Рубрики
Дошкольное образование

Семинары-практикумы в рамках родительского клуба в ДОО как средство установления партнерского взаимодействия участников образовательного процесса

Семья – первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности и основы воспитания.
В настоящее время, в связи с переходом наличностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания.

0
Булгадарова Марта Артёмовна,
педагог-психолог ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 494 имени Героя Российской Федерации А.Н. Рожкова»,
bulgadar@yandex.ru
Евсикова Елена Дмитриевна,
учитель-логопед ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 494 имени Героя Российской Федерации А.Н. Рожкова»,
 9099015807@mail.ru

 

Все дороги начинаются с первого шага,

здание – с фундамента, а человек – с семьи.

Кон Фу-Цзы (Конфуций)

Семья – первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности и основы воспитания.

В настоящее время, в связи с переходом наличностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания.

Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательно-образовательная работа не может строиться без учета этого фактора.

В работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОО установление сотрудничества на основе партнерских отношений особенно необходимо. При переходе на следующую ступень обучения детей это сотрудничество способно обеспечить становление родителей как активных помощников учителю.

Для организации взаимодействия с родителями нами была выбрана известная форма – родительский клуб.

Цель такого взаимодействия – способствовать посредством просветительской работы привлечению семьи к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

С помощью анкетирования были выяснены темы, интересующие родителей. В соответствии с родительскими запросами разработана программа заседаний родительского клуба «Вселенная детства» (Приложение 1; все приложения доступны для скачивания внизу страницы), которая позволила нам охватить родителей детей всех возрастных категорий.

В основе тематических семинаров-практикумов лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой и т.д.

Семинары-практикумы имеют определенную методическую структуру, включающую несколько блоков.

Данная структура, как показал опыт, позволяет в непринужденной форме активизировать родительские чувства и повысить родительскую компетентность участников семинара.

Структура семинара

В качестве примера предлагаем методическую разработку семинара-практикума для родителей старшей и подготовительной групп по теме «Предшкольная подготовка будущего первоклассника как средство предупреждения школьных неудач».

Эта тема была выбрана нами неслучайно. В ходе опроса учителей начальной школы было выявлено, что около 30% младших школьников страдают дислексией, то есть испытывают трудности в овладении навыками письма и чтения. Недостаточная осведомленность родителей в данном вопросе также влечет за собой не только заниженную самооценку ребенка, но и снижает мотивационную готовность к обучению в школе, что, в свою очередь, повышает тревожность родителей. Родители дислексиков должны быть хорошо осведомлены в вопросах предшкольной подготовки детей.

Цель семинара  повышение родительской компетентности в вопросах развития личности ребенка с учетом его особенностей для обеспечения комфортного перехода на следующую образовательную ступень.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

ознакомить родителей с понятием «дислексия»;

• расширить их представления о традиционных и инновационных методах обучения;

• направить родителей на укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения детей к обучению в школе, желания учиться;

• раскрыть значение и возможности партнерской деятельности ребенка и взрослого для их успешной социализации и адаптации в условиях обучения в школе.

Примерный конспект семинара

I. Вступительная часть

Педагог-психолог:

 «Быть готовым к школе  не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему научиться» (Леонид Абрамович Венгер). 

С первого сентября в жизни детей подготовительной группы многое будет по-новому: уроки, первая учительница, школьные товарищи. Школа – это большая семья, которая живёт в доме и от того как он построен зависит благополучие его обитателей, и мы предлагаем вам вместе с нами построить дом.

Речедвигательное упражнение «Домик»

Цель: освоение навыков согласования речевой и двигательной деятельности, развитие воображения и фантазии, координации движений.

Учитель-логопед:

 Я хочу построить дом,

Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла,

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

Одна рука «пёс»: мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,

«Стряхивающие» движения.

И тюльпан в саду расцвёл.

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

II. Основная часть

Педагог-психолог:

 Дети  это цветы жизни, и мы представили успешного ученика в образе цветочка. Для будущего школьника главное – не умение читать и считать, а его желание учиться, умение контролировать свои действия. Это основа (корень) успешности будущего ученика. Чтобы цветок зацвел (то есть ученик был успе­шен в учебе), ему нужны мощный стебель и сочные листья, т.е. при­нятие авторитета учителя, стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких людей. Взрослым важно помнить, что успешность не всегда можно измерить оценками.

Учитель-логопед:

 И конечно, чтобы наш малыш стал таким же прекрасным цветком нам с Вами нужно потрудиться. На Ваших столах тоже лежат цветы, но их надо раскрасить.

Упражнение «Цветок» (Приложение 2)

Цель: предоставить возможность задуматься об индивидуальности и особенностях каждого ребенка, создание условий для формирования осознанной позиции «родителя будущего первоклассника».

 Возьмите все по цветку и раскрасьте их.

На столах лежат цветные карандаши, фломастеры и одинаковые раскраски с изображением цветка.

Педагог-психолог:

 А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру и форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет). Мы – взрослые люди, но при одинаковых условиях делаем все по-разному. Так и при обучении в школе дети, оказавшись в одинаковых условиях, испытывают разные трудности. Сегодня мы будем говорить о тех трудностях в обучении, с которыми чаще всего сталкиваются первоклассники.

Учитель-логопед и педагог-психолог знакомят с понятием «дислексия».

Педагог-психолог:

 Многие великие люди сталкивались с теми же трудностями в обучении, но это не помешало им добиться успеха в жизни.

Показ презентации «Великие дислексики».

Педагог-психолог:

 Опыт подготовки детей к школе позволяет сделать вывод, что процесс преодоления трудностей в овладении навыками письма и чтения включает:

 формирование и коррекцию зрительно-пространственных представлений и зрительного восприятия;

 развитие моторных навыков;

 формирование и коррекцию устно-речевых функций.      

Мы хотим познакомить вас с некоторыми упражнениями, способствующими развитию всех этих процессов.

Упражнение «Сочини рассказ по схеме» (Приложение 3)

Цель: развитие связной речи, словесно-логического мышления.

Учитель-логопед:

– Это задание называется «Сочини рассказ по схеме». Предлагаем простую схему: сочините по ней небольшие фантастичес­кие рассказы.

Педагог-психолог:

 В составлении рассказа наличие схемы помогло Вам спланировать речевое высказывание и последовательность изложения. А для быстрого запоминания часто используются мнемотехнические схемы. Термин мнемотехника произошел от греческого языка (mneme – память и techne – искусство, мастерство, то есть искусство запоминания). Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Мнемосхемы или мнемотаблицы широко используются в образовательной деятельности (при знакомстве с буквой, окружающим миром, при пересказе, при проговаривании скороговорок и т.д.).

Учитель-логопед:

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. Для начала давайте выучим по предложенной схеме маленькое стихотворение (Приложение 4). А теперь предлагаем Вам самостоятельно составить схему к следующему стихотворению и выучить его наизусть.

Мама нам блины печет

И на блюдечко кладет.

Мы сидим все за столом,

Добавку дружно ждем.

Упражнение «Очки» (Приложение 3)

Цель: развитие воображения и творческого мышления, закрепление представлений о геометрических формах.

Педагог-психолог:

– Следующее упражнение – не только на развитие воображения и творческого мышления, но и на закрепление представлений о геометрических формах. Представьте, что Вы посмотрели на мир через волшебные очки: надели круглые очки, и все предметы стали казаться круглыми, прямоугольные очки – прямоугольными, треугольные очки треугольными. Например, как нарисовано на картинке.

Участникам раздаются задания на листах, а на экран выводится образец выполнения задания (Приложение 5).

Педагог-психолог:

 В начале 70-х гг. 20 века, педагог и специалист по чтению Пол Деннисон, заинтересовавшись кинезиологией  наукой о движении, исследовав и упростив специальные движения, стал использовать простые двигательные упражнения в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Тем самым он создал новое направление в педагогике – образовательную кинезиологию.

Кинезиологическая программа Пола Деннисона «Гимнастика Мозга» – это комплекс специальных упражнений, направленных на активизацию работы правого и левого полушарий и формирование межполушарных связей. Регулярные занятия по кинезиологической программе способствуют устранению или значительному исправлению трудностей в обучении, развитию координации движений, снижению проблем речевого развития. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Психогимнастический комплекс упражнений П. Деннисона

Цель: активизация работы правого и левого полушарий и формирование межполушарных связей, координация движений.

 «Кольцо»

«Скалолаз»

«Ухо и нос»

«Ленивая восьмерка»

«Лезгинка»

«Цыганочка»

«Перекрестный шаг»

Педагог-психолог:

А теперь, когда наши межполушарные связи активизированы, давайте выполним упражнение не только на развитие творческого воображения, пространственного восприятия, координации движения, но и на развитие памяти.

Упражнение «Картина»

Цель: развитие памяти, творческого воображения, пространственное восприятия, координации движения.

Участники по очереди рисуют в воздухе воображаемую картину, передавая ее из рук в руки и проговаривая, что нарисовали предыдущие участники, и то, что изображает он сам. Первый участник обозначает линию горизонта.

 А сейчас мы будем с Вами рисовать коллективную картину. Для этого нам не понадобятся кисти и краски, мы будем ее рисовать в воздухе, передавая ее из рук в руки и проговаривая, что нарисовали предыдущие участники и то, что изображаете Вы сами.

Учитель-логопед:

– Обычно художник, нарисовав картину, ставит свой автограф, зачастую это бывает первая буква его имени. Мы предлагаем Вам оставить свой «автограф», создав его из любого материал имеющегося на наших столах.

Упражнение «Моя буква»

Цель: закрепление образа буквы, развитие мелкой моторики.

Участникам предлагается из различных материалов (фольга, пластилин, декоративные камушки, горох, фасоль) сформировать буквенный символ.

 «Графический диктант на полу» («4» и «5») (Приложение 6)

Цель: развитие пространственных представлений, внимания, навыков ориентации на местности.

Педагог-психолог:

– А теперь мы приглашаем четырех добровольцев для выполнения этого упражнения.

Участники делятся на две команды. Им транслируется схема выполнения задания. Исполняя инструкцию по команде, они делают шаг и выкладывают гимнастическую палку на пол, фиксируя рисунок.

Заключительная часть

Педагог-психолог:

 Посмотрите, какие у нас получились цифры. И мы желаем, чтобы наши дети, обучаясь в школе, получали бы такие же оценки. А это достигается при участии взрослого в жизни ребенка и выстраивании партнерских отношений. В этом пригодятся и те знания, которые Вы получили сегодня на нашей встрече. Кроме того, мы предлагаем Вам памятки по теме семинара. На этом мы заканчиваем практическую часть нашей встречи, но прежде чем пригласить всех к столу, мы просим Вас ответить на вопросы анкеты о нашем мероприятии.

Чаепитие

В рамках развития преемственных связей дошкольного и начального образования подобный семинар-практикум был проведён и для учителей начальной школы. Педагоги отметили полезность таких встреч с родителями, а задания, предложенные в практической части, позаимствовали для дальнейшего использования в своей работе.

Анализируя проведенную работу, мы пришли к выводу, что через семинары-практикумы родители заинтересованы получать полезную информацию и практические навыки, которые могут быть доступны в домашних условиях. Данная форма работы, как показал опрос, способствовала гармонизации детско-родительских отношений, помогла родителям осознать развивающее значение детской игры, а также необходимость участия взрослого в деятельности ребенка, принятия ребенка с его особенностями. У детей повысилась мотивация к обучению и усовершенствовались коммуникативные навыки.

Пообщавшись с родителями наших бывших воспитанников, которые занимались по предложенным методикам, мы выяснили, что процесс школьной адаптации пройден ими весьма успешно! Учителя отмечают, что с этими детьми не возникало проблем, а самое главное, родители были открыты и готовы к сотрудничеству с педагогами. Были снижены дополнительные страхи у детей и их родителей перед предстоящими переменами, родители осознали ответственность за воспитание и образование своих детей. Они активно участвуют в школьном самоуправлении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Кныш Е.С. Методическая разработка по теме «Мнемотехника как технология в образовании дошкольников» [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/22/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-mnemotekhnika-kak-tekhnologiya-v. (дата обращения: 20.05.2015).
2. Куликовская Т.А. Слова-двойняшки. Стихи для знакомства детей с многозначными словами. М.: ГНОМ, 2015.
3. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. М.: ТЦ «Сфера», 2012.
4. Рашкова Татьяна. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс] // Все для детей.  2008. № 5. http://www.deti-budushego.com/node/217 (дата обращения: 14.02.2014).
5. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления. Для детей 56 лет. Ярославль: «Академия Развития», 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.