Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Реализация проекта «Атрибутика и символика классных коллективов» в ГБОУ ЦО № 1816

Стабильное развитие российского государства и общества возможно только в условиях реализации социального и лидерского потенциала вступающего во взрослую жизнь нового поколения. Смысл детского самоуправления состоит в том, чтобы школьники приобретали личный опыт демократических отношений. Создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребёнка должно рассматриваться как приобщение к общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и подростков в реальные социально значимые отношения.

0
Казикаева Людмила Вячеславовна,
руководитель структурного подразделения «Воспитание и дополнительное образование»
ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1816»,
lkazikaeva@mail.ru
Стабильное развитие российского государства и общества возможно только в условиях реализации социального и лидерского потенциала вступающего во взрослую жизнь нового поколения. Смысл детского самоуправления состоит в том, чтобы школьники приобретали личный опыт демократических отношений. Создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребёнка должно рассматриваться как приобщение к общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и подростков в реальные социально значимые отношения.
В нашем Центре образования в течение пяти лет реализуется общешкольный проект «Атрибутика и символика классных коллективов».
Одним из необходимых условий деятельности ученического самоуправления, ученических инициатив является наличие символики ученического самоуправления, которая показывает индивидуальность и неповторимость каждой классной модели ученического самоуправления, активизирует и сплачивает членов класса.
Символика разрабатывается самими ребятами, принимается и становится частью жизни классного коллектива.
Знамя во все времена было реликвией, олицетворяющей честь, доблесть, славу и традиции. Каждый класс – это коллектив товарищей, имеющих общие традиции, цели, и реализующий эти цели и задачи со своим девизом, символами и атрибутами. Знамя классного коллектива представляет традиции класса, направление их деятельности.
Как выбирают флаг ученики класса? Есть ли технология создания атрибутики детского коллектива? Вот как об этом говорят сами дети (ученики 6 «Б» класса, классный руководитель Борункова И.А.):
«Мы долго думали и решали, какой флаг нам выбрать. Мы рассматривали много вариантов. Каждый в классе нарисовал свой вариант флага, также искали достойные варианты в интернете. Большая часть флагов была изображена с гербом. Многие использовали в своих работах такой цветок, как подсолнух. И на классном часе мы голосовали за понравившийся вариант. В итоге получился флаг из нескольких составляющих – это герб, на гербе изображён подсолнух и надпись на латыни «Non scholae, vitae diskimus» – «Учимся не для школы, а для жизни».
Мы решили использовать герб на нашем флаге, так как это является отличительным знаком, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба. Символом нашего класса стал подсолнух. Недаром этот цветок получил такое название. В течение дня его плотное соцветие, которое не может повредить ни сильный дождь, ни ветер, перемещается за солнцем, как бы тянется к нему. Так и мы стремимся к знаниям, всему новому и интересному.
Наш флаг – двухцветный: зелёный и голубой. Голубой цвет – цвет верности, впечатлительности и привязанности. Зелёный – это цвет уверенности, стабильности, силы воли и самоуважения. Так и наш класс – всегда дружный и стремящийся быть первым во всём.
Недаром мы выбрали нашим лозунгом слово «максимум». Оно отражает характер нашего класса. Поддерживая друг друга, мы добьёмся больших результатов и с гордостью будем нести наше знамя на протяжении всей нашей школьной жизни».

Фотография 1

Первым мероприятием, показавшим высокую эффективность атрибутики ученического самоуправления, стал туристический слёт классных коллективов в нашей школе. Ученики 5-х классов впервые представляют на туристическом слете флаги своих классов, а знамённые группы классов впервые выносят флаги. Для детей вынос знамен стал почётной миссией.

В этом учебном году впервые представили свои знамёна: 5 «А» класс (классный руководитель Дикун И.И.) – команда «Добрые сердца», 5 «Б» класс (классный руководитель Пожарская А.В.) – команда «Современники», 5 «В» класс (классный руководитель Валетова Г.Ш.) – команда «Форвард». Каждый из классов-участников представил свой флаг, девиз и форму команды.

Фотография 2

Ребята ставили палатки, разводили костёр, преодолевали препятствия на верёвочных растяжках, передвигались на огромных лыжах по 4 человека в команде, прыгали по пенькам, переходили воображаемые преграды. А самые сильные и смелые папы кололи дрова, проявляя свою сообразительность и смекалку. Рядом с ребятами на всех этапах соревнований были их родители и классные руководители – ведь ничто не сплотит команду лучше, чем ответственность друг за друга и спортивный дух борьбы. Дружно работали корреспонденты, фотографы, операторы, которых впереди ждал ещё конкурс «Боевых листков» классных коллективов.

Завершил соревнования торжественный парад участников. В одном строю со знаменосцами классных коллективов прошли их одноклассники, педагоги и родители. Девиз нашего туристического слёта – «Наши победы – нашему городу!», а каждая грамота, завоёванная командой в упорной борьбе, посвящена 70-летнему юбилею Великой Победы.

Фотография 3

В нашей школе стало традицией выносить флаги классных коллективов во время Вахты Памяти на Аллею Славы. Первая Вахта – 3 сентября (День международной солидарности в борьбе с терроризмом). Вахта длится 2 минуты, знаменосец класса выносит на эту Вахту флаг своего класса. Традиционными Вахтами Памяти стали Вахта, посвящённая 70-летию снятия блокады города Ленинграда, а также Вахта Памяти в день вывода советских войск из Афганистана (15 февраля).

Фотография 4

Одним из главных мероприятий ученического самоуправления является конкурс знамённых групп классных коллективов, посвященный памятным историческим датам: 70-летие битвы под Сталинградом, 70-летие освобождения от блокады города Ленинграда, 25-летний юбилей вывода советских войск из Афганистана, в 20142015 учебном году – 70-летие Великой Победы.

Фотография 5

Цель мероприятия  представление символики и атрибутики Российской Федерации, почитание знамени как символа доблести, славы и чести, воспитание в учащихся чувства любви к Родине и гордости за неё, представление знамени своего классного коллектива.

На конкурсе знаменных групп знаменосцы производят показ флага, ассистенты рассказывают о своем знамени как символе ученического самоуправления, обязательно перечисляя, в каких мероприятиях был вынесен флаг коллектива. Знамённые группы, одержавшие победу, защищают честь школы на окружном конкурсе знамённых групп «В наших знамёнах – частица победных знамён».

Фотография 6

Представление флага проходит в торжественной обстановке:

«Флаг 10 «А» класса синего цвета, на нем изображены книга и глобус. Синий цвет – это цвет безоблачного неба над нашей Родиной. Мы, дети России, выбрали себе два главных символа нашей жизни – книгу и земной шар. Книга – это лучший друг и источник знаний. В нашей школе ребята изучают иностранные языки и надеются, что, куда бы они ни отправились путешествовать, они смогут найти друзей и добиться успеха.»

«На флаге 9 «А» класса изображена змея. «Змея» означает мудрость и знание, символизирует тайну рождения и жизни. Коралловый цвет полотнища – цвет радуги, тепла и лета. Кораллы в древности символизировали богатство и успех. В современной символике это цвет молодости и праздника.»

«Флаг 9 «Б» класса зелёного цвета. Зелёный цвет символизирует молодую листву, весеннее настроение, всё новое и радостное. На флаге изображён танк Т-34. Он олицетворяет победу. 8 «Б» класс – как танк – не боится трудностей и всегда смело идёт к намеченной цели! Девиз 8 «Б» класса – «Танки грязи не боятся!»»

Фотография 7

«Фон флага 8 «А» класса  белый. Это цвет  символ совершенства и чистоты. В центре флага  ромашка с разноцветными яркими лепестками, что соответствует девизу класса – «Больше ярких красок  больше позитива». Корни дерева  это наша связь с предками, с историей нашей страны. Голубь на флаге  птица мира. Ребята из 8 «А» класса  за мир на всей планете!»

«Флаг 8 «Б» класса голубого цвета, символизирующий мир, в котором мы живём. Люди, выбирающие голубой цвет, не умеют и не любят долгое время сидеть на месте: путешествия – их стихия. В центре флага – эмблема, состоящая из трех цветов: белый – мир и радость, синий – небо и верность, красный – огонь, отвага и любовь.»

«На знамени класса 7 «А» класса вы видите яркое солнце – символ света, тепла и доброты, и разноцветную радугу. Ребята из 7 «А» класса хотят, чтобы их жизнь была такой же красивой, интересной и разнообразной, как эта веселая радуга, а отношения – такими же теплыми и добрыми, как изображенное на знамени яркое солнышко.»

«Флаг 7 «Б» класса – полотнище бело-синего цвета. Синий цвет символизирует веру в себя, в будущее, символ верности и постоянства. Белый – цвет свободы и независимости. Ребята верят в свои силы, смотрят с надеждой в будущее и готовы трудиться и созидать на благо своей Родины.»

Фотография 8

В январе 2015 года Вахту Памяти в честь освобождения советскими войсками лагеря Освенцим организовали сами ребята. Самостоятельно организованная, социально значимая акция означает высокую результативность ученического самоуправления. Вынос флагов, минута молчания – весь сценарий ребята придумали сами. На митинг были приглашены ученики начальной школы. Организация акции  это возможность накопить опыт общения, испытать ответственность за свои поступки.

Фотография 9

В преддверии 70-летия празднования Великой Победы, при поддержке управы района Филёвский парк и межрайонного Совета директоров, состоялся торжественный марш классных коллективов нашего Центра образования «На знамя Победы равняем свой шаг» у огня Памяти и Славы на Поклонной горе. К этому маршу присоединились 15 школ трёх районов – Филёвский парк, Фили–Давыдково и Дорогомилово. На акции вынесены не только флаги класса, но и Знамя Победы, Знамёна России и города Москвы. Ребята знают, что в год 70-летия Победы они явились организаторами межрайонного марша, и это придает им силы и ответственность за организацию мероприятия.

Фотография 10

Два раза в год все учащиеся 511 классов нашего центра образования собираются в актовом зале на Единый классный час, который начинается с выноса знамён классных коллективов. На классном часе проводится награждение за высокие достижения в учебе, спорте и во внеурочной деятельности. Этот классный час – подведение итогов, а темы для проведения выбирают сами ребята. Как правило, это Дни воинской Славы, памятные даты Российской Федерации и др.

В прошлом учебном году ребята Ученического совета организовали и провели окружной Совет старшеклассников на тему «Атрибутика и символика классных коллективов. Конкурс знамённых групп». Мы постарались рассказать ребятам  ученикам школ Западного административного округа о знамёнах своих классов, рассказать о технологии выбора знамени. Ведь знамя тогда становится символом, когда ты вкладываешь в его создание особый смысл, а затем это знамя не просто стоит в углу, а является непременным атрибутом класса на любом мероприятии.

В актовом зале было 6 столов, 6 интеративных площадок. Одна из них называлась «Создай свой флаг». Подготовили эту площадку ученики 9 «А» класса. Для выбора своего знамени учащимся из других школ выделялось 5 минут, после сигнала горна за стол к старшеклассникам приходили ученики другой площадки. Что можно успеть за это время?

1. Решить, каким будет Ваш флаг: одноцветным, 2-х-цветным, 3-х цветным или 4-х цветным?

2. Решить, какие категории и качества больше подходят вашей организации или вашему классу. Помнить, что каждый цвет имеет свои обозначения – «честь»«верность», «любовь», «открытость», «сила», «дружба» и т.д.

3. Подобрать название. Не давите на ребят. Они всегда находят креативные и нестандартные решения.

4. Поставить рядом с выбранным названием символ и девиз.

Проведение этого окружного Совета – это большой социальный опыт. Больше всего ребятам понравилась сама подготовка.

Мы придумали координаторов, рисовали интерактивные карты, создали свой штаб подготовки, рисовали, клеили. У каждого класса была своя интерактивная площадка, на которой актив класса смог реализовать свои замыслы, творческие задумки, провести интерактивную встречу с учениками других школ. Одной из самых интересных площадок стала площадка под названием «Вынос флага в парадном положении». Знаменосцы-старшеклассники, победители окружного конкурса знаменных групп «В наших знаменах – частица Победных знамен» показали ребятам из других школ, как правильно взять флаг в парадном положении, как нужно вынести флаг, какие существуют правила для преклонения флагов и знамен для проведения минуты молчания.

На подведении итогов ребята (представители ученических Советов других школ) поделились своими впечатлениями и результатами. Очень важно было выслушать мнение ребят об атрибутике школьного самоуправления, приятны их отзывы и мнения, было интересно живое общение. Мы поняли, что наши символы, флаги классных коллективов вызывают у ребят живой интерес, увлекают их своей значимостью, неповторимостью.

От создания флага своего класса мы шагнули к участию в социально значимых акциях и мероприятиях ученического самоуправления округа и города. Знамя нашей детской общественной организации побывало вместе с учащимися школы в Бресте, Минске и Хатыни, было преклонено на Красной площади, Поклонной горе и  Воробьевых горах.

Фотография 11

Мы готовимся к первому Параду детского движения и ученического самоуправления, на который выйдем с флагами России, Москвы, флагами классных коллективов, со знамёнами Победы и нашей детской общественной организации.

Вот так, от создания своего школьного флага до окружных, городских и общероссийских акций, под знаменем своей юности, а затем и под знаменем своего Отечества, наши воспитанники станут достойными гражданами своей страны, с активной жизненной позицией и пониманием своей исторической миссии по сохранению традиций и культуры своего народа.

Ученический совет школы принял решение о продолжении проекта «Атрибутика и символика классных коллективов». Мы надеемся, что этот проект привлечёт в наши ряды ещё больше ребят, неравнодушных к общественной деятельности.

Общешкольные проекты, связанные с атрибутикой и символикой классного коллектива,  бесценный ресурс, который необходим для развития школьного самоуправления, социализации и самоопределения учащихся, формирования организаторских и лидерских качеств. Осознание ответственности перед классом и школой, перед теми, кто поверил в тебя, – огромный стимул к движению вперёд.

Список литературы:

1. Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной системы школы. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2011.
2. Щуркова Н.Е. Педагогический справочник для заместителя директора по воспитательному процессу. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2011.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.