Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Выработка самостоятельности и формирование правил грамотной критики

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из задач обучения в начальной школе является формирование основ самостоятельности. Согласно стандарту, результатом освоения основной образовательной программы должно стать развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Разработка нашего занятия посвящена формированию именно этого личностного качества.

0
Семидоцкая Олеся Юрьевна,
старший вожатый
ГБОУ г. Москвы «Школа № 498»,
semolesyau@mail.ru

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из задач обучения в начальной школе является формирование основ самостоятельности. Согласно стандарту, результатом освоения основной образовательной программы должно стать развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Разработка нашего занятия посвящена формированию именно этого личностного качества.

Тренинг для детей и родителей по выработке самостоятельности и правил грамотной критики способствует формированию у учащихся начальной школы навыков самостоятельной работы, формирует детско-взрослую общность, способствует повышению методико-психологической грамотности родителей. Данное занятие рассчитано на обучающихся 1–2 классов.

Тренинг можно рекомендовать к проведению как в рамках системы занятий в родительском клубе, так и для разовой встречи с родителями обучающихся начальной школы.

Этап 1

Необходимые материалы: клеящие клей-карандаши, специальные бланки в конвертах, формы, стаканчик.

Добрый вечер! Я рада вас приветствовать на нашем тренинге!

Дорогие ребята, сегодня мы будем делать бусы для мамы. Но эти бусы особенные! Чтобы они получились правильными, надо соблюсти несколько правил. В бусах должно быть: 5 бусинок, все одинаковой формы, одинакового размера, все разноцветные, а средняя – синяя.

Уважаемые родители, помогите своему ребенку сделать это задание.

На эту работу дается 3 минуты. Можете приступать.

Далее: выполнение задания.

Уважаемые родители, посмотрите на бусы, оцените работу ребёнка, поблагодарите своих малышей.

Большое спасибо, ребята! Я видела, вы очень старались. А теперь родители проверят, как поработали они.

Пожалуйста, откройте конверт и заполните лист опроса. Постарайтесь искренне ответить на предлагаемые вопросы.

Помощь ребенку в выполнении любой работы должна состоять из поддержки, одобрения и устного руководства к действию.

Тест самооценки

Если вы выполнили действие поставьте «+» в графе напротив утверждения.

Действие
1. Проверил(а), как ребенок сидит, удобно ли ему.
2. Открыл(а) клей
3. Высыпал(а) бусины из стакана
4. Разложил(а) бусины перед ребенком
5. Помогал(а) мазать бусины клеем
6. Переклеивала бусины после ребёнка
7. Поправляла, меняла бусины местами
8. Заставила переделать, т.к. было не аккуратно
9. Руководила рукой ребёнка
10. Сама оценила работу

Если в вашей анкете больше пяти плюсов, значит уровень самостоятельности вашего ребенка сформирован недостаточно, вы выполнили бОльшую часть работы за него. Как же грамотно помочь ребенку в выполнении работы?

Информация для родителей:

Помощь ребенку в выполнении любой работы должна состоять из поддержки, одобрения и устного руководства к действию.

Каждому из нас хочется облегчить работу своему малышу. Из самых лучших побуждений мы ограничиваем самостоятельность ребенка, и тем самым мешаем ему развиваться. Помощь ребёнку в выполнении любой работы должна состоять из мотивационной поддержки, одобрения и устного руководства к действию!

Шаг 1. Начните, например, с выражения энтузиазма перед работой: «Какое интересное задание! Мне будет приятно получить такие бусы…»

Шаг 2. Затем постарайтесь помочь ребенку составить программу действий: «С чего ты начнёшь работу? А потом?» Если ребенок рассказывает, как он будет действовать, можно смело переходить к шагу 6.

Шаг 3. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему: «Посмотри, какие бусинки у тебя в стаканчике. Их можно высыпать прямо на стол…»

Шаг 4. Дав ребёнку рассмотреть бусины, спросите: «Ты помнишь, какое было задание?», «Проговорим все условия…». Иногда, детям бывает сложно запомнить так много условий, в этой ситуации можно ещё раз озвучить их самостоятельно.

Шаг 5. Составим программу действий. «Расскажи мне по порядку, что ты теперь будешь делать…»

Шаг 6. Хороший план, мне понравятся такие бусы.

Оценка работы ребёнка

Если вы выполнили действие, поставьте в графе напротив «+»

Сказала:
1. Молодец, великолепно
2. Умница, пятёрка тебе
3. Отлично, супер
4. Плохо работаешь, хорошо
5. Отлично, по – другому и быть не могло

Информация для родителей:

Слова «Молодец», «Умница» относятся к оценке личности ребенка, а не к оценке его работы. Эти слова формируют внешнюю мотивацию. Ребенок будет стараться только ради вашей внешней похвалы, а ценность самой работы будет неважна.

«Спасибо» – это ваша благодарность. Очень хорошее и уместное в данной ситуации слово, но оно тоже не оценивает работу ребенка. Благодарить за проделанную работу надо всегда, независимо от её качества. Так мы поддерживаем желание что-то делать дальше.

«Совершенно верно», «Правильные бусы», «Ты всё запомнил и сделал точно», «Синяя  самая красивая бусинка получилась» и т.д. – вот эти слова уже относятся к оценке работы ребенка.

Но в повседневной жизни бывает и так, что работы сделана не очень хорошо. Что же делать в этой ситуации? Как покритиковать и не отбить желание что-либо делать дальше?

Для этого существуют правила грамотной критики:

1 шаг. Похвала (благодарность + общая оценка работы)

2 шаг. Критика (не более трёх детальных критических замечаний + предложение по усовершенствованию)

3 шаг. Похвала (детальная похвала + благодарность)

Этап 2

Необходимые материалы: горох нут (предварительно размоченный), зубочистки.

 работая самостоятельно с зубочистками и горохом, создайте куб или четырёхугольную пирамиду

 объедините получившиеся детали в домик. Украсьте домик флигелем, добавьте любые интересные детали, которые вам захочется.

 объедините свой домик с домиком соседа

 принесите свой домик на первую парту и встройте его в наш дом, таким образом, чтобы получился общий замок.

Что было самым сложным в выполнении задания? Самая сложная часть работы, это как раз создание общего дома. Ведь построить такой дом, не разрушая свой и чужие… – очень сложно.

Уважаемые родители, попробуйте сами оценить степень самостоятельности работы ваших детей. Как именно вы оценили работу ребенка? Что изменилось по сравнению с первым этапом?

Спасибо всем участникам! Был ли тренинг полезен для вас?

Вы отлично справились, мне было очень приятно с вами работать! До новых встреч!

Список литературы:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999. С. 116–132.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. С. 38–46.
3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. С. 224–238.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.