Рубрики
Дошкольное образование

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

В жизни каждого человека важное место занимает профессиональная деятельность. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий мало разработана в педагогике.

0
 Корягина Любовь Павловна,
старший воспитатель СП № 4
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1347»,
gou2540@yandex.ru
Шаркаева Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед СП № 4
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1347»
В жизни каждого человека важное место занимает профессиональная деятельность. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий мало разработана в педагогике. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом: работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца – но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Наши наблюдения за детьми показали, что уровень знаний и представлений детей о сфере профессиональной деятельности взрослых является ограниченным. Поэтому целью детской профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Мы спланировали работу в данном направлении с учетом внедрения в практику ФГОС.
Известно, что основным видом деятельности детей является игра: будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы предполагаем преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. А также немаловажно, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов.
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если в работе будут использоваться разнообразные формы и методы работы: экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок; рассказы родителей; непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы; праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая и игровая деятельность детей, моделирование ситуаций; сбор иллюстраций, фотоматериалов, рассматривание иллюстраций; театрализованная деятельность; пример взрослых. Всё это обогащает представления детей о профессиональном труде людей. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности.
На основании этого нами был разработан и реализован проект по ознакомлению дошкольников с миром профессий«Все профессии важны, все профессии нужны».
В проекте приняли участие воспитатели, специалисты нашего дошкольного учреждения и родители воспитанников. Родители принимали очень активное участие в различных проектах детского сада (таких, как «Семейный герб» и «Древо семьи»). Эти проекты были началом перехода к проектной деятельности с привлечением семей в нашей работе.
С детьми проводились интересные беседы и образовательная деятельность, прошла неделя педагогического мастерства. Были созданы мини-проекты по ознакомлению дошкольников с миром профессий:
• творческий проект в рамках «ребенок – педагог»: коллажи по профессиям;
• мини-проект «Снежные буквы» (для подготовительной и старшей групп). Дети называли название профессии, определяли первый звук в слове, давали ему характеристику и выкладывали его из снега. На основе данной характеристики звука они окрашивали его в нужный цвет;
• проект «Семейное дерево профессий». Это был семейный проект с участием детей и родителей. Дети узнали много интересного о профессиях членов своей семьи, давали интервью (в старшей и подготовительных группах);
• детско-родительский мини-проект «Сказки и рассказы о профессии». На основе собранных творений была выпущена книга «Сочиняем сказки и рассказы о профессиях с родителями».
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным в обществе и получать от него признание. В наши дни профессий стало очень много, их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые специальности. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Часто родители интересуются, в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада.
Профессиональная ориентация, как педагогическая категория, означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует от него то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители: так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста к разным видам деятельности, обеспечение реализации интересов, способностей и склонностей дошкольников.
Данную цель я решала через следующие задачи:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• создание предметно-развивающей среды;
• развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
• формирование умений детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
• прививать детям добросовестное отношение к труду;
• воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Принципы, лежащие в основе нашей работы:
• Доступность:
– учет возрастных особенностей детей;
– адаптированность материала возрасту.
• Систематичность и последовательность:
– постоянная подача материала от простого к сложному;
– частое повторение усвоенных правил и норм.
• Наглядность: учет особенностей мышления.
• Динамичность: интеграция в разные виды деятельности.
• Дифференциация:
– учет возрастных особенностей;
– создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда и войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и умениями ориентироваться в мире профессии – ему должны помочь в этом взрослые, которые находятся вместе с ним – родители, воспитатели, педагоги.
В стенах нашего учреждения ГБОУ «Школа № 1347» (Структурное подразделение № 4) был проведен мастер класс «Путешествие по музею профессий». В данном мероприятии приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы, имеющие речевые проблемы (посещающие занятия с учителем-логопедом). На предъявленном мастер-классе ставились следующие задачи:
– развитие логического мышления, зрительного внимания и памяти;
– развитие ориентировки в пространстве;
– развитие мелкой моторики и сенсорики;
– развитие словообразования;
– развитие связной речи через игровую деятельность.
В данном мастер-классе была показана необычная экскурсия по залам музея профессий.
Первый зал – «Профессии людей (сотрудников), работающих в дошкольном учреждении»
На экспозиции были расположены фотографии сотрудников дошкольного учреждения. Дети называли имя отчество сотрудника, их профессию и выполняли задание учителя-логопеда на определение местоположения данной фотографии («правый или левый верхний угол», «под», «над», «слева от…», «справа от…»).
Второй зал – «Кто, что делает»
На экране телевизора, появлялись изображения человека. Дети называли профессию и определяли, что человек данной профессии делает (образование глаголов: «врач – лечит пациентов», «пожарный – тушит пожары и возгорания» и т.п.).
Третий зал – «Назови какой»
Каждый из детей выбирал себе понравившуюся куклу (каждая из кукол символизировала профессию) и описывал, каким должен быть человек данной профессии (образование прилагательных: «врач – добрый, внимательный, старательный, заботливый» и т.д.).
Четвертый зал – «Символы профессии»
Предварительно была проведена беседа с детьми о символах профессий, которыми пользовались люди с давних времен (фотографии с изображением символа «Сапог» –профессия «Сапожник», «Чаша со змеёй – символ медицины» и т.д.). Детям было предложено рассмотреть картинку с определенной профессией, запомнить ее и отобразить ее символ на камне. В результате дети показывали свой нарисованный символ, а другие должны были определить профессию (символ: «Ножницы и расчёска» – парикмахер и т.д.).
В процессе путешествия по залам музея детям было предложено попробовать стать на одно мгновение певицей, поваром, врачом (эстафета «Собери человека профессии»). По команде один из детей выбирает, приносит реквизиты одежды и принадлежности для человека заданной профессии, а другой готовится его показать. Задание выполняется парами, на время и под музыкальное сопровождение.
Пятый зал – «Образуй слово»
Дети отгадывали профессию, название которой было зашифровано. Если дети называли профессию правильно, то ее изображение проявлялось на экране. Название профессии состояло из двух слов («телевизор и ведущий – телеведущий», «земля и лопата – землекоп» и т.д.).
В конце путешествия был подведен итог о существующих профессиях. Дети представили стихотворный монтаж о значении профессий в жизни человека.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.