Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Образовательная программа актива ученического самоуправления «Управляй собой – управляй мечтой»

Ученическое самоуправление, организующее жизнедеятельность коллектива обучающихся, является важной формой их школьной жизни. Самоуправление обеспечивает развитие самостоятельности обучающихся как в принятии решений, так и в реализации намеченных целей. Однако, не все представители самоуправления обладают необходимыми организаторскими способностями, не все могут предпринимать уверенные шаги в своей деятельности. А между тем абсолютно каждый обучающийся, являясь частью ученического самоуправления, может найти свою нишу и реализовать свои таланты.

0
Лимаренко Артём Геннадьевич,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 904»,
limarenko@sch904.ru

 

Управляйте Вашими чувствами,

пока Ваши чувства

не начали управлять Вами.

Публий Сириус, древнеримский поэт I в. до н.э.

Ученическое самоуправление, организующее жизнедеятельность коллектива обучающихся, является важной формой их школьной жизни. Самоуправление обеспечивает развитие самостоятельности обучающихся как в принятии решений, так и в реализации намеченных целей. Однако, не все представители самоуправления обладают необходимыми организаторскими способностями, не все могут предпринимать уверенные шаги в своей деятельности. А между тем абсолютно каждый обучающийся, являясь частью ученического самоуправления, может найти свою нишу и реализовать свои таланты.

Эмоциональное состояние обучающихся – ключ к решению многих педагогических проблем, которые возникают в учебной деятельности и работе ученического самоуправления. Чувства могут затуманить разум при принятии решения, разум – притупляет чувства. К.Д. Ушинский, отмечая социальный смысл эмоциональной сферы человека, говорил, что общество, которое заботится больше об образовании ума, делает большую ошибку, «ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает» [10; с. 105].

В начале 1990-х годов психологи заговорили о том, что знание своих эмоций и чувств, умение ими управлять позволяют человеку не только комфортно себя чувствовать в том или ином социуме, но и беспрепятственно реализовывать свои мечты и жизненные планы, строить семью и карьеру. Поэтому в психологии введено понятие «эмоционального интеллекта»* (EQ) наряду с IQ (общим интеллектом).

Данная образовательная программа опирается на исследования педагогов и психологов в области эмоциональной сферы человека и собственные исследования автора, она направлена на развитие эмоционального интеллекта представителей ученического самоуправления средствами проектно-творческой деятельности.

Цель образовательной программы – развитие эмоционального интеллекта представителей школьного самоуправления, их творческого потенциала и базовых социальных компетенций (коммуникационных, организаторских и интеллектуальных качеств).

Задачи программы заключаются в следующем.

Обучающие:

 расширить представления учащихся о взаимодействии в команде;

 дать понятие о технологиях и методах управления коллективом;

 освоить технологии интерактивного взаимодействия.

Развивающие:

 развить предпосылки к успешной социализации;

 развить психологические способности: память, внимание, мышление, коммуникативность, эмоциональной интеллект.

Воспитательные:

 воспитать культуру поведения в коллективе;

 сформировать отношения между ребятами на основе дружбы, товарищества;

 воспитать чувство самостоятельности и ответственности.

Методы деятельности заключаются в следующем.

Основными методами реализации программы являются методы, направленные на формирование деятельностного подхода и несущие практическую направленность. Эффективное выполнение указанных выше задач возможно через практическую деятельность. Основные методы в реализации программы:

 метод проектно-творческой деятельности (самостоятельная подготовка проекта (мероприятие, акция, творческий продукт), его организация и реализация);

 метод экспериментальных творческих заданий (комплекс тренингов (психология, театральная педагогика));

 метод масс-медиа технологий (самостоятельный поиск информации, ее обработка, использование современных информационных технологий).

Продолжительность занятий составляет 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю (70 часов).

Возраст слушателей программы: 1118 лет.

Ожидаемые результаты реализации программы заключаются в следующем.

Совершенствование сторон эмоционального интеллекта:

– внимания;

– эмоциональной отзывчивости;

– быстроты реакции;

– чувства коллективизма;

– организованности и сознательной дисциплины;

– развитого художественного вкуса;

– навыка публичной деятельности;

– лидерства, инициативности, эмоционального самоконтроля.

Подробное планирование программы – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] /К. Э. Изард. СПб.: Питер, 1999.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Тексты под ред. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
3. Луначарский, А.В. Игра // Издание театрального раздела Наркомата по просвещению. Вып. 1. Пг., 1918.
4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма [Электронный ресурс] /А.С. Макаренко. 2005. Режим доступа: http://www.erlib.com/Антон_Макаренко/Педагогическая_поэма/0/ (дата обращения: 01.06.2015).
5. Новикова Л.С., Новикова Л.М. М.: ИД «Первое сентября». 2013. М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/211278/ (дата обращения: 01.06.2015).
12. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст]: учебное пособие /Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Пед. о-во России, 2000.
6. Рубан А. Ум с приставкой «эмо». [Электронный ресурс] /А. Рубан // Русский Репортер. 2008. № 32. Режим доступа: http://www.rusrep.ru/2008/32/emocionalnyi_intelekt/ (дата обращения: 01.06.2015).
7. Сергиенко С.К. Роль Центра Оценки в развитии персонала организации [Электронный ресурс] /Сергиенко С.К., Колкунова Т.Ю. // «Кадровик. Кадровый менеджмент». 2006. № 12. Режим доступа: http://oldidex.msses.ru/news_home/1_1.pdf (дата обращения: 01.06.2015).
8. Soy Susan K. The Case Study As A Research Method [Электронный ресурс] /Soy Susan K. Техас. 1997. Режим доступа: https://www.ischool.utexas.edu/~ssoy/usesusers/l391d1b.htm (дата обращения: 01.06.2015).
9. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
10. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 [Текст] /Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990.
11. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта. 1997.
* Эмоциональный интеллект  сложное психологическое явление, которое состоит из комплекса способностей: способность чувствовать свои эмоции и сопереживать другим;
 способность понимать, что означают те или иные эмоции;
 способность использовать свои эмоции, чтобы помочь своему разуму;
 способность управлять эмоциями, причем не только своими, но и эмоциями других людей. (Гоулман Д. Эмоциональный интеллект/ Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.