Рубрики
Воспитательная работа

Развитие творческих способностей детей «группы риска» средствами досуговой деятельности

К настоящему времени в мире сложилось понимание важности роли не только сферы культуры в становлении и развитии человечества в целом и в отдельных государствах, но и творческих личностей, формирующих и развивающих ее. Это понимание привело к формированию в большинстве стран мира социально-культурной инфраструктуры, обеспечивающей создание условий для реализации потенциала всех сфер общественной деятельности.

0
Ткаченко Людмила Константиновна,
заведующая отделением дневного пребывания несовершеннолетних
Центра социальной помощи семье и детям г. Москвы «Кутузовский»,
магистр 2-го курса обучения по направлению «Психолого-педагогическое образование»,
lktkachenko@yandex.ru
К настоящему времени в мире сложилось понимание важности роли не только сферы культуры в становлении и развитии человечества в целом и в отдельных государствах, но и творческих личностей, формирующих и развивающих ее. Это понимание привело к формированию в большинстве стран мира социально-культурной инфраструктуры, обеспечивающей создание условий для реализации потенциала всех сфер общественной деятельности. От простых  форм  оказания помощи  тем слоям населения, которые  в ней нуждались просто для выживания в трудных экономических условиях, пройден путь до создания развитых многоэлементных  систем социализации и адаптации новых поколений в конкретное общество, а через такое общество – приобщение к общечеловеческой культуре. Дети «группы риска» – это часть того нового поколения, которое приходит на смену существующему, и чьей задачей является дальнейший прогресс человечества. Культурно-досуговая деятельность является одним из самых эффективных способов реабилитационно-профилактической работы с детьми всех категорий группы риска.
Важнейшей характеристикой культурно-досуговой деятельности является то, что многообразие ее форм и видов практически бесконечно. Это связано в первую очередь с тем, что человек, создатель и носитель культуры, является и объектом и субъектом в социально-культурной сфере, а в основе социально-культурной деятельности лежит творческая деятельность. Все новое в жизни любого общества порождается творчеством человека. В свою очередь, творческое развитие человека обусловлено не только образованием, но и его вовлечением в культурно-досуговую деятельность.
Необходимость организации реабилитационно-профилактической работы с детьми группы риска выявила потребность в создании новых направлений в социальной политике и новых организационных форм, а также соответствующих структурных подразделений для реализации этих направлений и усовершенствовании уже имеющихся социальных институтов. Культурно-досуговая работа с детьми группы риска осуществляется во внеурочное время в учреждениях различных ведомственных подчинений.
Исследования специалистов в области психологии, педагогики, социологии и социальной работы (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. Е. Летунова, П. И. Озерецкий, Л. Я. Олиференко, И. И. Осипова, О. Г. Прохорова, Т. И. Шульга и др.) позволили выделить в качестве основных групп причин попадания в группу риска следующие[1]:
– медико-биологические;
– социально-экономические;
– психологические;
– педагогические.
Таким образом, можно делать вывод, что негативный жизненный опыт, который получили дети «группы риска», негативно влияющий на психологическую и эмоциональную сферы детей, связан не только с особенностями самого ребенка (психофизическими, эмоционально-психическими, врожденными, в том числе медико-патологическими), но и с социальной средой, в которой он растет.
В условиях когда, с одной стороны, из-за политико-экономических кризисов увеличивается число семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях и становятся неплатежеспособными, что в свою очередь увеличивает рост числа детей группы риска, а с другой стороны, резко сокращается число бесплатных досуговых организаций и учреждений, включая школьные кружки и секции, что заметно сокращает возможности занятий организованной культурно-досуговой деятельностью для детей из неблагополучных и социально незащищенных семей. Каждый из таких детей имеет собственную историю, которая не всегда бывает положительной. Многие дети педагогически запущены, испытывают трудности в общении со сверстниками, имеются случаи конфликтов с законом. Нередким явлением в неблагополучных семьях может быть нарушение детско-родительских отношений по разным причинам. К сожалению, чаще всего, причина таких нарушений – зависимость одного или обоих родителей, из-за которой страдает ребенок. Это халатное отношение родителям к потребностям ребенка, к его воспитанию и обучению; нередки случаи жестокого обращения с детьми в неблагополучных семьях. Все эти факторы приводят к отклоняющемуся поведению детей: побеги из дома, пропуски уроков, агрессия по отношению к окружающим. Все эти дети испытывают потребность в счастье, принятии их в социуме, и не всегда их попытки «наладить» свою жизнь являются удачными.
Теоретические и практические разработки А. Д. Жаркова, И. Ю. Исаевой, Т. Г. Киселевой, Е. Б. Скачковой, В. В. Туева, Н. Н. Ярошенко и др. убедительно показывают, что досуговые формы и виды деятельности наиболее эффективно способствуют интеллектуальному и творческому развитию детей, решению самых сложных психоэмоциональных проблем.
Внеурочная деятельность в учреждениях образования, в структуре систем социальной защиты населения для детей группы риска, зачастую становятся единственным местом, где им доступен разнообразный набор видов и форм досуговой деятельности. Например, в центрах социальной помощи семье и детям, при которых существуют группы дневного пребывания, досуговая деятельность осуществляется в едином комплексе с работой специалистов-психологов, социальных педагогов и работников и организаторов досуговой деятельности в рамках программ по работе не только с детьми группы риска, но и с их семьями.
Значительное место в таких программах досуговой деятельности отводится художественному творчеству, так как развитие творческих способностей детей «группы риска» – это одно из главных направлений профилактической работы. Задачи такой досуговой работы с детьми группы риска заметно отличаются от работы с благополучными детьми. Не всегда сложные проблемы детей группы риска можно решить в большинстве обычных учреждений и организаций культурно-досуговой деятельности. Как правило, они довольно узкопрофильные, программы не рассчитаны на детей «группы риска». В штате не всегда есть специалисты-психологи, а имеющиеся практически никак не участвуют в создании  программ отдельных направлений досуговой деятельности.
Эти обстоятельства не способствуют полноценному использованию огромного потенциала досуговой деятельности для развития творческих способностей детей «группы риска». Развитие и повышение только творческого мастерства подростка может совершенно не затронуть его духовно-нравственную сферу, не повлиять на имеющуюся или наметившуюся негативную направленность его поведения.
Опыт работы с детьми «группы риска» в группе дневного пребывания московского Центра социальной помощи семье и детям показывает, что реализация комплексной программы развития творческих способностей детей «группы риска» способна дать очень хорошие результаты. Досуговая деятельность, развивая творческие способности таких детей, в комплексе с созданными психолого-педагогическими условиями и при участии всех специалистов Центра социальной помощи семье и детям, обеспечивает формирование зоны изменения деструктивного поведения и негативного мировосприятия на более объективное и позитивное. Творчество формирует у детей, находящихся в сложной, негативной жизненной ситуации, чувство радости и счастья, потребность в которых не может реализоваться в их повседневной жизни. Из опыта работы с детьми «группы риска» можно заключить, что творчество приносит этим детям осознание, что они способны создавать прекрасное, их уверенность в собственных силах возрастает. Такой букет положительных эмоций, как чувства радости, счастья и чувства создаваемого своими руками прекрасного, может стать трамплином для выхода ребенка из негативных жизненных ситуаций.
Список литературы:
1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика/ Исаева И.Ю. М.: Флинта/ВПО «МПСИ», 2010.
2. Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании.: уч. пособие/ М.В. Киселева, В.А. Кулганов. СПб.: «Речь», 2014.
3. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства. М.: МГПИ, 2008.
4. Прохорова О.Г. Профилактические функции инфраструктуры воспитания детей: Монография. Калуга: КОИПКРО, 2005.
5. Скачкова  Е.Б. Социально-культурная деятельность как фактор социально-психологической защищенности подростков «группы риска»/ Образование в эпоху перемен: сборник научных трудов. Вып. 7/ Отв. ред. С.В. Кривых. СПб.: ИДПИ, 2011. С. 93–95.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0