Рубрики
Экономика

Уроки экономики в рамках реализации ФГОС. Экспозиция Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей находится в здании XIX века, принадлежавшем купцу И.Г. Простнякову, известному московскому предпринимателю, кавалеру пяти российских орденов за благотворительную деятельность. Владелец дома происходил из крестьян. С помощью своих родственников он сумел достичь больших успехов в бизнесе и составить состояние в два с половиной миллиона рублей. Свой капитал он нажил благодаря текстильному производству и доходным домам. Из этой суммы миллион он потратил на благотворительность: финансировал различные больницы и учебные заведения.

0
Валуева Наталья Леонидовна,
Отличник народного просвещения,
лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
 методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
valuevanl@mosmetod.ru

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей находится в здании XIX века, принадлежавшем купцу И.Г. Простнякову, известному московскому предпринимателю, кавалеру пяти российских орденов за благотворительную деятельность. Владелец дома происходил из крестьян. С помощью своих родственников он сумел достичь больших успехов в бизнесе и составить состояние в два с половиной миллиона рублей. Свой капитал он нажил благодаря текстильному производству и доходным домам. Из этой суммы миллион он потратил на благотворительность: финансировал различные больницы и учебные заведения. Дом, в котором расположен музей, он отдал под школу. В этой части Замо­скво­речья жила не самая обеспеченная публика, и школы здесь долгое время не было. И вот он решил создать здесь школу. Он оплачивал все нужды этой школы: отопление, освещение, зарплату учителям, питание учащихся. Это был не единственный случай в Москве, когда городская дума при нехватке бюджетных средств давала разрешение на создание частных образовательных учреждений. Обучали в таких школах по стандартным государственным программам, но все расходы брали на себя частные лица [3].

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей расположен в старой части Москвы, богатой уникальными памятниками культуры, архитектуры и искусства. Это единственный в России музей, хранящий в своих стенах историю издревле почитаемых на Руси меценатства и благотворительности. Посетителей музея ждут сотни оригинальных экспонатов, документов, фотографий, личных вещей, портретов российских банкиров, промышленников, купцов, представителей интеллигенции, заложивших основы российской культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной поддержки. Многие из этих предметов были собраны благодаря помощи потомков Алексеевых-Станиславских, Армандов, Бахрушиных, Гучковых, Зиминых, Каверина, Мамонтовых, Морозовых, Прохоровых, Рукавишниковых, Рябушинских, Сафонова, Сытиных, Третьяковых, Шелапутиных, Шехтеля и других.

Ф.И. Шаляпин писал о становлении сословия купцов следующее: «…Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хит­ровом рынке, продает пирожки на лотках, льет конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито, и что к чему как пришито. Неказиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами на том же Хитровом рынке или на Пресне, он ест требуху в дешевом трактире, вприкусочку пьет чаёк с черным хлебом. Мерзнет, голодает, но всегда весел, не ропщет и надеется на буду­щее. Его не смущает, каким товаром ему приходится торговать, торгуя разным. Сегодня иконами, завтра чулками, пос­лезавтра янтарем, а то и книжечками. Таким образом, он делается «экономистом». А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите  его старший сынок первый покупает Гогенов, пер­вый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво-критически говорим: «Самодур…». А самодуры тем вре­менем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву…» [4]. Вот об этих «мужиках» мы и узнаем в музее на уроках экономики.

Став на рыночные отношения, частной собственности и личные инициативы, необходимо жить и работать в соответствии с современными социально-экономическими условиями. А для этого необходимо всесторонне изучить и понять жизнь ушедшей России. Сконструированные уроки дают возможность познакомиться с жизнеописанием некоторых выдающихся деятелей торгово-промышленного мира России. Отыскивая материал для практико-ориентированных заданий с деятельностным подходом, складывается яркий портрет представителей промышленно купеческого сословия. Многие иностранцы-купцы нашли вторую родину в России и работали на благо нашей страны. Класс промышленно-торгового сословия пополнялся выходцами из разных слоев общества: бывший крепостной мог стать богатеем, а его вчерашний владелец-помещик – биржевым воротилой; дворянин-офицер, оставив службу, налаживал работу огромного «железоделательного завода»; мещанин-горожанин открывал издательство; служащий государственного учреждения вырастал до директора-распорядителя банка или акционерного общества; в прошлом босяк преуспевал в торговле. Талантливый изобретатель-самоучка осваивал производство автомобилей…

Купцы-предприниматели первого и второго поколений обладали стойкостью, огромной энергией и неиссекаемым трудолюбием. В общественной жизни они достигли больших высот и получили так называемые «Высочайшие знаки дарования Его Величества за служение Отечеству». А сколько купцы-предприниматели построили фабрик, заводов? А сколько благотворительных учреждений, театров, больниц, библиотек и т.д.?

Проект «Урок в Москве» позволяет познакомить обучающихся с Музеем предпринимателей, меценатов и благотворителей, его экспонаты дают возможность создать уроки, которые раскрывают образ предпринимателя с различных сторон. Например, такие уроки, доступные на сайте Городского методического центра, как:

• «Мелкие собственники (предприниматели). Коммерческая тайна. Коммерческий риск»;

• «История предпринимательства: роль купечества в жизни России».

С примерами практико-ориентированных заданий, которые можно использовать на уроках по экономике в Музее предпринимательства, меценатства и благотворительности, можно ознакомиться во вложенном к данной статье файле (см. внизу страницы).

Возможности Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей большие: в нем собраны редчайшие экспонаты и богатейшая библиотека. Подборка материала использовалась и в конструировании юбилейного урока «245 лет торгово-промышленной династии семьи Морозовых», выложенного на сайте сетевого издания Городского методического центра «Слово учителю». Экспонаты музея можно использовать на уроках истории, обществознания, экономики, музыки, МХК и в воспитательной работе.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список источников:
1. Жизнь купецкая. Забытые страницы истории российского предпринимательства XIX – начала XX века. Нижний Новгород: НОВО, 2006.
2. Московский гость: Сб./ Сост. В. Пронин. МФ. М.: Поколение, 2009.
3. Русское Предпринимательство XIX – начала XX века [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusempire.ru/forum/topic1071.html (дата обращения: 10.06.2015).
4. Шаляпин Ф. Маска и душа. О купцах и не только. Париж, 1953.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.