Рубрики
Воспитательная работа

Особенности туристско-краеведческой деятельности в школе

Педагогический коллектив Московского Георгиевского кадетского корпуса ищет и развивает инновационные формы и методы повышения качества образования кадет на основе метапредметного подхода, принимая участие в работе окружной инновационной площадки по теме: «Моделирование детско-взрослых общностей на основе инновационных форм взаимодействия субъектов образовательной среды как фактор современных требований к качеству образования».

0
Бургучёв Александр Сергеевич,
педагог-организатор 
ГБОУ г. Мосвы кадетская школа-интернат № 6 «Московский Георгиевский кадетский корпус»,
svuo-v1@yandex.ru

Педагогический коллектив Московского Георгиевского кадетского корпуса ищет и развивает инновационные формы и методы повышения качества образования кадет на основе метапредметного подхода, принимая участие в работе окружной инновационной площадки по теме: «Моделирование детско-взрослых общностей на основе инновационных форм взаимодействия субъектов образовательной среды как фактор современных требований к качеству образования».

В последнее десятилетие проблема сохранения и развития здорового образа жизни приобрела статус приоритетного направления. В этом аспекте трудно переоценить и оздоровительное значение туристско-краеведческой деятельности. На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, снимают нервное напряжение.

Ни для кого не является секретом, что туристско-краеведческая деятельность, которой занимаются школьники, нужна и полезна, способствует всестороннему развитию личности ребенка. Педагоги понимают, что здоровый образ жизни – это норма, а регулярные занятия спортом, кроме благотворного влияния на здоровье школьника, формируют его характер, учат преодолевать жизненные трудности.

Однако в среде педагогов бытует несколько стереотипов, которые не позволяют им в полной мере использовать потенциал туристско-краеведческой деятельности. Связано это, прежде всего, с тем, что педагогов, которые бы использовали в своей деятельности столь действенную форму, как туристский поход, крайне мало. Это обусловлено и отсутствием необходимой специфической профессиональной подготовки и огромными трудностями бюрократического характера в организации и проведении данного вида мероприятий. Отсутствие свободного времени и большая педагогическая нагрузка большинства педагогов также не способствует выходу на туристскую тропу.

Да и общая атмосфера в обществе, отношение к туризму по сравнению с ещё недавним прошлым, к сожалению, изменилось. Мало кто хочет стать моряком, лётчиком или геологом. Дух романтики дальних странствий, путешествий уходит. Бытует мнение: «А зачем куда-то идти, если можно купить путёвку». Или: «Зачем куда-то ехать, если есть Интернет». Подобные высказывания слышатся всё чаще как от детей, так и от взрослых.

И тем не менее детско-юношеский туризм существует. Правда, его эффективность могла бы быть выше, если бы удалось избавиться от устойчивых и порой взаимоисключающих друг друга стереотипов.

Первый стереотип. Туризм воспринимается как вид пусть и активного, но отдыха на природе. Запечённая картошка, песни у костра, ночёвки в палатке – по мнению некоторых педагогов – основное времяпрепровождение ребят, выбравших данный вид спорта и посвятивших себя туризму. Рекреационная составляющая туристского похода кажется главной и зачастую единственной целью.

Второй стереотип, напротив, во главу угла ставит именно спортивную часть похода, то есть маршрут и прохождение километров как самоцель.

Оба мнения однобоки, ошибочны и даже вредны. Попробуем на примере группы Московского Георгиевского кадетского корпуса эти стереотипы развенчать.

Подготовка к походу (и тем более к экспедиции) существенно отличается от простой экскурсионной поездки: прежде всего тем, что участники самостоятельно и осознанно готовятся к этому мероприятию. Данная подготовка заключается во многих аспектах. От проверки снаряжения (куда входит определение потребности в нём, пополнение необходимого, ремонт старого), распределения обязанностей в группе до составления сметы расходов и необходимого количества продуктов питания к составлению ежедневного меню. Всё это работа непосредственных участников группы, на которых ложится ответственность не только за подготовку личного снаряжения, но и снаряжения группового. А это уже ответственность не только за себя, но и за группу в целом.

Подготовка к походу не ограничивается только решением хозяйственных проблем. Знакомство с районом путешествия, изучение особенностей местности и климата, предполагаемых погодных условий, определение целей краеведческих исследований и предварительное знакомство с областями знаний, необходимых для их проведения, – задачи, стоящие перед самими участниками. На основании полученных данных производится детальная разработка маршрута.

Активная часть, то есть этап непосредственного прохождения маршрута, характеризуется следующими видами деятельности: передвижение по намеченному маршруту, сопряжённое с большими физическими нагрузками; ориентирование на местности с использованием карты и местных предметов; организация походного быта, включающая в себя оборудование биваков, приготовление пищи, правильная организация режима чередования нагрузок и отдыха и т. д.

В активной части похода все без исключения участники группы выполняют определённые обязанности. Обязанности делятся на постоянные и временные. Временные обязанности – дежурства. Задача дежурной палатки, в которой, кстати, может и не быть взрослого, – до общего подъёма группы приготовить завтрак, подготовить воду для умывания, произвести метеорологические наблюдения и зафиксировать их, подготовить групповое снаряжение к выходу. Дежурные назначаются в порядке очерёдности и выполняют свои обязанности, как правило, в течение суток. Руководит действиями дежурной палатки командир палатки. Это всегда наиболее опытный участник похода. Взрослый участник похода не может быть командиром палатки. Роль руководителя и его заместителя (взрослых людей) больше инструкторская, чем административная.

Таким образом, самостоятельно выполняя различные бытовые задачи (лично или совместно с товарищами), участники приобретают необходимые практические навыки, которые, как показывает практика, не являются доступными и для некоторых взрослых.

Должностными (постоянными) обязанностями охвачены все без исключения участники. Должности в группе распределяются в зависимости от походного опыта и предпочтений участников. Командир группы и командиры палаток назначаются из числа детей на всё время похода. Штурманская группа не только следит за соответствием реально пройденного пути запланированному, но и делает техническое описание маршрута. Группа метеорологов, костровой, заведующий питанием, заведующий снаряжением, группа организации досуга, летописец, фотограф и другие участники выполняют свои обязанности на протяжении всего похода.

Осознание того, что от качественного выполнения своих обязанностей каждым без исключения, что от тебя конкретно зависит успешное прохождение маршрута и в конечном итоге безопасность группы, отличает туристскую группу от любого другого детского коллектива. Какое-либо недобросовестное выполнение своих обязанностей, несоблюдение принятых норм и правил поведения недопустимы. Всё, что не соответствует интересам коллектива, быстро находит разрешение самим коллективом. Общая цель (а не руководство взрослых) способствует этому.

Говоря о саморегулировании поведения участников и взаимоотношениях в туристской группе, необходимо сказать и о значении традиций. Традиции, то есть групповые нормы поведения, выработанные годами и опытом, принятые группой как наиболее целесообразные и приемлемые, служат продолжением официальных норм и правил, а также дополняют их в областях, нерегламентированных официальными правилами.

Особо следует остановиться на краеведческом задании группы. Группа краеведов начинает свою работу на этапе подготовки к походу, работает на маршруте и подводит итоги своей деятельности на третьем, завершающем этапе. Это этап, который включает в себя обработку собранного материала и проведение отчетов группы. Каждый участник делает письменный отчёт: отчёты штурманской, метеорологической групп сводятся в техническое описание маршрута, куда также включается летопись и материалы проведённых вечеров. После маршрутов оформляется письменный отчёт в виде «Паспорта маршрута».

«Паспорт маршрута» группы включает:

– справочные сведения о походе (район похода; вид туризма; категория сложности; протяженность активной части и нитка маршрута; препятствия, определяющие категорию сложности маршрута; состав группы; график движения с указанием километража, времени, кратким описанием пройденного пути и погодных условий);

– описание маршрута (подробное техническое описание пройденного пути в каждый ходовой день);

– карту с нанесённой ниткой маршрута, датами и местами стоянок;

– интересные объекты (описание памятников природы, истории и т. д.);

– краеведческое задание (описание проведенных исследований);

– летопись (литературный дневник похода);

– необходимую информацию (адреса и телефоны контрольно-спасательных служб, организаций, музеев и т. д.);

– выводы и рекомендации (практические советы группам, которые решат пройти по этому маршруту);

– используемую литературу.

Понятно, что без ежедневной и кропотливой работы на маршруте каждого участника группы подготовка одного только «Паспорта маршрута» невозможна. Но и с написанием паспорта или письменного отчёта заключительный этап не заканчивается. Формы отчёта разнообразны и многоплановы. Это и подготовка презентаций, докладов и выступлений участников группы перед коллективами класса и школы, выпуск стенгазеты с фотографиями похода, и подготовка творческого выступления, целого концерта, литературно-музыкальной композиции по тематике, связанной с районом похода и проведёнными исследованиями и т. д. Простор для творчества безграничен. Без экспедиционной работы невозможно функционирование школьного музея как просветительского и образовательного пространства. Оформление экспозиций школьного музея по результатам похода является формой отчёта туристской группы.

Ещё одной своеобразной формой отчёта участников является проектная деятельность. По тематике походов и экспедиций кадеты разрабатывают проекты, с которыми участвуют в различных конкурсах и конференциях. Конкурсы необязательно должны быть краеведческой или музейной направленности, как, например, московские городские конкурсы «Из дальних странствий возвратясь», конкурс краеведов по программе «Отечество» или конкурс школьных музеев. Примерами таких конкурсов являются Московская конференция исследовательских и проектных работ «Путь поколений» с различными номинациями («История», «Личность», «Столицы мира», «Этнос», «Общество»), московский городской экологический форум «Москва в гармонии с природой», конкурс исследовательских и проектных работ «Ты человек! И ты за всё в ответе!». Номинации этих достаточно престижных конкурсов соответствуют темам краеведческих исследований туристской группы.

Примеры тем проектно-исследовательских работ для совместной работы с учителями-предметниками. Учитель математики может дать задание на такие темы, как «Масштаб. Практика измерений на местности» или «Равнобедренный треугольник и его свойства. Соотношения между сторонами и углами треугольника». Для учителя физики, например, будет интересно исследование на тему: «Магнитное поле Земли. Работа с компасом». Учитель литературы и русского языка может стать руководителем проектной работы на темы: «Легенды горного Крыма», «Природа в русских народных сказках и былинах», «Топонимика района путешествия». Даже для учителей иностранного языка найдётся интересная тема исследования, например: «Диалектизмы и заимствования в языке населения района похода». Темы для учителей биологии, географии, истории, изобразительного искусства самые разнообразные: животный и растительный мир, экосистемы, экономико-географическая характеристика родного края, рельеф и геологическое строение и многое-многое другое.

Ребята, прошедшие школу туризма, физически и интеллектуально развиты, социально адаптированы. Там – в горах, лесах и болотах, они приобретают универсальные знания (познавательные, коммуникативные) и готовы их использовать в организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, строить индивидуальные образовательные траектории. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции.

«А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…» (К. Д. Ушинский)

Список литературы:

1. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. СПБ., 2006.
2. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. М., 2001.
3. Гальчун Н.З. Методические рекомендации по туризму. М., 1974.
4. Истомин П.И. Туристическая деятельность школьников: вопросы теории и методики. М., 1987.
5. Кокоров Ю.М. Методические рекомендации по внеклассной работе в туризме. М., 1980.
6. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0