Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Детская журналистика как средство социальной адаптации и ранней профориентации воспитанников

Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.

0
Сухина  Елена  Матвеевна,
старший воспитатель СП № 6 (2415)
ГБОУ г. Москвы СОШ № 113,
emsuhina@mail.ru

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность

постигнуть радость познания и общения.

К.У. Ушинский

Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.

Периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий, на основании которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Как привлечь внимание ребят к различным профессиям? Как правильно использовать различные виды деятельности для развития навыков коммуникативного и личностного взаимодействия детей друг с другом? Как задействовать родителей в профориентационной работе? Ответы на эти и другие вопросы творческий коллектив нашего сада нашел в модернизации содержания образовательной работы с воспитанниками: включение комплекса эффективных педагогических технологий, одной из которой выступает детская журналистика, а именно создание дошкольниками собственных периодических изданий.

Целью данного проекта является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

• овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;

• развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;

• создание у дошкольника чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела;

• сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и подготовка к школе.

Инициатором и координатором этого проекта выступает педагогический коллектив нашего учреждения. В этом проекте старшие дошколята получают новый познавательный опыт в освоении навыков журналистики, а мамы и папы с удовольствием принимают участие в проектировании детской газеты, написав в нее заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики.

Редакционная коллегия в лице педагогов разработала алгоритм по подготовке к выпуску интересных номеров нашей газеты «Вести из детского сада». Таким образом, в орбиту взаимодействия вовлечены все участники триады «ребенок – педагог – родитель».

Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:

1 этап – «Мы – исследователи»: целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой. На данном этапе с детьми ведется работа по знакомству с такими понятиями, как журнал и газета, их целенаправленное рассматривание и изучение истории создания. В ходе организованной образовательной деятельности ребята знакомятся с новыми профессиями, такими, как журналист, редактор, художник-оформитель, корреспондент.

2 этап – «Говорим правильно»: целью этого этапа является развитие коммуникативных навыков, изучение азов риторики, знакомство с такими понятиями, как мелодика речи, темп речи, тембр голоса; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи педагоги используют нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «Интервьюирование» и «Изосказка». Для развития дикции, темпа и силы голоса используют такие формы фольклора, как скороговорки и потешки.

3 этап – «Деятельный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием детской газеты.

В нашем пресс-центре работает группа фантазеров, исследователей, художников и социологов. Каждый ребенок находит себе занятие по интересам, ведь у нас все
по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати, костюм репортера.

Основными видами работы юных журналистов в пресс-центре является коммуникативная деятельность: интервьюирование, рассказ воспитателя, восприятие художественной литературы, беседы, дидактические игры («Мы журналисты», «Редакция газеты», «Пресс-коференция», «Сто вопросов взрослому»), настольно-печатные игры, викторины.

Модель работы юных журналистов включает в себя следующие этапы:

• посещение интересных мероприятий в дошкольном учреждении;

• интервьюирование;

• создание материала;

• обрабатывание писем, пришедших в детскую редакцию.

Ребята активно участвуют в создании газеты: распределяют роли, берут интервью, отправляются в творческие командировки, организованные в дошкольном учреждении, – это и посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями сада. Практическим результатом работы над проектом являются печатные материалы юных журналистов в нашей газете «Вести из детского сада» с ее постоянными рубриками «Говорят дети», «Сочиняем сказки», «Мир глазами детей», а также выпуск передачи «Детские вести».

Газета «Вести из детского сада» – современный инструмент информирования родителей о жизни детей в нашем дошкольном учреждении. Эта газета – зеркало яркой жизни ДОУ. Издание совсем молодое, оно выпускается с октября 2013 года. И с каждым новым выпуском наша газета становится все интереснее, полезнее и ярче. Мы стараемся привлечь своих воспитанников яркими сюжетами и интересными развивающими заданиями, а родителей – полезной информацией и фоторассказом о жизни ребят в детском саду.

Перспективой развития данного проекта является сотрудничество с редакцией детского журнала для публикации шедевров наших воспитанников. Совместно с родителями ведется работа по созданию рукописной книги «Мой любимый детский сад» для реализации детских фантазий.

В качестве примера предлагаю образовательный маршрут реализации творческого проекта «Юный журналист»на сентябрь и октябрь.

Задача

Образовательное взаимодействие

педагога с детьми

в различных видах детской деятельности

Организация предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьей

воспитанника

Сентябрь

Что такое творчество?

Знакомство детей с творческими профессиями

(поэт, музыкант, журналист, писатель)

Портрет журналиста

Познавательная деятельность:

  •  Журналист – профессия творческая;
  • Что я знаю о профессии журналиста?
  • О чем можно узнать по заголовку?

Игровая  деятельность:

  • Проведение коммуникативных игр:

«Продолжи предложение»,       «Измени  слово»,

«Исправь ошибку»,

«Какой? Какая? Какие?»,

 «Дай описание»,

«Подбери сравнение»,

«Скажи грамотно».

Восприятие художественной литературы

  • Чтение  произведений о разных творческих профессиях.
  • Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний.

Конструирование из различных материалов

  • Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-  ролевой игры «Юные журналисты».
  • Подбор

иллюстраций,

детских книг.

  • Детские

компьютеры,

детские кинокамеры.

  • Детские фотоаппараты.
  • Блокноты, карандаши;
  • нагрудные знаки;
  • кепки с символикой;
  • косынки- галстуки, микрофоны.
  • Рекомендации по семейному чтению.
  • Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

Самостоятельная детская деятельность

Оборудование и атрибутика к игре «Мы – журналисты»

Итоговое  мероприятие

Литературный вечер «Кем быть?»

(с участием родителей)

Октябрь

По страницам детских журналов

История создания газеты, книги, журнала

Современные детские

издания

Познавательная деятельность:

  • Как появился журнал и газета.
  • Детские журналы: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Саша и Маша».
  • Что мы можем узнать о

журнале, рассматривая

обложку? (название, номер,

год, для кого предназначен)

Исследовательская деятельность

  • Знакомство с разными свойствами  бумаги.
  • Какую бумагу надо взять  для   производства журнала и почему?
  • Обследование  журнала

(из каких частей  состоит).

Восприятие художественной литературы

  • Скороговорки, поговорки о журналах,  книгах и газетах.

Конструирование из различных материалов

  •  Изготовление  макета  журнала о  природе и о транспорте.
  • Подбор детских журналов и газет.
  • Детские компьютеры;
  • детские кинокамеры, блокноты;
  • карандаши, нагрудные знаки;
  • кепки с символикой, косынки- галстуки;
  •  микрофоны.
  • Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель.
  • Составление кроссворда

по названиям

детских

журналов и газет

Самостоятельная детская деятельность

Оборудование и атрибутика к сюжетно-ролевым играм

«Фотосалон», «Звукооператор», « Библиотека»

Итоговое  мероприятие

Литературная викторина

«Произведения, опубликованные в детских журналах»

Список литературы:

1. Бевор Э. Юные, медиа и медиаобразование. Средства коммуникации  и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара. М., 1993.
2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1993.
3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей. М.: Просвещение, 2000.
5. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск БПГУ, 2001.
6. Логинова  В.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие  для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1984.
7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд.3-е, испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2005.
8. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Песпектива», 2014.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета [Электр. версия]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 09.06.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.