Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Программа работы с ученическим активом «Наше будущее – профсоюз»

В современных условиях, благодаря активному влиянию СМИ и интернет-технологий, развитие личности подростка идет более активными темпами. Отсюда назревает необходимость формирования гражданско-правовой позиции юного поколения уже со школьной скамьи. Одной из наиболее интересных форм в нашей практике стала инициатива взаимодействия старшеклассников школы и первичной профсоюзной организации.

0
Чернякевич Дарья Михайловна,
старший вожатый
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1114»,
Guffi142@gmail.com
Восторкнутова Ирина Александровна,
председатель первичной профсоюзной организации
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1114»,
iravo@bk.ru

В современных условиях, благодаря активному влиянию СМИ и интернет-технологий, развитие личности подростка идет более активными темпами. Отсюда назревает необходимость формирования гражданско-правовой позиции юного поколения уже со школьной скамьи. Одной из наиболее интересных форм в нашей практике стала инициатива взаимодействия старшеклассников школы и первичной профсоюзной организации.

По итогам заседаний Совета старшеклассников мы понимаем, какое направление стоит открыть, активно в нем работать и расширять. Ребята часто обсуждают и даже шутят, что современные школьники слишком зависимы от социальных сетей, интернета и прочего «виртуального мусора». Они говорят о том, насколько общество нуждается в новом поколении активистов, людях, обладающих креативным мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. А отсюда особую актуальность и остроту приобретают задачи поиска, подготовки лидеров и их стимулирование. Очень много старшеклассники спорят, как эффективно организовывать свой досуг, как разрешать возникающие конфликты, как общаться. И, как следствие, возникают цели нашей работы в новом направлении, вырисовываются конкретные задачи, требующие своего решения: избирать и быть избранным, получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других. В ряды Совета входят ребята старшей школы (к этому времени они уже успевают занять активную позицию), которые задумываются о своем дальнейшем профессиональном пути. Следовательно, программа должна помогать учащимся определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый из участников программы по итогам ее освоения будет социально адаптирован, получит уверенность в своих силах, что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни. Однако в наше время нанотехнологий, доступного интернета, мобильных телефонов, планшетов, разных гаджетов, мы не обретаем, а, к сожалению, практически теряем связь с внешним миром, живем «с широко закрытыми глазами», не видя прекрасного. Многие ребята сталкиваются с проблемой выбора профессии. Чаще всего дети забывают и стыдятся профессий токаря, строителя, рабочего, экономиста, военного, учителя, делопроизводителя и т.д. Наша задача – донести до детей, что все профессии хороши: «выбирай на вкус». Для этого нужно найти подход к каждому, заинтересовать, привлечь его к общественным делам: работа нелегкая, однако интересная, разнообразная и творческая. Также, понимая, как учащиеся оценивают социально-политическую жизнь, мы должны, чтобы подняться над стереотипами, помочь им осмыслить политическую реальность, – для этого нужна соответствующая подготовка, которую не так просто приобрести! Именно поэтому мы решили создать и развивать в рамках внеурочной деятельности проект «Наше будущее – профсоюз». Совместно с профсоюзной организацией мы постарались найти нетрадиционные методы подачи информации по данному направлению. Была разработана Программа обучения подростков основам правовых знаний о трудовом праве несовершеннолетних, возможностях профсоюзов, основам знаний о специфике работы лидера первичной профсоюзной организации, который мог бы эффективно работать в современных условиях, обеспечивая продуктивное функционирование профсоюзных объединений. В Программу вошли профсоюзные уроки, семинары, круглые столы, которые рассказывают нам о правах, раскрывают понятие «страны внутри себя».

Подготовка профсоюзного актива молодежи должна проводиться системно и обеспечивать воспитание такого профсоюзного лидера, который владел бы основами профсоюзного менеджмента и мог бы эффективно работать в современных условиях, обеспечивая продуктивное функционирование профсоюзных объединений.

Категория обучающихся: учащиеся 811 классов.

Цель Программы: формирование грамотного и позитивного отношения к деятельности профсоюза.

Задачи Программы:

 систематизация знаний о профсоюзе, формах и методах профсоюзной деятельности;

 изучение нормативно-правовой базы профсоюзов;

 изучение прав и обязанностей подростков;

 выработка навыков делового общения, организация командной работы;

 профессиональное самоопределение;

Структура Программы:

Раздел 1. Молодежь в современном профсоюзном движении

Раздел 2. Компетентность профсоюзного лидера как залог успешности профсоюзного движения

Раздел 3. Практика современных коммуникаций

Программа предусматривает:

• теоретический блок – 24 часа;

• самостоятельная работа – 9 часов;

• практика – 39 часов;

• итого по всей программе – 72 часа.

Темы для проведения лекций

Предмет, основные понятия и задачи

РАЗДЕЛ I. Молодежь в современном профсоюзном движении

1. «Профсоюзы в гражданском обществе»

2. «Профсоюзы глазами молодежи»

3. «Самореализация молодежи в профсоюзном движении»

4. «Мотивация вступления в профсоюз учащейся и работающей молодежи»

РАЗДЕЛ II. Компетентность профсоюзного лидера как залог успешности профсоюзного движения

5. «Современные требования к уровню компетентности профсоюзных лидеров»

6. «Опыт деятельности профсоюзного лидера»

7. «Правовая компетентность профсоюзного лидера»

8. «Основные вопросы законодательства о труде. Трудовой Кодекс Российской Федерации»

9. «Информационная работа в профсоюзной организации»

10. «Охрана труда»

РАЗДЕЛ III. Практика современных коммуникаций

11. «Эффективное лидерство в профсоюзах»

12. «Психология делового общения»

Например:

РАЗДЕЛ I. Молодежь в современном профсоюзном движении

Тема 1 «Профсоюзы в гражданском обществе. Характеристика гражданского общества и правового государства»

Роль профсоюзов в становлении социального правового государства и гражданского общества. Профсоюзная деятельность в условиях демократии. Отношения профсоюзов, работодателей и государственной власти.

Деятельность профсоюзов по защите конституционных прав. Защитная и представительская функция профсоюзов.

Профсоюз как добровольная общественная организация. Право на объединение в профсоюзы. Независимость профсоюзов. Легитимность деятельности профсоюзов.

Особенности профсоюзного движения на современном этапе, цели и задачи. Концепция молодежной политики ФНПР.

Тема 2 «Профсоюзы глазами молодежи»

Проблемы современной молодежи. Роль профсоюзов в решении этих проблем.

Оценка молодежью и старшим поколением современной профсоюзной организации и перспектив профсоюзного движения в России.

Предложения молодежи по продуктивности профсоюзной работы первичных организаций, ассоциаций, отраслевых и региональных структур.

Тема 3 «Самореализация молодежи в профсоюзном движении»

Направленная социальная активность молодежи. Причины социальной активности и способы активизации молодежи.

Потребность и возможность молодежи в самореализации в профсоюзном движении.

Социально-экономический, правовой, психологический и этический анализ современной ситуации «Профсоюзное движение и молодежь». Анализ данной ситуации на конкретных местах работы и учебы.

Групповой социально-психологический портрет молодого профсоюзного актива. Самоанализ молодых людей, решивших посвятить себя профсоюзной работе.

Тема 4 «Мотивация вступления в профсоюз учащейся и работающей молодежи»

Понятия «потребности и мотивы», «цели и результаты деятельности личности», «социальные группы», «большие объединения». Модели человеческой мотивации. Иерархия мотивов и ее связь с социально-экономической ситуацией в стране. Средства и способы создания, повышения и поддержания мотивации. Мотивы объединения. Мотивирование профсоюзного членства в современных условиях. Мотивы молодежи по объединению в профсоюз.

Просветительская деятельность профсоюзов и профсоюзных лидеров как способ мотивирования профсоюзного членства. Стратегия профобразования молодежи. Роль агитационной наглядности и СМИ в повышении мотивации профсоюзного членства.

Реализация теоритической части проходит увлекательно и имеет особую актуальность среди аудитории 8–10 классов. Однако любое востребованное направление требует развития и совершенствования. Итоговой деятельностью проекта «Наше будущее – профсоюз» стало расширение данного направления в области школьного профсоюзного комитета. Мы переходим от теоретической части к практической. Проецируем деятельность первичной профсоюзной организации на работу звена «Профсоюзная деятельность» в Совете старшеклассников. Создаем детский «ПрофШколКом» – это профсоюзный школьный комитет, который не только знакомит ребят с деятельностью профсоюзов, но и может полноценно функционировать на базе школы и защищать права учеников.

Цели:

а) создание комплексного творческого пространства образовательного комплекса;

б) создание содружества детей и взрослых в рамках образовательного комплекса;

в) совместно с ППО и социальной службой создание ядра социально-демократического пространства образовательного комплекса;

г) создание условий для самореализации и защищенности учеников школы.

Задачи:

а) Познакомить с корпоративной этикой и культурой делового общения.

Мотивировать к совершенствованию своей личности, духовного мира, развитию самостоятельного мышления и самосознания.

б) Развивать коммуникативный потенциал образовательного комплекса, путем общения с детьми дошкольного, младшего, среднего школьного, а также с окружающими людьми старшего возраста.

Воспитывать умение действовать в интересах школы, общества, Отечества.

в) Формирование и развитие грамотного и позитивного отношения к общественным организациям.

Формирование понятия социальной защищенности работника-ученика.

Повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры и предстоящей профессиональной деятельности.

Повышение престижа рабочих и инженерных профессий.

г) Формировать сознательное отношение к деятельности.

Формирование ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать и здраво оценивать себя.

Структура и формирование комитета:

1. Профсоюзная организация учеников самостоятельно решает вопросы своей организационной структуры. Первичным звеном организационной структуры профсоюзной организации учеников являются профсоюзные группы, которые формируются в ученических активах.

2. Детское профсоюзное движение старшей школы имеет Лидера, делится на два звена – среднее и старшее. Также оно делится на параллели, на основе которых организованы профбюро.

3. В структуру профсоюзной организации учеников входят:

ученический Профшколком;

• среднее профбюро;

• старшее профбюро;

• профбюро параллелей.

Деятельность школьного Профшколкома, как и ППО, строится на организационных основах школы, под руководством председателя ППО:

• Профшколком имеет свой устав, на основе которого ведется прием в данную организацию;

прием в Профшколком в соответствии с ученическим Уставом производится на основании личного заявления, поданного в комитет;

 принятый в Профшколком зачисляется в базу данных, которая хранятся у лидера движения.

1. Представительство интересов членов Профшколкома в органах управления школы (управляющий совет), местного самоуправления (совет старшеклассников), общественных и иных организациях и органах. Действует под руководством ППО.

2. Принимает участие в разработке программ за­нятости учащихся в кружках, социальной жизни школы, а также ведет непосредственную работу с советом старшеклассников.

3. Изучает уровень жизни учащихся и помогает малоимущим детям в сборе гуманитарной помощи, участвует в акциях «ПроДобро».

4. Организует оздоровительные и культурно-просветительные мероприятия.

5. Осуществляет переподготовку в профессиональной сфере – выбор профессии.

Руководящие органы Профшколкома:

1. Руководящими органами первичной профсоюзной организации являются: собрание (конференция), профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации (далее профсоюзный комитет), президиум профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации (далее – президиум профсоюзного комитета), председатель первичной профсоюзной организации.

2. Контрольно-ревизионным органом первичной профсоюзной организации является Ревизионная комиссия первичной профсоюзной организации (далее  ревизионная комиссия).

3. Высшим руководящим органом первичной профсоюзной организации является ППО, старший вожатый и лидер Профшколкома, которые созывают по мере необходимости собрания, не реже одного раза в 3 месяца.

4. Осуществляет взаимодействие с администрацией школы, управляющим советом школы, председателем ППО, старшей вожатой и советом старшеклассников.

Профсоюзный школьный комитет:

1. Вместе с первичной профсоюзной организацией определяет стратегию развития комитета, координирует и направляет работу, профбюро и профпараллелей, реализует уставные целей и задачи, регулярно информирует член ППО и Совет старшеклассников о своей деятельности.

2. Представляет права школьников. Вносит предложения администрации школы, управляющему совету и другим органы управления школы по вопросам, касающимся прав учащихся.

3. Принимает решение о вступлении в коллективные переговоры.

4. Доводит разработанный им проект до учащихся школы, организует его обсуждение.

5. Организует и проводит школьные профсоюзные акции, участвует в акциях, проводимых профсоюзом.

6. Осуществляет контроль за соблюдением учениками порядка и дисциплины в школе.

Данная проектная деятельность имеет особую актуальность в современном мире, с помощью практической и теоретической части признана ученическим движением, а главное имеет возможность дальнейшего расширения путем взаимодействия с другими школами и вузами.

Список литературы:

1. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. ст. Пермь, 2001. С. 6676.
2. Курс российского трудового права: В 3-х томах. Часть общая. Т. 1 / Гребенщиков А.В., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. и др. СПб.: 1996.
3. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. № 6. С. 3539.
4. Современная роль профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в организации. Половинко В.С., Чижик В.П. ОмскГУ: 2011.
5. Трудовой кодекс РФ. Глава 58. Статьи 370–378.Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.