Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление и Управляющий совет: точки соприкосновения

Дети в Управляющем совете и дети в ученическом (школьном) самоуправлении… Как вы думаете, это одни и те же дети? 
В нашей школе в состав Управляющего совета входят четверо старшеклассников (точнее – старшеклассницы). Трое из них – активистки ученического самоуправления. Чаще всего (и наша школа не является исключением) в состав Управляющего совета входят представители ученического школьного самоуправления. Так происходит потому, что учащиеся в этих объединениях, как правило, обладают одинаковыми чертами личности, а также схожими умениями и навыками.

0
Деров Михаил Борисович,
куратор ученического самоуправления
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2109»,
tamerlan_derov@mail.ru

Дети в Управляющем совете и дети в ученическом (школьном) самоуправлении… Как вы думаете, это одни и те же дети?

В нашей школе в состав Управляющего совета входят четверо старшеклассников (точнее  старшеклассницы). Трое из них – активистки ученического самоуправления. Чаще всего (и наша школа не является исключением) в состав Управляющего совета входят представители ученического школьного самоуправления. Так происходит потому, что учащиеся в этих объединениях, как правило, обладают одинаковыми чертами личности, а также схожими умениями и навыками. Активная жизненная позиция, лидерские качества, умение (желание) общаться и вести конструктивные диалоги со взрослыми – вот, что отличает этих детей от других. Неудивительно, что именно они пользуются популярностью среди своих одноклассников и легко набирают необходимое число голосов при выборе учеников в состав Управляющего совета. В общем, данная ситуация целиком и полностью иллюстрирует расхожую фразу: «На манеже всё те же…».

В связи с этим возникает вопрос  а хорошо ли это? Норма ли то, что общественной деятельностью в школе занимается только определенный круг обучающихся? У меня на этот счёт мнение неоднозначное. Плюс я нахожу в том, что дети, являясь членами Управляющего совета, активно взаимодействуют с ученической общественностью как члены ученического самоуправления и не понаслышке знают о проблемах и чаяниях школьников.

Однако, мне представляется и минус в том, что одни и те же ребята имеют отношение к двум структурам управления школой. Какими бы одинаковыми не были наши намерения, дети в школьном самоуправлении – это энергичные ребята, «зажигалочки», активисты «до мозга костей», юные организаторы. А в Управляющем совете ребята должны иметь более деловой подход к происходящему и критическое мышление в любых ситуациях.

Таким образом, для одних преобладающим видом деятельности будет являться умение основательно подходить к делу и защищать свою точку зрения, для других – творческий, нестандартный подход к совершению дел. Опять же, это не аксиома. Я лишь говорю о востребованности определенных черт характера для детей в разных ситуациях. Безусловно, каждый ребенок, будь он в Управляющем совете или в ученическом самоуправлении, должен сочетать в себе все эти разноплановые способности.

В нашем Управляющем совете все девочки обладают различными личностными чертами и поведенческими особенностями. К примеру, одна из них – человек ответственный и рассудительный. Она как будто бы создана для собраний Управляющего совета. Однако организация школьных мероприятий и участие в творческих конкурсах – не её конёк. Другая, напротив, с лёгкостью включается в организационную деятельность, но ей стоит огромного труда выступить на заседании Управляющего совета.

Инфантильность подростков – вот основная проблема, с которой я сталкиваюсь в своей деятельности. Она же является причиной низкого интереса ребят к работе в общественных организациях школы. И на данном этапе развития нашего образовательного комплекса я и мои вожатые применяем методы агитации для того, чтобы привлечь к нашей работе других учащихся.

Что же делают мои ученицы в Управляющем совете? Зачем они посещают его заседания? Что они решают? Каковы права детей в Управляющем совете? Давайте разбираться.

Согласно общепринятым нормам и правилам организации Управляющего совета, школьники в этой структуре имеют право:

участвовать в обсуждении и принятии решений Совета;

открыто выражать собственное мнение на заседании Совета;

досрочно выйти из состава Совета;

• получать информацию о сроках и месте проведения заседаний;

• инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, находящемуся в его компетенции и т.д. [1; c. 25].

Важно понимать, что учащиеся-члены Управляющего совета имеют те же права, что и другие члены Совета, будь то учителя, родители или представители попечительского совета [1; c. 24].

По последнему пункту озвученных мной прав учащегося понятно, что он должен обладать рядом неких компетенций. Что же в них входит?

К компетенциям учащегося-члена Управляющего совета относятся [1; c. 15]:

 организация предпрофильного и профильного обучения;

 разработка разумных правил поведения учащихся в школе, закрепление их прав и обязанностей в Уставе школы, постоянный контроль над их исполнением, их регулирование;

 организация традиционных и новых общешкольных мероприятий и праздников;

 выработка и внесение предложений по режиму учебного дня (недели, учебного года), удобного для большинства учеников;

 защита личных прав учащихся;

 организация внеурочной досуговой деятельности в школе.

Мои подопечные в этом году на заседаниях Управляющего совета школы выступали с инициативами и принимали активное обсуждение с голосованием по следующим вопросам:

• нормы внешнего вида учащихся вновь образованного комплекса;

• новогодняя дискотека в комплексе;

• режим работы в новом учебном году (по мнению учащихся);

• школьные профили в старших классах.

Когда произошло слияние наших трех школ в образовательный комплекс, мы выбрали директора, что тоже происходило на заседании Управляющего совета при участии обучающихся. Позже, нашему совету ученического самоуправления администрация комплекса предложила разработать Положение о новой школьной форме, которая бы не только сочетала в себе опыт каждой из школ комплекса, но и имела бы свои особенности. Конечно, ничего нового в этом деле мы не придумали, за исключением эмблемы новой образовательной организации, но мы внесли некоторые поправки в отношении внешности учащихся. По настоянию девочек-членов ученического самоуправления, в новый проект вошли поправки, позволяющие носить минимальное количество аксессуаров и умеренный макияж. Пообщавшись со своими одноклассниками, они учли пожелания мальчиков не стричь волосы в обязательном порядке, а также при условии, что они красиво и аккуратно уложены. На одном из первых заседаний Управляющего совета данный проект Положения был представлен и принят с небольшими поправками, не искажающими пожелания ребят.

К декабрю выяснилось, что новогодняя дискотека теперь, когда мы стали одним образовательным комплексом, не может проходить как прежде. Ребята, которые начали тесно общаться школьными отделениями, захотели побывать на дискотеках в других корпусах у своих друзей. Но по опыту прошлого года все знали, что посторонних учащихся на дискотеки не пускают. Мои активистки поставили этот вопрос в повестку дня очередного заседания Управляющего совета. Их предложение было одобрено, но дополнительно была оговорена личная ответственность приглашающих за поведение приглашенных. Этот вопрос был также на контроле у всех вожатых нашего комплекса.

Кажется, после новогодних праздников вся Москва выбирала каникулы на будущий учебный год из предложенных вариантов на портале «Активный гражданин». Так получилось, что в нашем комплексе мнения учеников, родителей и учителей по этому вопросу разделились. Учителя высказывались за традиционный вариант (по четвертям), ученики хотели отдыхать «мало, но часто», родители предпочитали «редко, но много». На заседании Управляющего совета мои подопечные активно вели дебаты с взрослыми, отстаивая позицию школьников. В итоге, в следующем году мы возможно будем учиться по триместрам, используя систему «5/1».

Весной в школе решался вопрос профильного образования в 10-х и 11-х классах с будущего учебного года. Девочки (члены Управляющего совета) помогали администрации проводить анкетирование среди учащихся 9-х классов о предпочтениях в направлениях профильного обучения, делали анализ полученных результатов и озвучивали его на заседании Управляющего совета. Профили были выбраны.

Управляющий совет нашей школы собирался в этом году шесть раз, и всегда мои ученицы принимали в его работе самое непосредственное участие.

Но как же всё-таки соприкасается в школьной жизни деятельность ученического самоуправления и Управляющего совета? Как провести от одного к другому связующие нити? Попробую описать свой опыт уже на известном примере.

По инициативе администрации школы Совет ученического самоуправления должен был разработать проект Положения о внешнем виде учащихся ГБОУ школы № 2109. Получив это задание, мы с девочками-активистками отправились на деловую игру «Стань своим героем!» в Международный Университет. По дороге мы жарко дискутировали по поводу внешнего вида и школьной формы. Мои интересы, как учителя, не всегда совпадали с мнением учениц. Но как вожатый, я пытался найти в этой ситуации компромисс. Все наши мысли и тезисы мы фиксировали в тетради. Далее я поручил одной из девочек перевести дома все наши наброски в электронный вид для дальнейшей корректировки. В течение следующей недели мои ученицы в своих корпусах общались с одноклассниками и другими учащимися школы по поводу нового варианта школьной формы. Все изменения (с учетом разумных пожеланий школьников) мы вносили в проект. Накануне заседания Управляющего совета я собрал своих активисток на совещание, где мы выбрали ответственного докладчика, отрепетировали с ней речь выступления. С другими девочками я продумал ответы на возможные вопросы по проекту и элементы защиты наших «скользких моментов», таких, к примеру, как длинные волосы у мальчиков или их кардиганы вместо жилеток. Одна из учениц подготовила соответствующую презентацию по теме.

Как проходила защита этого Положения – вам уже известно, а я хочу обратить ваше внимание на то, что в данном случае инициатива исходила не от ученического самоуправления, а от администрации школы. Поэтому наш алгоритм действий был такой: предварительное обсуждение проекта, опрос общественного мнения, формирование проектного документа, выбор ответственного выступающего, репетиция речи, прогнозирование защиты проекта, создание видеоряда, выступление на заседании.

Если же ученическое самоуправление само выступает с какой-либо инициативой на заседании Управляющего совета, то алгоритм действий должен быть следующим:

1. На собрании ученического самоуправления необходимо обозначить проблему и сформулировать вопрос (инициативу) к Управляющему совету.

2. Продумать суть вопроса и изложить его в письменном (а лучше – в печатном) виде.

3. Обратиться к председателю или секретарю Управляющего совета с просьбой о включении вашего вопроса в повестку дня ближайшего заседания Управляющего совета (если вопрос не требует отлагательств, то через своих «агентов» в Управляющем совете вы вправе инициировать проведение заседания Совета по вашему вопросу в нужное вам время).

4. Подготовить выступающего ученика-члена Управляющего совета: разобрать с ним текст выступления, продумать техническое обеспечение и подготовить его к аргументированному диалогу с членами Совета.

5. Собрать членов ученического самоуправления на обсуждение итогов (рефлексию) решения Управляющего совета по вашему вопросу и дальнейшей реализации ваших планов.

Так было у нас, и когда мы просили разрешить нам взаимное посещение новогодних дискотек учащимися всех корпусов.

Подводя итог под всем вышеизложенным, мне бы хотелось пожелать всем моим коллегам, кто уже работает с детьми в Управляющем совете, и тем, кому это ещё только предстоит, не бояться трудностей и помнить, что особенно важна индивидуальная работа с такими учащимися.

Мы только в начале пути. И от того, каким мы этот путь выстроим, зависит будущее нашей школы, ее выпускников, а значит, и нашей страны.

Список литературы:

1. Иванов И.Ю., Косарецкий С.Г. Школьники в управляющем совете. М.: МГТТЭП им. Л.Б. Красина, 2014.

2. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. Добро пожаловать в Управляющий совет! Руководство для членов школьных Управляющий советов. М.: МГТТЭП им. Л.Б. Красина, 2014.
3. Курганский С.М. Путешествие в страну творчества и самоуправления: организация досуговой деятельности учащихся среднего школьного возраста: основные аспекты, сценарии мероприятий: 911 классы. М.: 5 за знания, 2007.
4. Недведская М.Н., Овчарова А.А., Воронина О.А. Самоуправление в школе: стратегия, субъекты, содержание. М.: УЦ «Перспектива», 2014.
5. Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2015.
6. Фёлкин С.И. (составитель). Участники образовательных отношений в московской школе: ответы на вопросы. Методическое пособие. М.: МГТТЭП им. Л.Б. Красина, 2015. С. 1920.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.