Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Школьная игротека как адаптационная и развивающая среда

Игротека в ГБОУ СОШ № 9 города Москвы работает уже год. Опыт можно считать положительным: еженедельно это объединение посещает не менее 25 человек, коллекция игр растёт, опыт школы постепенно распространяется за её пределами.

0
 Полякова Ольга Владимировна,
учитель технологии, педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы СОШ № 9,
medved_san@mail.ru

Игротека в ГБОУ СОШ № 9 города Москвы работает уже год. Опыт можно считать положительным: еженедельно это объединение посещает не менее 25 человек, коллекция игр растёт, опыт школы постепенно распространяется за её пределами.

Как появился этот проект

Большим шагом к началу работы нашей игротеки стал школьный учебный проект «Игры и ремёсла пяти континентов», прошедший в 2013 году в одном из классов школы. В ходе этого проекта была собрана коллекция исторических игр, по сути – небольшая игротека, которую ребята потом торжественно передали в дар школе.

В этот момент остро встал вопрос: как организовать работу игротеки? «Хозяева» коллекции перешли в 5 класс, ушли в среднюю школу. Новый первый класс играть в эти игры ещё не умеет. Кроме того, коллекция не должна была стать собственностью одного класса, а как организовать к ней доступ ребят других классов – не ясно.

Было очевидно, что нужно отдельное помещение, не принадлежащее ни одному из классов, а также подготовленные, увлеченные  инструкторы, которые могут научить этим играм посетителей игротеки. Некоторое время это оставалось только мечтой, а коллекция игр лежала на полке.

В прошлом учебном году я начала вести в школе уроки технологии. В систему занятий я включила изготовление настольных игр и убедилась, что эта тема ребятам интересна.

А в этом учебном году появилось и решение проблемы: школа смогла организовать кабинет технологии, где я веду уроки и кружки, здесь же нашлось место и для игротеки.

Что получилось к настоящему моменту

В настоящее время наша игротека насчитывает более 80 настольных игр, причем конструкторы в это число не входят. Коллекция игр занимает целый шкаф. Двери игротеки открыты один раз в неделю (в течение двух часов и в одно и то же время), как и сам кружок. Выработаны правила работы игротеки: они приняты и соблюдаются всеми участниками. Стала очевидной необходимость работы инструкторов, которые хорошо могли бы ориентироваться в коллекции игр и помогали бы разобраться в новых играх.

Откуда берутся игры

По происхождению игры нашей коллекции можно разделить на следующие группы:

• самодельные игровые наборы: результат работы учебных проектов в некоторых классах;

• личные: дети приносят их из дома на один раз, чтобы поиграть в новой компании;

• подарки: если в классах что-то долго не играется, игры отдают нам (возможно, у нас будет на них спрос). К этой же группе отнесём игры, специально купленные для игротеки;

• игры, принесённые на время: участники приносят их надолго, потому что эти игры залежались дома.

Мы стараемся собирать такие игры, с которыми дети скорее всего ещё не знакомы. Так, в настоящее время у нас нет шашек, шахмат, лото, игр типа «Memo» и «бродилок». Возможно, что со временем они тоже у нас появятся, но пока мы уделяем больше внимания другим направлениям.

Группы наших игр

Наверное, нет смысла перечислять все названия игр, которые у нас есть. Важнее группы, на которые условно можно разделить нашу коллекцию.

Группа игр Краткое описание Примеры
Исторические игры Игры, известные с давних времён, иногда – пришедшие к нам из глубины веков. «Мельница»,

«Калах»,

«Так-тикль»

Литературные игры Игры, ориентированные на расширение словарного запаса, изучение русского языка и литературы, а так же общего кругозора и образного мышления. «Раут с Пушкиным»,

«Жили-были»,

«Ундервуд»

Математические игры Игры, совершенствующие навыки счета и развивающие логическое мышление. «Зевс на каникулах»,

«Турбо-счёт»,

«Делиссимо»

Современные игры различного содержания Игры-стратегии, игры на баланс, игры-ассоциации, игры на внимание и т.п. «Номы»,

«Нагрузи крокодила»,

«Диксит»,

«Рёк»

Думаю, даже из этой небольшой таблицы видно, что игры нашей коллекции ориентированы не только на развлечение, но и на развитие личности участников.

Правила нашей игротеки

Двери игротеки открыты для всех учеников начальной и средней школы, а также для преподавателей и родителей. Занятия бесплатны. Посещение занятия возможно по свободному графику: кто-то приходит позже, так как сначала делает уроки, а кто-то уходит раньше, потому что спешит на другой кружок.

Негласный свод «законов» игротеки прост:

• «Выбирай и играй.»

• «Можно поиграть в любую из доступных на сегодняшний день игр. Выбирай, созывай команду и начинай играть.»

• «Поиграл – убери.»

• «Игра закончилась – собери игровой набор, аккуратно сложи его в коробку, отнеси игру на место.»

• «Гаджетам – нет.»

• «Два часа «Игротеки» – только для настольных игр.»

• «Сам себе аниматор.»

• «Никто не обязан развлекать пришедших гостей. Ищи себе занятие сам.»

• «Уважай игру.»

Последнее правило подразумевает бережное отношение и к играм, и процессу игры. У нас пять больших столов. Обычно этого хватает, чтобы разместить всех желающих поиграть, всем найдется и место и занятие.

Кто к нам приходит поиграть

В основном интерес к настольным играм проявляют ученики 2 и 3 классов, но есть и небольшая группа преподавателей, которые тоже с удовольствием играют с нами, выполняя и роль инструкторов. Родители – редкие гости у нас, так как занятия идут в дневное время.

Состав посетителей игротеки неоднороден, но частыми гостями стали:

 тихони-интеллектуалы, которые любят настольные игры, но не находят поддержки в своем классе;

 «изолированные» дети, ищущие друзей;

 дети из малоимущих семей, у которых мало настольных игр дома.

Безусловно, дети из благополучных семей тоже есть среди наших посетителей. Ведь дома есть не все игры, да и нет такого количества партнеров по игре. Возможно, что поэтому наш клуб продолжает набирать популярность.

Что поможет в работе

Часть современных настольных игр представляет собой набор карточек. Карточки портятся, мнутся и затираются в процессе игры. Чтобы избежать этой проблемы, можно купить протекторы (специальные защитные обложки для каждой карточки). Мы решаем эту проблему иначе  ламинируем популярные игры.

Ламинатор – не слишком дешевое устройство, но используется он не только игротекой, а пленка для ламинатора выходит дешевле протекторов. Ламинированные карточки не боятся грязных рук и более устойчивы к изгибанию. Хотя, конечно, культура обращения с играми (и культура общения в целом), прививаемая нашим участникам на занятиях игротеки, тоже неплохо бережет игровые наборы. Так, например, мы просим участников не есть и не пить за игрой (чтобы не дразнить других и не испачкать игры и стол).

Что изменилось в школе с появлением игротеки

У нашей игротеки есть постоянная аудитория. По сути, образовался новый клуб по интересам. Дети из разных классов встречаются и общаются у нас. Новая компания – шанс заново проявить себя, найти новую социальную роль. Этому способствует и то, что клуб является разновозрастным.

Появилась территория, свободная от гаджетов (хотя бы на два часа).

У посетителей игротеки активно развивается способность к коммуникации, совершенствуются навыки общения, умение убеждать в своей правоте и принимать правила игры. Идет тренировка выдержки, логики, речи, памяти. Развиваются навыки, связанные с такими школьными предметами, как математика, русский язык, литература, окружающий мир.

У детей появился новый опыт прикосновения к культуре разных стран, расширился кругозор.

У многих появился опыт игры в команде (не у всех был раньше).

Формируются новые школьные традиции: настольные игры постепенно становятся желанным подарком на праздники. Интерес к настольным играм растет.

Дети ждут дня игротеки, замечают отсутствие кого-либо из участников, скучают друг по другу. Думаю, можно уверенно говорить о том, что социальная адаптация участников проекта стала лучше.

Что пожелаю тем, кто попробует сделать, как мы

Думаю, наш опыт вполне возможно повторить в других школах. Материальная сторона вопроса – не главная трудность, и выше я рассказала, как можно собрать игротеку, не затрачивая больших средств.

Основное, что нужно для подобного проекта – это энтузиазм его организаторов и участников.

Тем, кто пойдёт за нами – удачи!

И приезжайте к нам в гости  поиграем!

Список литературы:

1. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
2. Об игре «5 камешков»  [Электронный ресурс]. URL: http://pozitivstyle.ru/pyat-kameshkov (дата обращения: 01.06.2015).
3. Об игре «Бильбоке» [Электронный ресурс]. URL: http://www.igra.nouck-info.ru/igra-s-bilboke.php (дата обращения: 01.06.2015).
4. Об игре «Китайские палочки» («Собери палочки») [Электронный ресурс]. URL: http://smartkids.ru/razvitie-melkoy-motoriki/kitayskie-palochki.html (дата обращения: 01.06.2015).
5. Об игре «Утконосы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cofe.ru/read-ka/article.asp?heading=95&article=13408 (дата обращения: 01.06.2015).
6. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Под ред. Е.В. Свистуновой. М.: Форум, 2014.
7. Статьи Дмитрия Скирюка о настольных играх [Электронный ресурс]. URL: http://letidor.ru/ (дата обращения: 01.06.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.