Рубрики
Профилактика детского травматизма

Зубков В.Г., Субботина Т.В. Организация профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса

Зубков Вадим Геннадьевич,
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
zubkovvg@mosmetod.ru
 
Субботина Татьяна Валентиновна,
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
subbotinatv@mosmetod.ru

 

Проблема создания травмобезопасной среды как в образовательной организации, так и во время образовательного процесса является достаточно актуальной, так как для создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и воспитанников, необходимо создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма во всей образовательной организации.

В современных условиях проведение профилактических мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса и работ по профилактике детского травматизма позволит организовать данную работу с обучающимися, их родителями, с педагогическими работниками по тем основным направлениям, которые способствуют травмированию детей. К опасным факторам в образовательной организации и на ее территории относятся не только сама территория, учебные кабинеты, но и нарушение условий безопасного пребывания учащихся в образовательной организации, куда можно отнести не только порядок дежурств педагогических работников, но и неудовлетворительную организацию учебно-воспитательного процесса.

Нарушение условий безопасного пребывания учащихся способствует таким возможным рискам возникновения травм во время образовательного процесса, как, например, недисциплинированность учащихся, неумение детей распознать ситуацию, приводящую к травмам, недооценка детьми степени опасности внезапно возникшей ситуации, недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде, возрастные особенности учащихся.

Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путем принятия профилактических мер, включающих в себя соблюдение норм и правил, обеспечивающих безопасность учебно-воспитательного процесса, выполнение гигиенических требований к условиям обучения, организацию перемен, дежурства администрации и педагогов образовательной организации.

Основными направлениями, обеспечивающими безопасность образовательного процесса, выступает обеспечение не только индивидуальной, но и коллективной безопасности всех участников образовательного процесса. Для осуществления этих направлений необходимо осуществлять профилактику попадания детей в травматические (в физическом и психологическом планах) ситуации, формировать у них навыки безопасного поведения, а также создавать защищенное пространство, не являющееся источником опасности, и условия для комфортного осуществления образовательного процесса.

Обеспечение безопасности образовательного процесса зависит не только от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами и оборудованием, но и от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогическими работниками.

Профилактические мероприятия включают в себя:

– осуществление нормативно-правового регулирования в сфере профилактики детского травматизма во время образовательного процесса;

– формирование единого профилактического пространства путем объединения усилий всех участников профилактической работы образовательной организации;

– обучение и повышение квалификации педагогических работников формам и методам работы по профилактике детского травматизма;

– создание системы информационно-методического сопровождения деятельности в профилактике детского травматизма;

– профилактика несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса.

Требования к обеспечению безопасности образовательного процесса устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Особое значение в работе по профилактике детского травматизма предназначено разработке инструктивно-методической документации, касающейся различных аспектов организации работы по обеспечению безопасности образовательного процесса.

Обеспечение безопасности образовательного процесса и качество организационной работы по профилактике детского травматизма зависит от степени профессионализма и компетентности педагогических работников, сотрудников, отвечающих за безопасность образовательной организации и образовательного процесса. Грамотная организация разграничения полномочий и компетенций разных уровней управления образовательным процессом, применение инструктивно-методической документации (по пожарной безопасности; по правилам безопасности при проведении уроков или занятий в образовательной организации по химии, биологии, физике, информатике, физической культуре, технологии и т.д.) позволит на должном уровне выполнить поставленные задачи по профилактике детского травматизма и исключить случаи травмирования обучающихся.

Работу по воспитанию и формированию навыков безопасного поведения у обучающихся следует организовать, начиная с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков, что позволит определить дальнейшие цели и пути работы в данном направлении. Это позволит и определить содержание профилактической работы, разработку системы планирования, формы организации деятельности с обучающимися, родителями и разработку форм закрепления знаний о правилах безопасного поведения.

Планированию работы помогает обязательный анализ причин и видов травм обучающихся, полученных во время образовательного процесса и на территории образовательной организации. В планах работы образовательной организации должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов детского травматизма. Планировать работу следует отдельно для обучающихся начального, основного и старшего уровня образования. Вопросы профилактики травматизма должны найти отражение в планах работы педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, учителей-предметников и классных руководителей.

Система планирования работы по профилактике детского травматизма включает в себя как организационные, профилактические, информационные мероприятия, повышение профессионального уровня педагогических работников, межведомственное взаимодействие с МЧС, МВД России, Роспотребнадзором, Московским метрополитеном, Московской железной дорогой, медицинскими учреждениями и другими ведомствами, так и работу с родителями.

Эффективность работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации может быть оценена рядом показателей и индикаторов таких, как, например, посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательной организации, контроль выполнения мероприятий плана работы, оформление отчетных материалов, мониторинг деятельности, планирование и проведение рефлексивной деятельности, количество мероприятий по профилактике детского травматизма в образовательной организации с обучающимися, педагогическими работниками, родителями или лицами их заменяющими; популяризация работы образовательной организации через представление результатов работы на сайте образовательной организации, через выступление на конференциях, семинарах, круглых столах, представление опыта работы на окружном и городском уровнях, через наличие публикаций о работе образовательной организации по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации, сокращение количества травм и несчастных случаев в образовательной организации во время образовательного процесса, а также при дорожно-транспортных происшествиях, происшествиях на водных объектах и т.д.

Таким образом, травматизм обучающихся является серьезной проблемой образовательной организации, но его можно избежать путем принятия мер профилактики. Целенаправленная профилактическая работа позволит снизить уровень травматизма детей, сохранить их здоровье, а самое главное – жизнь.

Список литературы:

1. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. М.: Феникс, 2007.
2. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. М.: АРКСТИ, 2003.
3. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечение, профилактика. М.: Аист, 2005.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.