, который больше.

Опыт 2. Взвешивание предметов разных по размеру, сделанных из разных материалов

Фотография 3

 Что больше по размеру? А что тяжелее?

Выложите предметы от самого тяжелого до самого легкого.

 Почему маленький металлический шарик, оказался тяжелее большого бумажного комка?

Обязательно дайте возможность детям самостоятельно сделать выводы!

Опыт 3. Взвешивание двух предметов, сделанных из одного материала, одинаковых по форме, но разных по размеру

 Как вы думаете, что будет тяжелее, если сравнивать предметы, сделанные из одного материала, но разные по размеру?

Сравнение деревянного маленького цилиндр и деревянного большого цилиндра.

Сравните предметы по форме,по размеру. Какой цилиндр будет веситьбольше? Проверить предположения детей.

 Какой мы можем сделать вывод?

Опыт 4. Взвешивание двух одинаковых предметов, сделанных из одного материала, но разной формы

Сравнение 2 кусков пластилина одинакового по форме и по размеру. Как вы думаете, одинаковый ли вес у предметов? Проверить предположения детей.

Предлагает одному ребенку вылепить из пластилина колбаску, а другому шарик.

– Как вы думаете, теперь этот пластилин весит одинаково?

Проверить предположения детей. (Весы уравновешиваются.)

 Почему вес предметов остался одинаковым? (Дети делают вывод о том, что они ничего не убавили и не прибавили к кускам пластилина, только поменяли форму.)

 Какой мы можем сделать вывод? (Тяжесть предмета не зависит от того, какой формы предмет.)

Дети на протяжении всех опытов могут фиксировать результаты на бумаге или на электронном планшете.

Фотография 4

По итогам этих опытов, предложить детям ответить на вопросы:

Правильно ли я говорю, что…

 …тяжелее – это всегда больше по размеру?

 …если предметы сделаны из одного материала, то тяжелее – это больше по размеру?

 …вес предмета зависит от формы?

 …вес предмета зависит от размера?

Опыт 5. Взвешивание жидкостей

– Как вы думаете, можно ли взвесить жидкости? Как это сделать? (Воду надо налить в контейнер и поставить на весы.)

В точно такой же контейнер налить растительное масло. Как вы думаете, что больше весит? Давайте проверим. (Дети взвешивают на весах контейнеры. Вода перевешивает.)

– Почему контейнеры одинаковые по размеру, но тот который с водой тяжелее?

Опыт 6. Использование разновесов для взвешивания сыпучих веществ

– Что надо делать, если для каши необходимо отмерить 30 гр. крупы? (предположения детей)

Вес предмета измеряют специальными мерками, которые называются «гирьки» или «разновесы».

Предложить детям комплект разновесов, познакомить с правилами обращения с ними.

Фотография 5

– Как вы думаете, если мне надо отмерить 30 гр. крупы, сколько и каких гирек мне надо взять?

Положите на одну чашу весов эти гирьки, а на другую надо насыпать крупу. До каких пор вы будете насыпать крупу? Пока весы не уравновесятся. (Дети выполняют задание.)

– Сколько крупы вы отмерили? (Дети отвечают.) Следовательно, данное количество крупы весит 30 гр.

Для закрепления данного материала весы даются детям для самостоятельной деятельности.

Фотография 6

Фотография 7

Использование чашечных весов в познавательной деятельности ребенка помогает ему систематизировать, углубить, обобщить личный опыт, осознать связи и зависимости изучаемых объектов, материалов, занимая при этом субъектную позицию в обучении.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете просмотреть фильм, как в интересной и необычной форме можно использовать весы с набором разновесов образовательной деятельности дошкольников.

Фотография 8

Вы также можете ознакомиться с фильмом, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.