Дошкольный возраст – это не только период первоначального формирования личности, но также сенситивный период для развития творческого мышления.
В наше время многие дети почти с рождения погружаются в искусственный, техногенный мир, в мир электронных гаджетов. Большинство современных детей находят свою реализацию в планшетах, смартфонах, компьютерах, что тормозит процесс развития творческого, диалектического мышления, коммуникабельности и потребности в познании окружающего мира. Именно об этом, основываясь на множестве исследований учёных медицинского факультета Бостонского университета, говорит доктор Дженни Радески [4].
Как в нашем современном мире с его техногенными возможностями достигнуть развития творческого мышления у детей дошкольного возраста?
Будучи педагогом-организатором в дошкольном учреждении, мне хотелось найти ту технологию или программу, которая дает возможность развивать в ребёнке способность творить и создавать, потребность в познании и понимание всех взаимосвязей окружающего мира. Изучение педагогических программ для дошкольников дало мне возможность, познакомиться с программой «ТРИЗ-теория решения изобретательских задач» (основана в 1946 году изобретателем, писателем Г.С. Альтшуллером; в 70-е годы появились методики для школьников, а в 80-е годы ТРИЗ пришел к дошкольникам), являющейся парциальной образовательной программой для дошкольников. Эта программа оказалась созвучна с моей потребностью к саморазвитию, с возможностью дифференциации накопленных стереотипов. Кроме того, многие авторы полагают, что использование технологии ТРИЗ в развитии творческого мышления у старших дошкольников помогает развить устойчивый интерес, самостоятельность в поиске информации, умение отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своим результатам, а также способствует формированию ценностей, связанных с созидательной деятельностью.
Обучение ТРИЗ-педагогике в Российской Ассоциации ТРИЗ в Санкт-Петербурге натолкнуло меня провести эксперимент в своем дошкольном учреждении. В основу подхода легло внедрение программы «По ступенькам ТРИЗ» Е.Л. Пчелкиной в Компьютерный Игровой Комплекс (КИК) для подготовительных к школе групп. С сентября 2014 года были определены две группы: экспериментальная и контрольная. С экспериментальной группой проводились занятия с использованием программы «По ступенькам ТРИЗ» для развития творческого мышления дошкольников, а в контрольной группе проводились интегрированные занятия в КИК.
Каждое занятие по ТРИЗ-технологии включает в себя необходимость создания модели педагогического процесса, использование которой, как утверждают создатели ТРИЗ-педагогики А.А. Гин, С.И. Гин, Т.А. Сидорчук, поможет сформировать определенные психологические условия для того, чтобы дети смогли полностью погрузиться в процесс творческого поиска и познания окружающего мира.
Фотография 1
Основная идея модели включает в себя:
– создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;
– создание атмосферы, способствующей появлению новых креативных идей;
– наличие положительной мотивации, поскольку принуждение – враг творчества;
– восхищение каждой новой идеей.
Каждое новое занятие начинается с создания обстановки полного доверия. Обыгрывается проблемная ситуация с использованием помощников, таких, как Думка (которая живет в стране Размышляндии, где все думают, размышляют и придумывают разные нужные идеи), Пачкуля (который постоянно что-то придумывает, но не всегда аккуратен в проявлении своих творческих идей), Хитруля (который придумывает добрые хитрые задачки, помогающие развиваться дошкольникам) и многие другие волшебники, помогающие находить и решать противоречия в различных задачах, ситуациях и играх. Дети очень любят играть, поэтому все подается в игровой форме. Во время поиска правильного решения возникают наводящие вопросы: «Как вы думаете, почему…?», «О чем…?», «Зачем…?, «Почему вы так думаете…?, «Что случились?, «Что необходимо сделать?» и так далее. Дети сами пытаются найти решение. И даже если оно неверно, в процессе проговаривания ответов на поступающие вопросы от педагога или самих детей, ребенок видит, что это решение не совсем подходит здесь и пытается найти новое.
В начале эксперимента мы наблюдали у детей скованность, нерешительность, ограниченность активного словарного запаса. В ходе предложенных нами игровых вариаций дети раскрывались, у них мгновенно возникали новые идеи, речь их становилась стройной и наполненной смыслом.
Фотография 2
В ходе экспериментальной работы использовалась методика «Диагностика творческих способностей дошкольников и младших школьников» (авторы А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкина). В отличие от диагностики компонентов творчества с позиции психологии основная задача с позиции ТРИЗ заключалась в выявлении способностей ребенка:
а) установить причинно-следственные связи;
б) различить объекты по их назначению;
в) найти и применить ресурсы;
г) найти выход из нестандартной ситуации;
д) проявить образность, связность и управляемость мышления при фантазировании.
Промежуточная диагностика проходила в январе 2015 года, с каждым ребенком экспериментальной и контрольной групп.
Первый тест диагностики был направлен на выявление способностей рассуждать и делать выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, где экспериментальная группа показала свою успешность на 69%, а контрольная – на 31%. Второй тест направлен на выявление способности ребенка различать объекты по их назначению, где процент успешности экспериментальной и контрольной групп составлял 65% и 35% соответственно. Третий тест направлен на оценивание способности ребенка находить и применять ресурсы, где процент успешности экспериментальной и контрольной групп составлял 79% и 21% соответственно. Четвертый тест направлен на оценивание способности ребенка находить выход из нестандартной ситуации, где процент успешности экспериментальной и контрольной групп составлял 77% и 23% соответственно. Результаты диагностики представлены в таблице.
Таблица 1. Результаты промежуточной диагностики творческих способностей дошкольников [1]
Показатель успешности |
Процент успешности | |
контрольная группа | экспериментальная группа | |
способность рассуждать и делать выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями | 31 % | 69 % |
способность различать объекты по их назначению | 35 % | 65 % |
способность находить и применять ресурсы | 21 % | 79 % |
способность находить выход из нестандартной ситуации | 23 % | 77 % |
Таким образом, в результате диагностики развития творческих способностей детей подготовительных групп выявлено, что обучающая программа развития творческого мышления у старших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии повышает уровень восприятия, сообразительности, находчивости и внимательности. Кроме того, она формирует навыки общения друг с другом, умение выстраивать причинно-следственные связи между событиями, структурировать свою речь, развивает образную память, позволяет детям многофункционально воспринимать окружающий их мир и самим решать свои «маленькие проблемы».
В конце учебного года была проведена итоговая диагностика. И по сводным таблицам, предоставленным ниже, можно увидеть динамику развития творческих способностей дошкольников, по каждой из групп. Очень сильный процентный разрыв у контрольной группы, говорит о том, что январская диагностика проходила у них тогда, когда они еще не занимались по ТРИЗ-тезнологии. А вот экспериментальная группа к январской диагностики была готова, так как предыдущие сентябрь-декабрь месяцы занимались по программе развития творческого мышления ТРИЗ-технологии, поэтому динамика не значительная, но все же существенная.
Таблица 2. Сопоставительный анализ результатов диагностики развития творческих способностей детей уконтрольной подготовительной группы [1]
Показатель успешности | Процент успешности | |
Январь 2015 | Май 2015 | |
способность рассуждать и делать выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями | 30 % | 70 % |
способность различать объекты по их назначению | 35 % | 65 % |
способность находить и применять ресурсы | 9 % | 91 % |
способность находить выход из нестандартной ситуации | 21 % | 79 % |
Таблица 3. Сопоставительный анализ результатов диагностики развития творческих способностей детей экспериментальной подготовительной группы [1]
Показатель успешности | Процент успешности | |
Январь 2015 | Май 2015 | |
способность рассуждать и делать выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями | 48 % | 52 % |
способность различать объекты по их назначению | 45 % | 55 % |
способность находить и применять ресурсы | 42 % | 58 % |
способность находить выход из нестандартной ситуации | 38 % | 62 % |
Полученные количественные данные позволяют сделать вывод о том, что показатели развития творческого мышления старших дошкольников заметно улучшились.
В начале каждого занятия детям предлагается расслабиться и разрешается произносить любую возникшую мысль по данной тематике, даже если она кажется смешной, глупой, потом в ходе занятия дети сами методом собственного поиска находят верное решение, а оно может быть и не одно. Для развития причинно-следственного логического мышления детям дается рисунки двух объектов: например, колосок пшеницы и хлеб, предлагается стать Потомучками и Почемучками. Дети играют в парах, один ребенок становятся Почемучкой, другой Потомучкой. В начале выбирается пара, которая разыгрывает этот диалог для всех детей, потом дети общаются каждый в своей паре. Потомучка рассказывает, как от колоска получился хлеб, Почемучка в процессе рассказа задает вопрос «Почему…?, Зачем..?, А как..?», если Потомучка пропустил в рассказе связующее звено. На таких занятиях ребята учатся не только выстраивать причинно-следственную цепочку, но и грамотно формулировать свои мысли, и приобретают навык общения друг с другом.
С помощью метода эмпатии («вживание» в образ объекта) дети определяют главное действие (функцию) предмета, определив, пытаются назвать предметы, которые тоже обладают таким действием. Например, мы с детьми через данный метод определили, что топор обладает действием (функцией) – делит полено на части. На вопрос «Какие еще объекты выполняют тоже действие, что и топор?» дети перечисляли хорошо знакомые и часто используемые предметы: ножницы, нож, пила, но самое неожиданное, это был ответ «зубы». На вопрос «Что же делают зубы?» дети ответили почти хором: «Делят еду на части». Один мальчик нарисовал не очень понятный рисунок, спросив его о том, что он нарисовал, он ответил:
– Молния.
– Что же делает молния? – спросила я.
– Молния, попав в дерево, делит его на части.
Каждое занятие – это маленькое исследование, открытие. Каждый ребенок раскрывается, наполняется множеством идей, зная, что его выслушают, что его творческая идея обязательно будет использована в играх, рассказах, рисунках, составлении сказок, поделках, движениях.
Анализ сравнительных результатов тестирования позволяет говорить о позитивной тенденции в их творческом развитии. Поэтому не так страшен нынешний техногенный мир, если родители и педагоги погрузятся вместе с детьми в увлекательный мир познания окружающего мира через ТРИЗ-технологии, то в России всегда будут личности креативно, творчески мыслящие, умеющие находить решение, казалось бы, в безвыходных ситуациях.
Список литературы: