Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Занятие-тренинг на сплочение школьного коллектива

Для современного общества стала особенно важна задача социального становления подростка. Формирование психически и морально устойчивой личности не может происходить вне коллектива. Очень часто одной из первых проблем, с которой сталкиваются педагоги при формировании коллектива, является отсутствие сплоченности и скоординированности в работе.

0
Татуйко Наталья Евгеньевна,
учитель биологии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2075»,
tne1984@yandex.ru

 

Детям нужны не поучения, а примеры.

Жозеф Жубер

 

Для современного общества стала особенно важна задача социального становления подростка. Формирование психически и морально устойчивой личности не может происходить вне коллектива. Очень часто одной из первых проблем, с которой сталкиваются педагоги при формировании коллектива, является отсутствие сплоченности и скоординированности в работе. Не каждый ребенок сразу может определить свое место в группе, расставить приоритеты, оценить важность мнения каждого члена группы, выбрать совместный путь решения поставленных задач. Для создания сплоченного, сильного детского коллектива, способного к четко скоординированной и совместной работе, очень эффективно проводить групповые тренинговые занятия.

История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и самого обучения. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник. Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует до сих пор.

Тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и на многие другие достижения.

После проведения серии тренинговых занятий на сплочение, развитие уверенного поведения, личностных и лидерских качеств эффективность работы группы повышается. Ребятам можно давать ответственные задания и поручения, позволять им проявлять самостоятельность в действиях для решения общешкольных задач.

Предлагаю Вашему вниманию одно из таких занятий, проводимых мной ежегодно с формирующимся активом ученического самоуправления.

Цель занятия-тренинга: сплочение коллектива и выявление значимости скоординированной совместной работы.

Задачи:

– эмоциональная поддержка группы;

– создание доброжелательной атмосферы;

– совершенствование навыков совместной работы;

– формирование чувства взаимодоверия;

– осознание единства педагога и коллектива.

Условия проведения: свободное пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей (например, спортивный зал, рекреация или класс без парт).

Особенности: минимальная подготовка материала ватман и маркеры.

Важный аспект при проведении тренинга: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не то, кто лучше или быстрее выполняет задание, а то, чтобы его сделали все. Чтобы достичь максимального эффекта от занятия после каждого упражнения обязательна рефлексия.

Начинать необходимо с погружения: это может быть анекдот, басня, история из жизни известных людей, притча и прочее. Главное, чтобы группа настроилась на работу в нужном направлении.

Погружение

– Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.

Вначале вспомним притчу: «В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Строй»

– Вы можете легко и быстро построиться по росту, а я попрошу вас построиться по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – «по цвету глаз», «по дате рождения» и др.)

Рефлексия: обсуждается значимость при организации работы в речевом общении и распределении ролей. Сложность в работе при отсутствии возможности договориться. Можно задать группе следующие вопросы: «Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением? Трудно ли было?».

Упражнение «Путаница»

Все ребята встают в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.

Рефлексия: подводится итог тому, что происходило во время упражнения. Можно задать группе следующие вопросы: «Поделитесь своими эмоциями и впечатлениями. Какой вывод вы сделали для себя? Что хотелось бы исправить или повторить?».

Упражнение «Свеча доверия»

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки выставлены вперед, ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки скрещены на груди, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его, а потом медленно и аккуратно передает по кругу. (Если позволяет время, желательно, чтобы в центре побывал каждый участник.)

Рефлексия: проводится обсуждение чувств и эмоций команды. Можно задать группе следующие вопросы: «Какие мысли посещали вас, когда вы находились в центре круга? Что вы испытывали в роли «поддерживающих»?».

Упражнение «Склеенный ботинкобол»

Все встают в круг, берутся за руки. Один участник снимает обувь,  разбрасывает ее по комнате. Задача команды, не расцепляя рук, откинуть обувь так, чтобы ее не мог одеть разутый участник, при этом все члены команды передвигаются в одном кругу. Если круг рвется, все начинается сначала.

Рефлексия: после упражнения задаются следующие вопросы: «Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение? Что вы испытали, выполняя задания? Роль кого было исполнять сложнее?».

Обобщение (итоговая рефлексия тренинга) проводится методом «5П» (пяти пальцев):

• М (мизинец) – мыслительный процесс: «какие знания, я сегодня получил»;

• Б (безымянный) – близость цели: «что я сегодня сделал и чего достиг»;

• С (средний) – состояние духа: «каким было сегодня мое настроение»;

• У (указательный) – услуга, помощь: «чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал»;

• Б (большой) – бодрость, физическая форма: «каким было мое самочувствие»; (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

• «Не унывай! Унывающий обречен на неудачи».

• «Не бойся! Трус обречен на поражение».

• «Трудись! Другого пути к успеху не дано».

• «Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт».

• «Не лги! И ты будешь иметь друзей».

• «Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки со стороны, глазами других, и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей».

Подведение итогов работы группы. Высказываются обучающиеся («подведите для себя итог», «поделитесь впечатлениями о занятиях», «выскажете пожелания» и т.д.).

Данный тренинг был проведен в спортивном зале нашего образовательного учреждения в начале учебного года (октябрь 2014 г.) с группой школьного актива ученического самоуправления. Так как группа активистов формируется путем выборов в сентябре, ее состав частично изменяется каждый учебный год. В 2014–2015 учебном году количество членов ученического самоуправления школы составило 29 человек, вновь прибывших членов – 5. Перед ребятами стояла задача сделать коллектив единым целым и осознать значимость каждого участника группы при совместной работе. Тренинг проводился с группой из 10 человек. В нее вошли вновь прибывшие члены ученического самоуправления и ответственные секторов (учебного, культмассового, спортивного, пресс-центра, включая председателя ученического самоуправления). С ребятами были проведены упражнения «Строй», «Путаница», «Свеча доверия», «Склеенный ботинкобол». На итоговой рефлексии участники тренинга поделились впечатлениями. Ребята отметили, что после занятия команда стала действовать слаженнее.

Затем активисты ученического самоуправления получили задание совместно подготовить тематические календарные мероприятия (распределить между собой обязанности, назначить ответственных). Замечательно сработала команда при подготовке к неделе танцевальных флешмобов. Ребята разделились на различные группы:

• режиссеры-постановщики (постановка флешмобов, подбор музыки);

• технические работники (установка аппаратуры на этажах);

• рекламщики (распространение информации о проведении тематической недели, приглашение в места проведения флешмобов).

На следующий учебный год мы запланировали проведение тренинга, о котором я говорила выше, чтобы посмотреть, насколько наша команда научилась взаимодействовать и понимать друг друга, изменилось ли качество наших совместных работ, проектов и мероприятий. Также планируем провести подобные тренинги силами актива ученического самоуправления для учащихся начальной школы. Такие занятия, мы надеемся, не только помогут повысить сплоченность классных коллективов, но и повысить рейтинг и авторитет школьного актива, привлечь в него новых членов. Мы также предполагаем осуществление анализа результатов тренинга при поддержке школьного психолога.

Список литературы: 

1. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб., 2008.
2. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Под ред. А.С. Прутченкова. М., 2003.
3. Лейбман И. Психологический тренинг сплочения // Школьный психолог. 2004. № 13 (апрель). С. 8–11.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000.
5. Яснова А.Г. Тренинг реалистичности «я-образа» и самооценки как ресурс личностного развития школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 36 / том 13 / 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trening-realistichnosti-ya-obraza-i-samootsenki-kak-resurs-lichnostnogo-razvitiya-shkolnikov#ixzz3bzj7ELh5 (дата обращения: 14.01.2014).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.