Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Диагностика развития личности как оценка успешности развития детского коллектива

В современной школе всякая деятельность, в том числе воспитательная, должна иметь четкий механизм отслеживания результатов. ФГОС ориентирует нас на то, что любой вид деятельности в школе должен включать в себя воспитательный аспект. Поэтому очень остро встал вопрос о том, как оценить результативность именно воспитательной деятельности, – диагностика процесса воспитания – одна из актуальнейших задач современной школы.

0
Мозжухина Наталья Михайловна,
заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ г. Москвы «Пушкинский лицей № 1550»,
mozna@pochta.ru

В современной школе всякая деятельность, в том числе воспитательная, должна иметь четкий механизм отслеживания результатов. ФГОС ориентирует нас на то, что любой вид деятельности в школе должен включать в себя воспитательный аспект. Поэтому очень остро встал вопрос о том, как оценить результативность именно воспитательной деятельности, – диагностика процесса воспитания – одна из актуальнейших задач современной школы.

Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в детском коллективе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Прежде всего, необходимо определить критерии и показатели результативности процесса воспитания.

В школах зачастую распространен и такой подход, когда критерием результативности организуемого процесса воспитания считается уровень воспитанности школьников, а его показателем, еСтественно, – демонстрируемый большинством учащихся высокий уровень воспитанности.

Проблемой данного подхода является то, что ребенок может никогда не достичь того уровня воспитанности, который устанавливается как стандартный и желательный для всех. И это может происходить не по вине ребенка, а по вине сложившихся жизненных обстоятельств.

Исходя из этого, коллектив Лицея принял решение диагностировать не только личностный рост каждого ребенка, но и развитие детского коллектива. На пути к решению поставленной задачи мы использовали разные методики.

Первой из них стала методика «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П. Капустина). Суть методики заключается в том, что по пяти качествам сначала ребенок, а затем учитель ставят оценку по пятибалльной системе. Затем выводится среднеарифметическая оценка и по шкале определяется уровень развития личности. Данная методика хороша в комплексной диагностике именно развития личности, но не даёт картинки уровня развития коллектива.

Методика диагностики воспитанности учащихся Фридмана ставит своей целью изучение воспитанности учащихся, определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года методом наблюдения. Недостатком данной методики является человеческий фактор и, как следствие – проблема профессиональной этики.

В упражнении  «Самооценка   своих   личностных качеств» Я-внутреннее выступает в нас комплексом качеств с ярким или менее ярким проявлением. Учащимся предлагается вглядеться в себя и увидеть эти качества, а затем опять же дать оценку по пятибалльной системе.  Это упражнение по формированию самооценки школьников прекрасно справляется со своей задачей, но объективного результата по сформированности личности не дает.

Исходя из практического опыта работы Пушкинского лицея хорошие результаты дает методика диагностики развития личности (П.В.Степанов, Д.В.Григорьев). К недостаткам можно отнести большой объем, но методика представляет возможность получить как индивидуальные показатели развития личности, так результаты развития коллективов (как классных, так и общественных). Данная методика проводится не чаще, чем 1 раз в два года. Такой подход позволяет проследить динамику развития ценностных отношений ребенка без снижения результативности методики.  Опросники рассчитаны на учащихся 4-11 классов, что позволяет охватить большую часть обучающихся. Так же анализ результатов позволяет составить коллективную диаграмму: посмотреть динамику развития класса, органа ученического самоуправления или другого детского коллектива, сделать выводы о наличии лидеров, рядовых членов коллектива, «отверженых» и одиночек (т.е. ребят с очень узким кругом общения в коллективе).

Список литературы:

1. Волохов А.В, Кочергин В.Н, Фришман И.И. Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2007.
2. Педагогические технологии Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление» «ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ!» Выпуск 4. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
3. Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013.
4. Рожков М.И., Развитие самоуправления в детских коллективах. М.: Владос, 2002.
5. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2006.
6. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. М.: Академия: АПКиПРО, 2003.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.