Рубрики
Физическая культура

Обучение школьников двигательным действиям с учетом ведущей модальности (на примере баскетбола)

Для успешного осуществления учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные психофизические и психологические особенности обучающихся. К таким особенностям относится репрезентативные системы – модальность. В процессе обучения двигательным действиям или взаимодействию (особенно на начальном этапе обучения) важно учитывать ведущий канал приема, переработки и трансляции переработанной информации.

0
Колотильщикова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук,
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
kolotilshikovasv@mosmetod.ru
Колотильщикова Анастасия Николаевна,
мастер спорта по баскетболу,
преподаватель физического воспитания
МК МИИТа
Ведение. Для успешного осуществления учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные психофизические и психологические особенности обучающихся. К таким особенностям относится репрезентативные системы – модальность. В процессе обучения двигательным действиям или взаимодействию (особенно на начальном этапе обучения) важно учитывать ведущий канал приема, переработки и трансляции переработанной информации. По мнению психологов, если попытки установить с кем-то контакт безуспешны, то необходимо проверить на «языке» ли собеседника мы говорим (Шейнов В.П., 1997). «Язык» – это и есть модальность – аудиальная, визуальная и кинестетическая. Для преподавателей физического воспитания и тренеров важно знать, какой канал восприятия информации наиболее развит у обучающегося.
Актуальность. По мнению психологов (Рогов И.Е., 1997), восприятие информации – это результат взаимодействия ряда анализаторов: воспринимаемая информация будет воспринята и переработана наиболее развитым каналом. Педагогам, работающими в школе, давно удалось установить причины, по которым ребенок плохо и медленно усваивает учебную информацию. Одна из них – это несовпадение способа подачи информации с модальностью ученика. Спортивная деятельность не является исключением. Например, если у спортсмена ведущий канал визуальный, а тренер только рассказывает о способах выполнения действия, то спортсмену с наиболее развитым зрительным анализатором требуется время, чтобы перевести информацию в свою модальность, т.е. он не слышит тренера, на какой-то момент отключается от реальности, переспрашивает, не понимает, что он должен сделать. Одними из важнейших характеристик психической деятельности человека являются восприятие, обнаружение, различие и опознание (Хомская Е.Д., 1984). В процессе обучения командным игровым видам спорта этот фактор необходимо учитывать при разучивании новых элементов техники, индивидуальных действий и тактических взаимодействий. Одной из проблем обучения спортивным играм в школе является разный уровень освоения двигательных умений и навыков у обучающихся, умение трансформировать информацию из одной формы в другую т.е. «сворачивать» и «разворачивать» полученную информацию. Вторая проблема – это относительно короткий период времени для обучения баскетболу.
Таким образом, возникает противоречие между уровнем зачетных требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к качеству подготовки выпускников и временем для разучивания и совершенствования спортивных игр; между уровнем физической, технической, тактической подготовленности обучающихся в классе, состоянием их психических качеств и наличием разработанных и адаптированных под физкультурно-спортивную деятельность педагогических технологий.
Для снятия данного противоречия необходим поиск новых форм, средств и методов обучения студентов избранному виду спорта в непрофильных вузах.
Нами была поставлена следующая цель: разработать технологию подачи теоретического и практического учебно-тренировочного материала, удобную для восприятия каждым обучающимся через свою ведущую модальность, для оптимизации процесса обучения двигательным действиям.
Для достижения этой цели нам необходимо было решить следующие задачи:
1. совместно с медико-психологической службой школы провести тестирование обучающихся, позволяющее наиболее точно установить модальность каждого обучающегося;
2. разработать способ одновременной подачи учебно-тренировочного материала для обучающихся разной модальности;
3. разработать упражнения, способствующие быстрому обучению «сворачивать» и «разворачивать» информацию, касающуюся обучению тактики баскетбола.
Основными методами исследования являлись педагогическое наблюдение, опрос и тестирование. Нами было установлено, что 65% обучающихся лучше воспринимают информацию после того, как увидят учебный материал (слайды, видео, рисунки). 25% обучающихся лучше воспринимают информацию в текстовом формате, с устными комментариями, объяснениями. 10% обучающихся могут правильно выполнить задание, только повторив его, предварительно используя доску тренера с фишками или сразу повторив в движении.
Для того, чтобы процесс усвоения информации в уроке был более эффективным, мы использовали видеоуроки по баскетболу, которые разработала Российская федерация баскетбола. В спортивном зале мы установили экран, подключили проектор и с помощью компьютера демонстрировали упражнения по обучению технике броска. Показ сопровождали устным объяснением. Одновременно обучающиеся повторяли действия за игроком на экране. После восприятия информации (увиденного, услышанного, повторенного за игроком на экране действия) мы выключали проектор и предлагали повторить действие самостоятельно, вносили коррективы. Потом демонстрировали действие на экране, сопровождали устным объяснением, текстом. Выключали проектор. Обучающиеся снова повторяли действие и уже сами исправляли ошибки, работая в парах. К концу урока по обучению технике броска 75% обучающихся класса выполняли упражнения без ошибок.
Также в процессе дальнейшей работы было выявлено, что 80% обучающихся не владеет навыком «сворачивать» и «разворачивать» информацию, т.е. преобразовывать из одной формы в другую. Этот навык важен при подаче информации в игре, в минутном перерыве, когда в лимите времени тренер или учитель словесно и схематически вносит коррективы в действия игроков и команды. Домашние задания для тренировки навыка «сворачивать» и «разворачивать» информацию мы подавали на карточках, состоящих из двух частей: на одной части нарисована схема изучаемого тактического взаимодействия, которую необходимо представить в текстовом виде; на другой части представлено взаимодействие в текстовом формате, которое необходимо изобразить в виде схемы. В результате такой формы работы с теоретическим материалом на 55% сократилось время разучивания игровых командных тактических взаимодействий, на 35% сократилось число ошибок при выполнении новых тактических действий и взаимодействий.
Таким образом, технология подачи теоретического и практического учебно-тренировочного материала, удобного для восприятия каждым обучающимся через свою ведущую модальность, способствует оптимизации процесса обучения двигательным действиям.
Список литературы:
1. Анохин П.К.  Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 7. С. 97–111.
2. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1957. № 6. С. 58–68.
3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. / Е.Д. Хомская. М.: МГУ, 1987.
4. Шеинов В.П. Психологическое влияние / В.П. Шеинов. Минск: Харвест, 2007.
5. Эллис А., Роутс Д. Педагогические инновации. М., 1993.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.