Рубрики
Экономика

Программа учебного курса «Я и финансы»

Сегодня актуальность изучения финансовой грамотности является важным элементом развития субъективной позиции учащихся. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К таким решениям относятся: принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели (например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте).

0
Миронова Нелли Станиславовна,
Почетный работник общего образования РФ,
Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
Победитель Приоритетного национального проекта «Образование»,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
1. Пояснительная записка

Сегодня актуальность изучения финансовой грамотности является важным элементом развития субъективной позиции учащихся. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К таким решениям относятся: принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели (например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте).

Новые времена ставят перед нами новые задачи. Так, с приходом рыночной экономики объективной необходимостью для российского общества стало повышение финансовой грамотности как ключа к развитию финансовых рынков и повышения конкурентоспособности экономики. Более того, сегодня каждый гражданин должен осознавать, что в первую очередь он сам в ответе за защиту своих интересов от финансового мошенничества, от него зависит его будущее финансовое благополучие.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно и то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Программа курса разработана на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом региональных, национальных  потребностей народов Российской Федерации.

Программа направлена на обеспечение:

 формирования базового уровня финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации обучающихся к происходящим изменениям в жизни общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;

 выработки практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений как в личной, так и в общественной жизни;

 реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности;

 воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личной и общественно значимой деятельности;

 создание условий для развития и самореализации обучающихся.

1.1. Цель реализации курса.

Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями финансовой политики Российской Федерации.

1.2. Задачи реализации курса.

1. создание условий для формирования финансовой грамотности на основе интегрированного подхода;

2. создание условий для формирования экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

3. обеспечение в процессе изучения курса условий для формирования умений применять полученные знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей;

4. создание условий для формирования выработки навыков финансовой дисциплины и преодоление вредных привычек, порождающих финансовые затруднения в семье и социуме;

5. создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;

6. создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

2. Общая характеристика учебного курса

Учебный курс «Я и финансы» является предметно-ориентированным и выступает в роли дополнения к содержанию учебных предметов «Экономика» и «Обществознание».

Содержание изучаемых тем учебного курса включает в себя самостоятельную работу обучающихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить и индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

2.1. Основные разделы программы учебного курса.

Раздел 1. Управление личными финансами

Раздел 2. Деньги

Раздел 3. Сбережения и вклады

Раздел 4. Банки

Раздел 5. Инвестиции

Раздел 6. Кредитование населения

Раздел 7. Страхование

Раздел 8. Личные жизненные стратегии

Раздел 9. Налоги в рыночной экономике

Раздел 10. Финансовые механизмы в глобальной экономике

2.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся.

Изучение курса может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Экономический анализ, который является обязательной составной частью каждого из разделов программы.Школьный экономический анализ может проводиться:

 для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;

 для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

2. Учебная дискуссия:

 обмен взглядами по конкретной проблеме;

 упорядочивание и закрепление материала;

 определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента.

3. Деловые игры:

 освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Использование проблемных методов обучения (проблемное изложение, частично-поисковый метод):

 развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

 активация их познавательной активности.

5. Встречи со специалистами.

6. Экскурсионная деятельность:

 музеи: денег, музейно-экспозиционный фонд Центрального Банка России, предпринимательства и меценатства;

 предприятия и объекты инфраструктуры города;

 учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.

7. Использование ресурсов социально-экономических организаций города.

8. Организация и проведение занятий в формате городских образовательных проектоа «Урок в Москве» и «Юбилейный урок».

2.3. Перечень методов организации учебной деятельности:

 практические методы (обучающие в ходе работы выполняют практические действия);

 наглядные методы (источником знаний являются наглядные материалы интернет-порталов ресурсов города);

 интерактивные методы (эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими обучающимися в ходе выполнения учебных действий, носящих творческий характер; использование видеоматериалов, интернета, наглядности);

 исследовательский метод (обучающиеся осваивают приемы самостоятельной постановки проблем, находят способы их решения и т.д.).

2.4. Описание связи с другими учебными предметами в части преемственности содержания элементов образования.

Курс «Я и финансы» тесно связан с предметами «Экономика», «Обществознание», «Математика», «Право». Взаимосвязи учебных предметов обеспечивают повышение качества знаний, способствуют подготовке обучающихся к практике, развивают кругозор, помогают сформировать мировоззрение.

3. Место учебного курса в учебном плане

Курс «Я и финансы» является курсом по выбору обучающихся, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 1011 классов. Общее количество академических часов  34 часа.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного  курса

4.1. Личностные результаты.

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

4.2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции).

4.3. Предметные результаты.

Предметные результаты должны обеспечить:

1) сформированность системы знаний о банках и финансов в жизни общества;

2) понимание анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

3) сформированность у обучающихся самостоятельно анализировать экономическую литературу;

4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5) сформированность навыков реализации экономических знаний в практической деятельности;

6) умение формулировать собственные оценочные суждения о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

7) умение анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы, использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

8) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

9) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей;

10) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

5. Содержание учебного курса

Введение

Введение в программу. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 1. Управление личными финансами

Деньги и финансы. Личная финансовая отчетность. Баланс; активы и пассивы. Деньги и потребности. Человеческие потребности. Текущие расходы. Основы бюджетного планирования. Изучение финансовых решений на различных этапах. Денежный бизнес. География миллиардеров: приют для миллиардеров, мексиканские герои, самый весёлый миллиардер Австралии, миллиардеры с партбилетами, семейные миллионы Европы.

Раздел 2. Деньги

Типы денег. Что такое деньги? Функции денег. История эволюции денег. Будущее платежных систем. Кредитные карты: история и современность.

Раздел 3. Сбережения и вклады

Как вложить деньги, чтобы заработать? Функции денег. Текущая стоимость денег. Будущая стоимость денег. Норма прибыли. Временный период.

Как вложить деньги, чтобы не потерять? Покупательная способность. Инфляция: виды инфляций. Минимизация инфляции.

Раздел 4. Банки

Зачем нам нужны банки. Почему существуют финансовые посредники. Как живет банк. Банковские продукты. Функции денег в экономике.  Какой товар становится деньгами. Виды денег. Потребители банковских услуг. Трансакционный мотив спроса на деньги. Фирмы и спрос на деньги. Центральный банк и денежная база. Банковская система и кредитно-денежный мультипликатор. Как измерить предложение денег. Причины регулирования банковской системы. Виды регулирования. Ценные бумаги и ставка процента. Факторы, определяющие ставку процента. Предложения денег и ставка процента.

Раздел 5. Инвестиции

Компромисс между доходностью и риском. Инвестиционные риски. Информационный риск. Риски и доходность предоставления займов. Предоставление заемных средств банкам. Инвестиции в государственные и корпоративные облигации. Предоставление ссуд частным лицам. Виды инвестиций. Инвестиции в недвижимость. Инвестиции в капитал для открытия своего дела. Финансовый посредник и риск. Частный инвестор на фондовом рынке. Диверсификация. Инвестиционный портфель. Паевые инвестиционные фонды.

Раздел 6. Кредитование населения

Жизнь в кредит. Погашение кредита. Виды кредитов. Товарный кредит. Образовательный кредит. Целевой кредит. Кредит на неотложные нужды. Кредитные карты. Ипотечный кредит. Федеральная программа развития ипотеки. Кредитная история. Кредитные организации. Кредитный рейтинг. Кредитный риск.

Раздел 7. Страхование

Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности. Страхование здоровья. Страхование жизни. Как работает страховой бизнес. Как защититься (риски). Пенсионное обеспечение. Пенсионная система  мировая практика: европейская модель, американская модель, японская модель, чилийская модель.

Раздел 8. Личные жизненные стратегии

Ценности и выбор профессии. Как правильно выбрать профессию. Условия труда. Уровень стресса. Зарплата. Образование. Стабильность. Этапы жизненного пути. Образование. Покупки. Жилье. Жизнь на пенсии.

Раздел  9. Налоги в рыночной экономике

Налог, его сущность и происхождение. Государство как главный сборщик налогов. Справедливость налогообложения. Налоги и рыночная система хозяйствования. Налоги как регулятор развития рыночной экономики. Принципы налогообложения. Основные принципы налогов. Классификация современных налогов. Налоговая система России, ее особенности и реформирование. Имущественные налоги с физических лиц: транспортный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог. НДФЛ. Доходы, которые не облагаются НДФЛ. Налоговые ставки. Налоговые вычеты. Стандартные налоговые вычеты. Социальные налоговые вычеты. Профессиональные налоговые вычеты. Налоговая декларация. Налогообложение индивидуальных предпринимателей. Статус ИП. Варианты налоговых режимов. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. Условия и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения. Объекты налогообложения.

Раздел 10. Финансовые механизмы в глобальной экономике

Финансовые механизмы. Наличные деньги. Бумажные заменители наличных денег. Пластиковые заменители денег. Карты: виды карт. Краткая история российского пластика. Дорожные чеки.

Международные расчеты. Паритет покупательной способности. Удаленный доступ в банк. Виртуальные наперсточники. Покупка и продажа наличной валюты. Валютные курсы.

6. Тематическое планирование

Раздел Количество часов
Всего часов Теорет час. Практ час.
1  Управление личными финансами 4 2 2
2  Деньги 3 2 1
3  Сбережения и вклады 3 2 1
4  Банки 3 2 1
5  Инвестиции 4 3 1
6  Кредитование населения 4 3 1
7  Страхование 3 2 1
8  Личные жизненные стратегии 3 2 1
9  Налоги в рыночной экономике 4 2 1
10  Финансовые механизмы в глобальной экономике 3 2 1
 Итого 34 23 11

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

7.1. Учебно-методическое обеспечение.

1. Автономов В.С. Экономика. Учебник для 1011 классов. М.: «ВИТА-Пресс», 2010.

2. Балакина А.П. Методическое пособие к курсу «Налоги России». 1011 классы. М.: «ВИТА-Пресс», 2006.

3. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. М.: «Интеллект-центр», 2011.

4. Думная Н.Н. Экономика. 1011 класс. М.: «Интеллект-центр», 2008.

5. Думная Н.Н. Экономика. 1011 класс. М.: «Интеллект-центр», 2014.

6. Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. Экономика. 1011 классы. М.: «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2010.

7. Киреев А.П. Экономика. 1011 класс. М.: «ВИТА-Пресс», 2007.

8. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 1011 классов. М.: «ВИТА-Пресс», 2012.

9. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента. М., 2006.

10. Хасбулатов Р.И. Экономика. 1011 кл. М.: «Дрофа», 2008.

11. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

7.2. Материально-техническое обеспечение.

7.2.1. Учебное оборудование и дидактические пособия:

 слайдовые презентации по отдельным темам;

 тестовые задания по разделам;

 индивидуальные карточки по отдельным темам.

7.2.2. Информационно-образовательные ресурсы:

1. http://www.budget.gov.ru/ – Единый портал бюджетной системы Российской Федерации;

2. http://economy.gov.ru/minec/main – сайт Министерства экономического развития РФ;

3. http://document.kremlin.ru – официальное интернет-представительство Президента России;

4. http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства финансов РФ;

5. http://www.gks.ru/ – сайт Федеральной службы государственной статистики;

6. http://www.cbr.ru/ – сайт Центрального Банка РФ;

7. http://www.rosmintrud.ru/ – сайт Министерства труда и социальной защиты РФ;

8. http://mosmetod.ru – сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

 Раздел программы курса  Материалы, выложенные на сайте Городского методического центра
Деньги

Урок «Деньги, происхождение денег, функции денег»

Урок по обществознанию «Деньги, их функции» (в помощь учителю экономики)

Сбережения и вклады

Урок «Банки. Вклады»

Банки

Урок «Банки. Банковская система»

Кредит и вклад

Урок «Кредитование населения»

Налоги

Урок «Налоги и фискальная политика» (углублённый уровень)

Урок «Налоги и фискальная политика»

7.2.3. Компьютерная техника и интерактивное оборудование:

 компьютер;

 проектор;

 системы электронного голосования;

 мультимедийная техника;

 интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео- и фотооборудование и т.д.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.