Рубрики
Управление

От образовательного проекта «Урок в Москве» к межпредметному проекту

В современных условиях развития общества особое значение для развития человека принимают умения видеть проблему, собирать и анализировать информацию, проводить элементарные исследования, делать выводы. Всему этому может научить такое направление в обучении, как организация научно-исследовательской и проектной деятельности. При организации этой деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственной познавательной деятельности. Проект – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика.

0
Валуева Наталья Леонидовна,
Отличник народного просвещения,
лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
valuevanl@mosmetod.ru
Радькова Ирина Александровна,
учитель высшей категории,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1002»

Не в том дело, что способности

проявляются в деятельности, а в том,

что они создаются этой деятельностью.

Теплов Б.М., психолог

 

В современных условиях развития общества особое значение для развития человека принимают умения видеть проблему, собирать и анализировать информацию, проводить элементарные исследования, делать выводы. Всему этому может научить такое направление в обучении, как организация научно-исследовательской и проектной деятельности. При организации этой деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственной познавательной деятельности. Проект – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика.

По комплексности и характеру контаков проекты делятся на межпредметные и предметные (монопроекты).

Монопроекты, которые проводятся в рамках одного учебного предмета, как правило, разрабатываются на уроках, элективных курсах, при подготовке к школьным конференциям проектных работ, которые проводятся в нашей школе ежегодно. Руководителем таких проектов (и чаще всего автором идеи) выступает учитель, реже – ученик, мотивированный на изучение данного предмета в классе. Подобные проекты бывают как индивидуальными, так и парными, реже – групповыми.

Межпредметные проекты встречаются реже, подготовить их сложнее, поскольку они выполняются в основном во внеурочной деятельности учащихся и под руководством нескольких учителей. Такие проекты, как правило, бывают групповыми. В процессе работы над темой проекта создаются мини-группы, в которые входят юноши и девушки. Подобная проектная деятельность – это путь к реализации практико-ориентированной работы с обучающими в рамках новых стандартов.

Каковы сложности в подготовке межпредметного проекта?

• Выбор темы. Тема должна быть интересна всем участникам проекта, она должна быть актуальна с точки зрения различных наук. Тема должна быть реализуема в условиях имеющейся информации.

• Постановка проблемы. Ключевая проблема должна быть разбита на подпроблемы, возможное разрешение которых предложат участники проекта.

• Распределение ролей. В любой совместной деятельности всегда существуют лидеры и генераторы идей, способные предложить путь к решению проблемы, есть те, кто готов кропотливо собирать информацию, способные создать некий совместный продукт, и те, кто может его представить и защитить публично.

• Сотрудничество учителей–предметников, каждый из которых стремится сделать акцент на проблеме своего предмета; квалификация учителей.

• Презентация общего продукта на школьной конференции в форме доклада с видео- и аудиоматериалами.

Рассмотрим этапы работы над межпредметным проектом в основной школе. Отправной точкой для проекта положил урок по экономике в «Музее Воды» в рамках проекта « Урок в Москве» на тему «Полезность. Предел потребительской полезности».

Обучающиеся заинтересовались следующими вопросами: какую воду мы пьем; откуда вода в Москве; как начиналось водоснабжение нашего города; как много воды мы расходуем и т.д. Вопросов было множество  так возникла идея межпредметного проекта на стыке естественных и гуманитарных дисциплин, тем более что началась подготовка к школьной конференции проектных и исследовательских работ. Так, урок в музее дал возможность выбрать темы для проектных работ.

Данный проект «Водоснабжение Москвы» был среднесрочным и разрабатывался на протяжении полугодия. Он был групповым, охватившим такие предметы, как экономика, география, история, химия, изобразительное искусство.

Проблема водоснабжения города является социально значимой, актуальной и интересной для каждого москвича. Каждая группа учениковисследователей выявила свою подпроблему и получила свое задание. Фактически каждая группа исследователей работала над своим монопроектом.

• Монопроект «География водоснабжения Москвы»: вода каких рек используется москвичами для питья; каковы источники водоснабжения Москвы; какие водохранилища снабжают Москву водой, где они расположены; с каких водопроводных станций вода поступает в наши дома; качество воды.

• Монопроект «От колодца до водопроводного крана»: какова история водоснабжения Москвы; как шел процесс строительства и развития московского водопровода; где находятся памятники этой истории.

• Монопроект «Качество воды и наше здоровье»: какие способы очистки воды существуют, каковы достоинства и недостатки каждого из них, какова их эффективность и перспективы.

• Монопроект «Вода и деньги»: каково удельное водопотребление воды в Москве в сравнении с крупнейшими мегаполисами мира; каков расход воды в семье и затраты семьи на оплату водоснабжения; какую марку бутилированной воды и почему используют в семье.

• Монопроект «Вода как источник вдохновения»: как проблема водоснабжения отражена в произведениях изобразительного искусства, литературы и музыки.

Был составлен план работы над проектом, определены сроки работ. Учителя старались не давать детям прямых инструкций, помогали им проявлять самостоятельность и творчество.

Поиск информации вели все участники проекта, но идеальным местом для сбора материала стал «Музей Воды» ОАО «Мосводоканал» (Саринский проезд, д. 13). В залах этого музея побывали представители всех групп исследователей вместе с учителями и нашли ответы на множество вопросов.

Помимо работы в музее каждая группа исследователей работала по собственному плану: экономисты – проводили анкетирование, вычисления и измерения; химики – опыты; историки, географы – анализировали карты, схемы, текстовые материалы; искусствоведы – произведения изобразительного искусства, литературы, искали музыкальные произведения и кинофрагменты. В ходе проведенных исследований первоначальная тема корректировалась. В итоге от рабочей темы «Водоснабжение Москвы» мы перешли к теме проектной работы «Роль и место воды в жизни москвича».

На этапе оформления работы мы старались соблюдать требования к проектной работе:

• проект должен быть представлен в электронном виде;

• описательная часть представляется в прошитом (сброшюрованном) и распечатанном (написанным от руки) виде;

• титульный лист проекта должен содержать название темы, ФИО исполнителя (исполнителей), руководителя (руководителей) и название образовательной организации;

• проект должен содержать следующие основные разделы:

 описание проблемы;

 цель (цели) проекта;

 суть решения;

 предложенные методы и инструменты реализации;

 планы и сроки реализации проекта.

Заявленный на защиту проект должен:

• объем – не более 15 страниц машинописного текста;

• формат А4;

• шрифт 12;

• межстрочный интервал – 1,5;

• графики, таблицы, оформленные в виде приложения к тексту;

• объем приложения – не более 10 страниц;

• страницы проекта должны быть пронумерованы.

На этапе защиты проекта:

Защитная речь должна продолжаться не более 10 минут и состоять из трех частей.

Первая: в ней обосновывается актуальность темы, описывается проблема, формулируются задачи исследования, указываются его основные методы. Отмечается предмет исследования, объект исследования, база исследования.

Вторая: в ней представляется содержание основных глав работы.

Третья: в ней излагаются основные выводы и предложения слушателям поразмышлять о проблеме.

Работа над межпредметным проектом принесла большую пользу всем ее участникам.

• Расширила круг учебно-познавательных компетенций учеников (учебно-управленческих, учебно-информационных, учебно-логических). В ходе этой работы шел важный процесс познания: от частного к общему. Используя понятия из разных областей знаний, учащиеся старались сделать общий вывод.

• Проект позволил ученикам проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

• Результат деятельности имеет интерес и значимость для самих исследователей. Процесс работы над проектом определил возможную роль каждого в исследовательской работе, сплотил коллектив, оказал помощь в выборе профиля обучения в старших классах.

• Коллективная работа была полезна и учителям (как в плане организации совместной деятельности, так и в плане расширения собственных компетенций).

• Работа над проектом подтвердила известную истину: «Ничему нельзя научить, можно только научиться».

Список литературы:

1. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: 5 за знания, 2007.
2. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: управленческий аспект. М.: 5 за знания, 2006.
3. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование: От замысла к открытию/ Науч. ред. Т.И. Шамова. М.: 5 за знания, 2007.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 08.06.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.