Рубрики
Иностранный язык

Применение интерактивных технологий на уроках английского языка в начальной школе: от простого к сложному

Те, кто изучал английский язык в 60–70-е гг. прошлого века, хорошо знакомы с грамматико-переводным и прогрессивным для того времени сознательно-практическим методом обучения иностранному языку. Поскольку подавляющее большинство учащихся не могли применить свои знания на практике, то вся полученная информация складывалась «про запас», как продукты в морозильную камеру: трудно найти необходимое и еще труднее было быстро использовать полученные знания.

0
Джойс Елена Николаевна,
учитель английского языка высшей категории
НОЧУ «Первая Московская гимназия»,
Ms.Poletaeva@yandex.ru

Актуализация темы статьи

Те, кто изучал английский язык в 6070-е гг. прошлого века, хорошо знакомы с грамматико-переводным и прогрессивным для того времени сознательно-практическим методом обучения иностранному языку. Поскольку подавляющее большинство учащихся не могли применить свои знания на практике, то вся полученная информация складывалась «про запас», как продукты в морозильную камеру: трудно найти необходимое и еще труднее было быстро использовать полученные знания. С 80-х годов и до наших дней практическое применение иностранного языка, то есть коммуникация как письменная, так и устная, становится жизненно важным умением. Для обеспечения новых учебных задач классические методы изучения всех аспектов иностранного языка приобретают новые черты: учитель объясняет новый материал с помощью контекста, взятого из текстов устных и письменных, и затем, после отработки изученного, дает возможность применить знания в условиях классной или реальной коммуникации. Коммуникативный подход изучения иностранного языка позже совершенстуется в личностно-деятельный (системно-деятельный), когда преподаватель учитывает не только языковые потребности ученика, но и его личностные особенности и интересы. Учащийся становится не просто более или менее активным объектом обучения, но главным действующим лицом на уроке, а иногда равноценным соавтором преподавателя. Интерактивные методы обучения отвечают всем вышеперечисленным требованиям к современному уроку. Помимо изменения вектора взаимодействия участников учебного процесса, интерактивные технологии помогают организовать активную мыслительную деятельность учащихся как самостоятельную, так и коллективную, приучают к самоанализу процесса и результата мыслительной деятельности, создают ситуацию успеха для учеников. Все вышеперечисленные условия помогают достигать главную цель обучения в начальной школе  подготовить для основной школы учеников с достаточным для их уровня объемом знаний и умений, которые они могут применить в различных учебных и жизненных ситуациях, детей с развитыми познавательными интересами и учебной мотивацией, умеющих слышать и учитывать другую точку зрения.

Интерактивные приемы обучения технике чтения в 1 классе начальной школы

Интерактивные технологии, прежде всего, коммуникативны, сложны в разработке и эффективны в применении. Каждый преподаватель, использующий их на уроке, знает, что создание таких уроков требует самоотдачи и времени. Но зато каков результат! Ошибочно недооценивать важность применения принципа интерактивности с самых первых уроков изучения иностранного языка. Также, зачастую недооценивается этап предкоммуникативных упражнений, помогающий смоделировать ситуации взаимодействий в различных контекстах, но более с акцентом на усвоении и отработке звуков, языковых форм и моделей и позже  на формирование и развитие лексических, грамматических, фонетических и речевых умений.

Из числа предкоммуникативных упражнений по чтению, разработанных и используемых мною на уроках обучения чтению, хотелось бы выделить набор таблиц для тренировки и проверки техники чтения, включающий в себя следующие элементы: таблицу согласных однозначного чтения; таблицу буквосочетаний и таблицу слов, подобранных по способам чтения. В данной статье представлена первая таблица.

Ученики обучаются чтению букв по рядам, затем по столбикам. При устойчиво правильном чтении букв детям предлагается прочитать таблицу на скорость. В первом ряду таблицы внимание акцентировано на произношении губных и губно-зубных согласных, во 2 и 5 рядах  на звуках верхнего артикуляционного уклада, свойственного английскому языку. Буквы 4 ряда подобраны по принципу графического сходства. В остальных рядах подобраны сложные сочетания букв и сочетания, часто встречающиеся в речи.

1     b   p    f   v   w    k
2    d    t    l   n    z    j    r
3    f   w   m   p     v      b    h
4   k  h    n   m    l    f    t
5    z    r    p    l   n    d       b
6   w    v    r    f    t    k    h   
7    d    b    t   r   m  n    l
8    k    t    p    b   w   d    v
9     j    h    l    v    k   m  n
10  p    k    t   w    r    b  v

Каждый урок обучения чтению начинается с повторения пройденных букв и звуков, а также маленьких диалогов детей в парах, включающих такие вопросы, как: «What colour is your T?», «How many Ts have you got?», «How do you read this letter?». По мере увеличения количества букв, выполнить задания (найти буквы и назвать их цвет, посчитать названные буквы и прочитать их правильно) становится все сложнее. Интерактивный подход в работе с данной таблицей позволяет уже на первых уроках организовать активное взаимодействие учащихся на изучаемом языке.

По мере изучения новых букв, ученикам предлагается найти и посчитать все данные буквы в таблице, а затем – закрасить ячейку выбранным детьми цветом. Это задание тренирует умение ориентироваться в текстовом пространстве и быстро находить заданные объекты в тексте в дальнейшем.

Основные задачи использования данной таблицы – научить быстрому узнаванию согласной буквы однозначного чтения и соответствующего ей звука, а также умению запросить информацию и ответить на вопросы на начальном этапе обучения иностранному языку. Важно помнить, что умение быстро соотнести графическое изображение буквы и звук готовит к узнаванию слов по согласным на начальном этапе чтения, а также к быстрому прогнозированию элементов текста и скорочтению на продвинутом уровне.

Регулярное использование этой таблицы на самых ранних этапах изучения языка позволяет делать следующее:

 отрабатывать умение запрашивать информацию и отвечать на вопросы по таблице в увлекательной интерактивной форме;

отработать навык быстрого узнавания и чтения согласных, используемые в таблице;

• отработать правильное произношение некоторых специфических английских звуков (/d,t,l,n,z,j,r/  верхний артикуляционный уклад и взрывные звуки   /p,k,t/);

повторять и закреплять название цвета и счет.

Применение интерактивной технологии Guided Discovery на грамматических уроках в 3 и 4 классах начальной школы

Когда учащиеся уже овладели достаточным количеством языковых и речевых умений, позволяющих работать с более содержательной стороной речи, возможно использование технологии Guided Discovery, которая была адаптирована нами для применения на грамматических уроках в начальной школе.

Данная технология представляет из себя модифицированный индуктивный подход анализа грамматического явления в следующей последовательности: от текста и контекста к правилу и затем  к практике применения.

Приведу конкретный пример использования Guided Discovery на системно-деятельностном уроке изучения Past Simple в 3 классе. На предыдущих уроках детям были представлены тексты, содержащие утвердительные, вопросительные и отрицательные формы правильных глаголов в форме прошедшего времени, без анализа Past Simple как грамматического явления.

В начале урока на этапе «актуализации знаний» учитель просит детей вспомнить предложение из прочитанного ранее текста, в котором говорится, кто жил в замке. Очень важно не предлагать ученикам правильный вариант предложения, а предоставить им возможность с помощью фронтальной работы класса припомнить и восстановить необходимое предложение. Предложение записывается на доске. При необходимости перед анализом предложения можно внести нужные исправления.

На этапе урока «открытие нового знания» ученики получают листок  Guided Discovery: Past Simple и отвечают на вопросы, помогающие осознать грамматическое (в данном случае временное) и лексическое значение предложения. Задание выполняется в парах с опорой на контекст отрывка из текста и с последующей фронтальной проверкой.

Guided Discovery:  Past Simple

An ugly giant lived in the castle.

Look at the sentence above and answer the questions:

Посмотри на предложение наверху страницы и ответь на вопросы:

1. Это предложение описывает качество/ говорит о действии/ о принадлежности?

2. Это о прошлом/ настоящем/ будущем?

На втором этапе работы с Guided Discovery происходит анализ грамматической структуры предложения. Поскольку ученики уже анализировали подобным образом конструкции Present Simple и встречались с вопросительными и отрицательными формами глагола Past Simple, задание по анализу и составлению вопросительной и отрицательной форм будет доступно, хотя и потребует напряжения памяти и определенной языковой догадки. Грамматический анализ тоже выполняется в парах и проверяется затем фронтально. Работа в парах на обоих этапах принципиально важна, поскольку дает возможность ученикам помогать друг другу, рассуждая вслух, припоминая вместе ранее известный материал, обучая друг друга. Ученики получают ту «полноту самостоятельности, необходимость и возможность отрабатывать на практике “взрослые” функции контроля и оценки, целеполагания, планирования, координации, которые ребенок обретает прежде всего во взаимодействии со сверстниками» (Ковалева Г.С. Лекция «Оценка качества образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом», 2014). Время говорения учителя на уроке значительно сокращается. Учитель получает возможность проводить мониторинг класса, понимать насколько успешно ученики справляются с заданием, координировать урок и помогать студентам при необходимости.

  1. Look at the sentence again and complete the form:

Еще раз посмотри на предложение и заполни схему.

____________      _____________________________    in the castle.

     Subject                     Verb Past Simple Form           

Now make a negative sentence:

А теперь составь отрицательное предложение:

_______________   _________________       ______________        in the castle.

                    Subject                       вспомогательный глагол          отрицательная частица                Infinitive   

Now make a question:

Теперь составь вопрос:

____________                _______________    ______________   in the castle?

Вспомогательный глагол                            Subject                         Infinitive        

Now change the Subject ( I/ you/ we/ they)

Измени подлежащее.

Обрати внимание!!! Зависит ли форма глагола от подлежащего в Past Simple?

_______________      _________________________    in the castle.

Now make a negative sentence:

________________        ______________        _____________      _____________        in the castle.

Now make a question:

____________     ____________________     _______________    in the castle?

Третий этап работы c Guided Discovery предусматривает отработку правильного произношения сигнального предложения. Учитель демонстрирует вариант произношения в естественном темпе, дети отмечают ударные слова. Затем фраза произносится учениками вместе и индивидуально.

c. Practise the pronunciation:

Listen to the teacher and mark stressed words.

An ugly giant lived in the castle.

На последующих этапах урока: «первичное закрепление» и «самостоятельная работа»  ученики получают возможность закрепить и применить на практике полученные знания.

Практика применения технологии Guided Discovery показала не только высокую эффективность ее применения для приобретения предметных знаний, реализации таких аспектов межпредметных компетенций, как дискуссионная, речевая, компенсационная, социокультурная или стратегическая, но и в целом работает на основной результат современного образовательного процесса  развитие личности учащегося средствами учебной деятельности. Если учитель в процессе подготовки к уроку задает себе вопросы  «чему учить?», «ради чего учить?», «как учить?»  находит ответы на все эти вопросы в современном информационно-методическом пространстве, готов и умеет использовать современные технологии обучения, то он может превратить выполнение заданий любого уровня сложности (от чтения фонетических упражнений до сложной текстовой работы) в увлекательную и полезную деятельность для каждого участника урока, обеспечивающую активное взаимодействие студентов на изучаемом языке.

В нынешнее время требования к уровню знаний английского языка школьников невероятно возросли, а умение эффективно и адекватно использовать полученные знания на экзаменах или в реальных ситуациях общения становится жизненно важным. Перед учителем стоит непростая задача научить и не навредить, не превратить изучаемый предмет в пытку для ребенка. Сделать общение на иностранном языке желанным и творческим возможно, если процесс изучения языка раскрывает и развивает творческие способности учащихся. Все преподаватели знают, что использование в работе инновационных интерактивных технологий делает процесс подготовки к уроку весьма трудоемким. Но результат такого труда  креативные, грамотные, умеющие и любящие общаться на английском языке ученики – стоит того!!!

Список литературы:

1. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. М.: Учитель, 2012.
2. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. М.: Учитель, 2014.
3. Graham-Workman. Concept Questions and Timelines. Chadburn Publishing, 2006.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.