Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Масленица как мероприятие на сплочение детских коллективов

Каждый учитель хочет, чтобы его класс был дружным, сплочённым, чтобы все в нём были за одного, и один, несомненно, был за всех! В любой период очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Этому способствуют увлекательные, но довольно сложные упражнения.

0
Дембовская Наталья Сергеевна,
заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ г. Москвы СОШ № 121,
dembovskaya.n@mail.ru
Круглова Мария Ивановна,
куратор ученического самоуправления
ГБОУ г. Москвы СОШ № 121,
mashakruglova@bk.ru

Каждый учитель хочет, чтобы его класс был дружным, сплочённым, чтобы все в нём были за одного, и один, несомненно, был за всех! В любой период очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Этому способствуют увлекательные, но довольно сложные упражнения. При выполнении этих упражнений, необходимо научиться решать общую задачу, выработать тактику и стратегию ее выполнения, преодолеть страх, иногда выйти за свои воображаемые возможности. Проведите несколько игр на сплочение, и вы увидите, как сократится число ссор между ребятами, они чаще будут помогать друг другу, чаще будут появляться улыбки на их лицах.

В нашей школе вот уже 13 лет доброй традицией стало проведение общешкольного праздника «Масленица». Праздник проводится на пришкольном участке, и в нем участвуют все обучающиеся школы. Наша цель заключается в ознакомлении обучающихся с русскими традициями, сплочении детских коллективов. Данное мероприятие позволяет решить следующие задачи:

• создать бодрое настроение и обеспечить положительные эмоции;

• развить чувство товарищества, коллективизма и ответственности друг перед другом;

• научиться примерять различные роли в команде (командир, участник и т.п.);

• раскрыть творческий потенциал каждого ребенка;

• обеспечить поднятие командного духа;

• продемонстрировать привлекательность активного и здорового образа жизни;

• создать толчок к будущей подготовке различных школьных мероприятий;

• дать возможность каждому ребенку выполнить задания: творческие, логические, на ловкость и взаимодействие.

Подготовка мероприятия начинается с «мозгового штурма», который проводит Ученический совет школы совместно с кураторами ученического самоуправления. Каждый год мы придумываем новые конкурсы, которые решают поставленные задачи и помогают достичь основной цели.

Вторым этапом подготовки является изготовление реквизита силами обучающихся и учителей технологии. В этом году ребята изготовили «многоножки», чучела маслениц, рогатки, мишени и многое другое.

Третьим этапом подготовки является составление схемы расположения площадок и графика их посещений с указанием правил конкурсов и количества участников. Эти документы направляются классным руководителям.

Каждый классный руководитель проводит подготовку с классом, основываясь на анализе сплоченности детского коллектива и возраста участников. Например, младших школьников целесообразно заблаговременно распределить по группам и по этапам конкурсов. Учащимся средней школы рекомендуется позволить полностью принимать решение самостоятельно во время проведения игр.

Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, а также группировки, которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. С помощью этих игр дети учатся:

• устанавливать доверительный контакт друг с другом;

• чувствовать состояние и настроение окружающих;

• использовать мимику и пантомиму в общении;

• быть наблюдательными;

• прислушиваться к мнению партнера и согласовывать с ним свои действия;

• понимать интонацию других;

• оказывать взаимопомощь;

• проявлять эмпатию;

• вырабатывать уверенность в себе и внимательное отношение к окружающим, к пониманию индивидуальности каждого одноклассника.

Игра развивает память, внимание, фантазии, учит сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации, быть наблюдательными.

После объявления судьями правил конкурса чаще всего возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-либо вариант решения (например, рассчитаться) и далее выполнять задания по порядковым номерам, затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно данные функции на себя берут лидеры.

Внимательное наблюдение за группой позволяет педагогу узнать, кто «выпадает» из коллектива, выявить явных и теневых лидеров, также разобраться, кто готов подчиняться и выполнять второстепенные роли, выявить оппозицию.

Следует иметь в виду, что процесс сплочения и развития детского  коллектива – динамичный процесс. При определенных обстоятельствах он может остановиться и превратиться даже в противоположный себе процесс – в процесс распада. Методы сплочения детского коллектива, несмотря на их широкую вариативность, укладываются в определенный порядок, которому должен следовать каждый учитель и классный руководитель:

• постоянный анализ уровня развития коллектива и его морально-психологического климата;

• создание плана воспитательной работы;

• ведение и способствование целенаправленной ориентации и самоориентации детского коллектива в целом и каждого ребенка;

• формирование единых установок поведения членов коллектива;

• мероприятия на сплочение коллектива и самореализацию каждого ребенка (командные игры, квест-путешествия, туристические походы, коллективные дела);

• определение перспективного плана развития детского коллектива.

Предлагаем вашему вниманию сценарий праздника «Масленица», в котором используются приемы, направленные на сплочение детского коллектива.

Сценарий праздника «Масленица»

Цель: знакомство детей с русскими традициями, сплочение детских коллективов.

Задачи:

1. создать бодрое настроение и обеспечить положительные эмоции через здоровый активный образ жизни;

2. развить чувство товарищества, коллективизма и ответственности друг перед другом;

3. научиться примерять различные роли в команде («командир», «участник» и т.п.);

4. раскрыть творческий потенциал каждого ребенка;

5. обеспечить поднятие командного духа;

6. продемонстрировать привлекательность активного и здорового образа жизни;

7. создать толчок к будущей подготовке различных школьных мероприятий;

8. дать возможность каждому ребенку выполнить задания: творческие, логические, на ловкость и взаимодействие.

Действующие лица: 1-й скоморох, 2-й скоморох, 3-й скоморох, 4-й скоморох, Зима, Баба Яга, Леший, Весна, Масленица, Скоморохи (члены совета школы), ведущие игровых площадок.

Ход праздника

Звучит музыка. Учащиеся собираются на спортивной площадке у школы. Их встречают скоморохи.

Звучит фонограмма №1 «Гимн Масленице».

2-й скоморох: Все, все, все на праздник!

Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем.

Зима:

Спешите, спешите!

Торопитесь занять лучшие места

Сам не займешь – соседу достанется!

3-й скоморох:

Приходите все без стеснения!

Билетов не надо 

Предъявите хорошее настроение.

4-й скоморох:

Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости.

2-й скоморох:

Спешите скорей, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

Зима:

Гостей давно мы ждем-поджидаем,

Масленицы без вас не начинаем.

3-й скоморох:

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

4-й скоморох:

Пусть проходит праздник пышно!

Сударыня наша, Масленица!

Протянись до Велика дня,

От Велика дня до Петрова дня.

Не жалей, сударыня, на блины огня.

Баба Яга:

Милости просим,

Будьте, как дома,

Вся территория вам знакома.

Матушку зиму отпраздновать нужно

И проводить, как положено, дружно.

2-й скоморох:

Скоморох, скоморох,

Выйди с дудкой на порог,

И народу от души,

Спой частушки и спляши.

Все скоморохи и актеры исполняют частушки.

Звучит фонограмма №2 «Частушки» (минусовка)

1. Если вдруг кому-то плохо,

И тепла недостает

Позовите скомороха,

Он вам спляшет и споет!

2. Скоморохи по привычке

Ходят строем на врага,

Или к чёрту на кулички,

Или к чёрту на рога.

3. Поддавай, ребята, жару,

Мы идем, куда велят.

Нам туда, куда ни разу

Не гонял Макар телят.

4. Мы руками дружно машем,

Подготовка не плоха,

Ищем Масленицы нашей,

Мы на счастье жениха.

1-й скоморох:

Гости славные, люди дивные,

Поверните сюда лицо.

Начинаем сейчас спортивные

Состязания удальцов!!!

2-й скоморох:

Продолжаем мы программу

Для гостей, для друзей, для всех!

Начинаем панораму удивительных потех!

Все пригашаются на игровые площадки!

Звучит народная музыка на тему Масленицы. Классы расходятся по игровым площадкам (Приложение 1), согласно выданным маршрутным листам (Приложение 2) (оба приложения доступны для скачивания внизу страницы).

После окончания игр на площадках дети собираются на стадионе и продолжают праздник.

1-й скоморох:

Везде разнообразною картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздную народ чему-то рад.

Леший:

Какой-то тайной жаждою мечта распалена 

И над душою каждою проносится весна.

Масленица:

Собирайся, народ! Весна красная идет!

Надо зимушку спровадить,

Дружно Масленицу справить!

Весна:

Собирайся, стар и млад! Выходите из палат!

До поста одна неделя, там уж нам не до веселья,

Так что пой, гуляй, пляши

Семь денечков от души!!!

Леший:

Отдыхают все беспечно, значит, год не зря прожит.

Поздравляем всех сердечно с Масленицей от души!

Весна:

Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать – Масленицу жечь!

Давайте скажем ей слова, которые давным-давно произносили славяне.

Все скоморохи и ведущие хором: 

Зимние морозы, неудачи, слёзы 

Пусть они сгорают!

Поджигается чучело Масленицы.

Все  дети хором:  Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Звучит фонограмма №3 «Гори, гори ясно»

Масленица:

Как на масленой неделе

Мы блиночков захотели.

Из печи блины летели

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны – горячи.

Баба Яга:

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте!

Звучит фонограмма №4 «Блины»

Скоморохи выносят на подносах блины и передают классным руководителям.

Все скоморохи и ведущие хором:

Всем спасибо Вам, друзья!

А теперь домой, к блинам пора!!!

Звучит фонограмма №5 «Прощай масленица»

Перечень фонограмм, используемых на празднике:

№1 – «Гимн масленице»

№2 – «Частушки» (минусовка)

№3 – «Гори, гори ясно»

№4 – «Блины»

№5 – «Прощай масленица»

Перечень других конкурсов, используемых на подобном празднике:

1. «Ложкари»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый игрок зачерпывает деревянной ложкой снег и высыпает его в ведро, стоящее на расстоянии. Место нахождения ведра определяется в зависимости от возраста учащихся. Затем ложка передается следующему игроку, стоящему в шеренге.

Оборудование: ведра (3), деревянные ложки (3).

2. «Шишкари»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый кидает шишку в корзину, стоящую на расстоянии. Место нахождения корзинки определяется в зависимости от возраста учащихся. Участники кидают шишки поочередно.

Оборудование: шишки, корзинки (плетеные) (3 штуки).

3. «Колобок» («Перекати мяч»)

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый участник катит мяч до кегли, установленной на расстоянии. Обводит кеглю и катит мяч к месту старта. Затем передает его следующему участнику. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: кегли (деревянные матрешки) (3), мячи (тяжелые) (3).

4. «Мотальщики»

В игре участвуют двое учащихся. Дети встают друг напротив друга и наматывают ленту на деревянные палки, к которым привязаны концы данной ленты. Центр ленты должен быть помечен (можно привязать бант, бумажную рыбку, грибок и т.д.). Выигрывает тот, кто первым домотает до центра ленты.

Оборудование: ленты с привязанными деревянными палочками на концах (3).

5. «Живая арка»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Ведущие (скоморохи) берут палку-перекладину за концы и поднимают её на уровне плеча. Игроки по очереди пробегают под палкой-перекладиной и встают в конец шеренги. Скоморохи опускают палку-перекладину на уровень пояса. Игроки пробегают под палкой. Затем скоморохи опускают палку-перекладину на уровень колена. Игроки проползают под палкой.

Оборудование: палки-перекладины (3 штуки).

6. «Перетягивание каната»

Оборудование: канат.

7. «Перенеси мяч»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый участник несет мяч до кегли, установленной на расстоянии. Оббегает кеглю (деревянную матрешку), возвращается к своей команде, передает мяч следующему участнику и встает в конец шеренги. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: мячи (3), кегли (деревянные матрешки) (3).

8. «Блиноедка»

Игроки «сковородками» (ракетками для настольного тенниса) подбрасывают в воздух «блины» так, чтобы блин перевернулся в воздухе и упал на «сковородку».

Оборудование: ракетки для настольного тенниса, «блины» (плотная ткань, сшитая в несколько слоев).

9. «Коробейники»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый участник держит в руках поднос, на котором находятся резиновые и деревянные игрушки (810 штук). С подносом в руках он оббегает установленную на расстоянии кеглю (деревянную матрешку), возвращается к своей команде, передает поднос следующему участнику и встает в конец шеренги. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: подносы (3 штуки), деревянные и резиновые игрушки, кегли (деревянные матрешки) (3).

10. «Кто быстрее на метле»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый участник держит в руках метлу. По команде ведущего он «садится» на метлу и оббегает установленную на расстоянии кеглю (деревянную матрешку), возвращается к своей команде, передает метлу следующему участнику и встает в конец шеренги. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: метлы (3 штуки), кегли (деревянные матрешки) (3).

11. «Буратино»

Игроки должны, подбрасывая кольцо в воздух, надеть его на нос Буратино.

Оборудование: голова Буратино (изготовленная из дерева), к шее которого привязана веревка с кольцом на конце.

12. «Ручеек»

13. «Портрет Масленицы»

Игроки рисуют портрет Масленицы на ватманском листе, вывешенном на улице. Рисунок выполняется на время.

Оборудование: ватманские  листы, краски, кисти, маркеры, вода.

14. «Кто быстрее доскачет до тридевятого царства»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый участник держит в руках «лошадь». По команде ведущего он «садится» на «лошадь» и оббегает установленную на расстоянии кеглю (деревянную матрешку), возвращается к своей команде, передает «лошадь» следующему участнику и встает в конец шеренги. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: «лошади» (палки с головами нарисованных лошадей) (3), кегли (деревянные матрешки) (3).

15. «Бег в мешках»

Игроки делятся на три команды. Первые игроки в каждой команды одевают мешки на ноги и по команде стартуют и обегают препятствие и передают мешок следующему игроку.

Оборудование: мешки (3 штуки).

16. «Самый меткий»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый кидает сокс (мяч) в корзину для бумаг, стоящую на расстоянии. Место нахождения корзины определяется в зависимости от возраста учащихся. Участники кидают соксы поочередно.

Оборудование: соксы (мягкие мячи из ткани), корзины для бумаг (ведра) (3).

17. «Городки»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый кидает мяч по кеглям, установленным на расстоянии. Затем тоже самое проделывают и другие участники. Задача игроков сбить как можно больше кеглей.

Оборудование: мячи (3 штуки), кегли (1218 штук).

18. «Змейка»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг, за другом расставив ноги на ширине плеч. Первый игрок должен проползти под всей шеренгой. Для проведения данной игры необходима заснеженная территория.

19. «Качающаяся корзина»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первому игроку выдается эстафетная палочка. По команде ведущего он оббегает установленную на расстоянии кеглю (деревянную матрешку), возвращается к команде, передает палочку следующему участнику и встает в конец шеренги. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: эстафетные палочки (3 штуки), кегли (деревянные матрешки) (3).

20. «Веселая эстафета»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый игрок по команде ведущего оббегает установленную на расстоянии кеглю (деревянную матрешку), поднимает пластмассовый кубик, возвращается к своей команде, передает кубик следующему участнику и встает в конец шеренги. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: эстафетные палочки (3 штуки), кегли (деревянные матрешки) (3).

21. «Самый быстрый»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый игрок по команде ведущего оббегает установленную на расстоянии кеглю (деревянную матрешку), поднимает пластмассовый кубик, возвращается у своей команде, передает кубик следующему участнику и встает в конец шеренги. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: пластмассовые кубики (3 штуки), кегли (деревянные матрешки) (3).

22. «Платочки»

Учащиеся встают в круг. Один учащийся (ведущий) двигается (бежит) по внешней стороне круга, кидает платочек любому игроку за спиной. Задача игрока увидеть платочек, поднять его, догнать ведущего и осалить. Если игрок не заметил платок, то он выходит из игры и встает в центр круга.

23. «Побей друга»

От каждой команды приглашаются по два человека. Дети садятся на бревно и берут в руки подушку. Задача сбить противника с бревна.

Оборудование: подушки (3 штуки).

24. «Стенка на стенку»

От каждой команды приглашаются по 10 человек. Дети берут в руки большой надувной баллон типа «банана» (у каждой команды свой баллон). Команды встают друг перед другом на расстоянии 2 метров. Посередине расположена контрольная линия. Задача продавить своим баллоном команду противника за контрольную линию.

Оборудование: два баллона от катамарана, веревка с контрольными флажками 5 метров.

25. «Перенеси мне колобок»

Игроки выстраиваются командами в шеренги друг за другом. Первый участник помещает мяч между ног и идет с ним до кегли, установленной на расстоянии. Берет мяч в руки, обегает кеглю (деревянную матрешку), возвращается к своей команде, передает мяч следующему участнику и встает в конец шеренги. Место нахождения кегли (деревянной матрешки) определяется в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование: мячи (3), кегли (деревянные матрешки) (3).

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Нечаев М.П. Методика воспитательной работы в новом классном коллективе. М.: УЦ «Перспектива», 2010.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.