Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Социальное партнёрство в деятельности ученического самоуправления

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни и решению социальных проблем различной сложности.

0
Овчинникова Гульнара Ревальевна,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2045»,
grovchinnikova@yandex.ru
Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни и решению социальных проблем различной сложности.
Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.
При этом вырабатываются необходимые навыки социального партнерства, умение подчиняться коллективной дисциплине (но в то же время отстаивать свои права), соотносить личные интересы с общественными.
Социальное партнерство – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов (представителей различных социальных групп), результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как постоянно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции.
Социальное партнерство по отношению к ученическому самоуправлению следует понимать как:
• партнерство ученических органов самоуправления с различными социальными группами (педагогическим коллективом, родителями, учащимися и т.п.);
• партнерство, в которое вступают работники образовательной организации и представители ученического самоуправления, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
• партнерство, которое инициирует образовательное учреждение как особую сферу социальной жизни, делающую вклад в становление гражданского общества.
Субъектами социального партнёрства являются школа, семья, общество, государство, общности, которые посредством таких видов социального партнёрства, как сотрудничество, сопереживание, согласование и диалог, создают условия для саморазвития, самоопределения, самореализации и развития ответственности воспитанников.
В настоящее время в ГБОУ «Школа № 2045» накоплен положительный опыт деятельности органов ученического самоуправления по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания.
Школьное ученическое самоуправление в содержании своей деятельности консолидирует различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности, как формирование гражданской позиции и нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества. Этим обусловлена педагогическая поддержка со стороны взрослых.
Работа органов ученического самоуправления основана на следующих принципах:
• открытость и доступность: все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности;
• добровольность и творчество: свободный выбор деятельности, формы работы для достижения личных и коллективных целей;
• равенство и сотрудничество: и выборный актив, и рядовые члены занимают равное положение, строят отношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;
• непрерывность и перспективность: органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; органы ученического самоуправления выражают волеизъявления и социальные потребности самих учащихся. На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным коллективом учащихся.

Структура школьного ученического самоуправления представляет собой государственную структуру органов управления, во главе которой стоит Президент Школьной страны, и которая выбирается из учащихся 810 классов на 2 года. Выборы Президента школы происходят в начале октября, подготовку выборов и контроль за ними осуществляет Центральная избирательная комиссия школы.

Министерства и определяют направления деятельности Президентского совета.

Так, Министерство образования имеет право участвовать в решении вопросов школьной жизни, сотрудничает с педагогами с целью активизации творческой и познавательной деятельности учащихся. После проведения школьной научно-практической конференции результатом такого взаимодействия стало решение о создании научного сообщества при Министерстве образования.

Не менее важную роль в жизни школы выполняет Министерство культуры. Организация внеклассных творческих и культурных мероприятий помогает сделать жизнь в школе более интересной и яркой, раскрыть индивидуальные и творческие способности учащихся. Ребята из министерства культуры выступают организаторами школьных дел, социальных проектов. Вместе с воспитанниками творческих объединений дополнительного образования «Веселые нотки» (руководитель Дробот Н.А.), студии Бального танца (руководитель Манаенкова Е.И.), коллективом ОДО «Художественное слово» (руководитель Колчанов В.В) они организовывают и проводят различные школьные мероприятия.

Министерство по спорту является социальным партнером преподавателей физической культуры и тренеров следующих объединений дополнительного образования: «Футбол» (Воронина Я.О.), «Волейбол» (Фролов И.И.), «Бадминтон» (Разумовская И.А.), «Настольный теннис» (Ломакин А.А.), «ОФП» (Фролов И.И.), «Подвижные игры» (Разумовская И.А.). Цель такого сотрудничества направлена на популяризацию здорового образа жизни учащихся, стимуляцию их физической активности.

Следует отметить, что наиболее ценно в этом сотрудничестве привлечение молодежи не только к участию, но и к подготовке и организации спортивных мероприятий. В связи с этим имеется положительный опыт проведения таких спортивных мероприятий, как товарищеские встречи по футболу, легкоатлетические кроссы, товарищеские матчи между сборной школы учителей и сборными командами учащихся, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья».

Министерство правопорядка организует работу с нарушителями дисциплины в школе, контролирует соблюдение Устава школы, правил поведения для учащихся и других норм и правил для учащихся школы; принимает участие в работе по организации дежурства в школе; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся; благоустройство школьной территории. Министерство тесно сотрудничает с администрацией школы, психологом (Петуховой Н.А.), педагогом-организатором (Овчинниковой Г.Р.), советом ветеранов 20-го микрорайона. Результатом такого взаимодействия стало решение о создании детского объединения «Юные помощники полиции».

Министерство печати доводит до сведения всех учащихся школы, учителей, родителей информацию о событиях в школе («молнии», объявления, стенгазеты, школьные издания), тесно сотрудничает с пресс-центром «Бегемот», в который входят все классные редакции.

Говоря о социальном партнерстве в деятельности ученического самоуправления, необходимо помнить, что в школе работают органы различного уровня управления:

• внутри классов – города во главе с мэрами;

• министерства во главе с министрами, в каждое из которых учащимися 511 классов делегируется по одному представителю от класса, который избирается в классном коллективе голосованием;

• президентский совет старшеклассников во главе с президентом школы.

При слиянии школ в один учебный комплекс мы выделили три возрастных уровня организации ученического самоуправления:

1. Школьное государство «Мирландия» для учащихся 14 классов, одной из важнейших задач которой является повышение социальной активности учащихся и их самостоятельности в организации жизни детского коллектива.

Дети, играя, учатся развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты. Самоуправление дает возможность осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу. Создание школьного государства «Новая Мирландия» стало моделью деятельности маленького демократического общества в современном государстве в масштабах нашей школы.

Во главе школьного государства стоит президент, который избирается в ходе выборной кампании тайным голосованием сроком на один год.

В школьный парламент входят все кандидаты выборной кампании и их помощники от каждого класса – актив, деятельность которого распределяется по различным министерствам. У каждого члена школьного парламента имеется блокнот парламентария, в котором отражается деятельность своего класса.

1. «Города»  первичные коллективы 57 классов, где создается актив, состоящий из мэра и его заместителей по образованию, культуре, физкультуре и спорту, правопорядку, печати и информации. Ребята среднего звена, участвуя в работе пресс-центра «Бегемот», учатся управлять.

2. Президентский совет старшеклассников управляет школой.

Выстраивая взаимодействие между объединениями различного уровня, мы стараемся придерживаться принципов партнёрских отношений:

• объединение усилий для решения общих проблем или достижения значимой для всех цели;

• добровольность как наличие свободы и осознанности выбора;

• долговременность, т.е. нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия;

• взаимная ответственность.

Социальное партнёрство в области воспитания играет важнейшую роль для становления личности подрастающего поколения. Дети предлагают со своей стороны новые идеи и решения важных социальных проблем, привлекают к работе волонтеров. Они выражают интересы определенных групп населения и выдвигают новые ценностные ориентиры (движение «За здоровый образ жизни!», «Молодежь против наркотиков!», и др.). Они не могут финансировать, но могут озвучить ту или иную социальную проблему.

Разнообразие и совместная деятельность различных социальных партнеров удовлетворяют потребности учащихся школы в социальной адаптации и свободном выборе дальнейшего пути, в самореализации и развитии творческих способностей.

Социальное партнерство возникает тогда, когда партнеры начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Список литературы:

1. Бойкова А.А. Организация и программа развития ученического самоуправления «Школа роста и становления». Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2008.
2. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. 2006. № 4. С. 3741.
3. Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни. Методическое пособие для координаторов создания в школах демократического, толерантного уклада жизни. Под ред. А.Н. Тубельского. М.: Новый учебник, 2003.
4. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении: Книга современного руководителя. М.: Феникс, 2006.
5. Кондратьева О.Г. Организационно-педагогическая поддержка ученического самоуправления в образовательном учреждении. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009.
6. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. С.: Центр «Педагогический поиск», 2005.
7. Нечаев М.П. Теория и практика управления воспитанием: Крат. учеб. пособ. для студен. и пед. М.: АПК и ППРО, 2005.
8. Прутченков А.С. Нормативные основы взаимодействия детских общественных организаций и органов ученического самоуправления. Учебно-методическое пособие. М., 2007.
9. Руководство для членов школьных Управляющих советов. Методическое пособие/под ред. Пинского А.А. М.: Вердана, 2006.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.