Рубрики
Биология

Практика тестирования на уроках биологии в 7 классе

Современная реформа образования требует использования различных форм контроля на уроках. Одним из самых распространенных таких форм являются тесты.
Успех обучения определяется умением принимать конкретные решения, которые отрабатываются на тестах.

0
Рязанцева Людмила Дмитриевна,
учитель биологии высшей категории
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2089»,
ryzanceva@list.ru

Учитель должен знать чему научил,

учащийся – чему научился.

                                    Е.Н. Ильин

Современная реформа образования требует использования различных форм контроля на уроках. Одним из самых распространенных таких форм являются тесты.

Успех обучения определяется умением принимать конкретные решения, которые отрабатываются на тестах.

Тестовое задание – это один из элементов диагностики. Тесты – это краткие, стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности учащегося, т. е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей изучения.

В своей работе я использую различные виды тестовых заданий (в зависимости от их назначения):

• базовые тесты – базовый тестовый контроль: осуществляется в ходе повседневной работы и преследует цель проверки формального усвоения изучаемого на уроке материала. Такие тесты включают в себя задания в виде теоретических вопросов. (Обычно затраченное на этот метод контроля время составляет 10–15 минут);
• диагностические тесты – тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень её усвоения, учебные возможности обучаемого;
• тематические тесты – тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объём и уровень её усвоения;
• итоговые тесты – тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы, где обобщаются все ранее изученные понятия.

На уроках биологии (берём на примере 7 класса) в обучении используются тесты как рациональное дополнение к методам проверки знаний, умений и навыков ученика. Это соответствует самостоятельности в работе. Большим плюсом можно считать то, что благодаря тестовому контролю знаний существует возможность проверки значительного объема изученного материала, диагностировать овладение материалом учащегося (учащихся). Систематичность применения тестового контроля способствует дисциплинированности, состязательности в усвоении материала. И в то же время формируется подготовка к сдаче ОГЭ, ЕГЭ.

При проверке знаний по теме «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные» ставится следующая цель: выяснить усвоение материала по данной теме.

Задачи:

• контролирующие: выявляют состояние знаний и умений приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда;
• обучающие: контроль знаний и умений и их систематизации. Ученик (ученики) – воспроизводят ранее изученный материал и применяют его в новой ситуации;
• развивающие: стимулирование познавательной активности учащихся в развитии их творческих способностей;
• воспитывающие: воспитание ответственного отношения, прежде всего, к учебе, а также честности, дисциплине, аккуратности;
• диагностические: получение информации об ошибках, недочетах, пробелах, выявлении затруднений  в овладении учебным материалом.

Много лет проводим работу по созданию контроля знаний в виде тестов. Цель этого создания – обеспечение внутриурочного контроля и подготовка к другим видам тестирования (ОГЭ, ЕГЭ).

Принцип тестового контроля на уроке биологии в 7 классе

Тема урока: «Тип. Членистоногие. Класс Ракообразные».

Тест составлен на базе обязательного минимума содержания образовательной программы по биологии (курс «Биология. 7 класс», предусмотренного Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии). При разработке тестовых заданий и организации тестирования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Для любого возраста важным является форма подачи учебного материала. На выполнение теста отводится 10–15 минут (конкретное время задается в зависимости от теста, уровня знаний класса и пр.). За несколько минут до окончания теста я предупреждаю учащихся о необходимости закончить работу. Для учащихся 7 класса тестовые задания должны быть заданиями закрытого типа с выбором правильного ответа из четырех предложенных. Тестовые задания также могут  содержать чертежи, рисунки, схемы. Учащиеся 7 класса стремятся к интеллектуальной деятельности: в этот период появляется ряд качественно новых образований, увеличивающих познавательные и творческие возможности. Так возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Устанавливается более тесная связь понятийного и образного мышления. Школьники в этом возрасте уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных рассуждениях. Исходя из указанных особенностей учеников (7 класс), можно сказать, что для учащихся этого возраста тестовые задания должны быть, как правило, заданиями закрытого типа – с выбором правильного ответа из четырех предложенных, на восстановление соответствия и на установления правильной последовательности, а также могут быть использованы задания открытого типа. Вопросы к тестовым заданиям коротко и четко изложены. Особое внимание обращаю на то, чтобы тест отвечал требованиям тестов предлагаемых в будущем для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Содержание данного теста по биологии в 7 классе составлено исходя из пройденного материала (Биология. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова; под ред. В. В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. C. 166–169. П. 44).

Тест состоит из заданий, направленных на проверку знаний, умений, навыков по данному материалу. Основа теста – базовый контроль, т. е. проверяется усвоение изучаемого а уроке материала. (Время на этот вид контроля – 15 минут).

Запланированы виды УУД:

Познавательные:

1. Умение сравнивать и выделять признаки.

2. Умение работать с материалом, структурировать учебный материал.

Личностные:

1. Умение соблюдать дисциплину на уроке.

2. Умение применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

1. Умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Умение адекватно оценивать свои знания и умения.

3. Умение определять цель работы, планировать ее выполнение.

Коммуникативные:

1. Овладение навыками письменной речи.

Личностные результаты:

1. Познавательный интерес к естественным наукам.

2. Понимание необходимости биологических знаний.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии отводится 15 минут.

Работа включает в себя 14 заданий.

Ответы к заданиям 1–14 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Вариант теста

Задания уровня А

1. Тело речного рака состоит из отделов:

1) двух; 2) трех; 3) четырех; 4) одного.

2. К классу ракообразных относятся:

1) раки, жабы; 2) циклоп, водяной ослик; 3) дафния, клещ; 4) бокоплав, планария.

3. Речной рак имеет ходильные ноги в количестве:

1) четырех пар; 2) трех пар; 3) пяти пар; 4) шести пар.

4. Полость тела ракообразных.

1) протоцель; 2) целом; 3) миксоцель; 4) паренхима.

5. Участок тела речного рака, на котором располагаются ходильные ноги.

1) голова; 2) грудь; 3) брюшко; 4) головогрудь.

6. Наружный покров речного рака:

1) целлюлоза; 2) хитин; 3) гликоген; 4) клетчатка.

7. У речного рака усиков:

1) одна пара; 2) две пары; 3) три пары; 4) нет усиков.

8. Выберите правильную цепочку по строению пищеварительной системы речного рака:

1) рот — глотка — зоб — желудок — пищевод — кишечник — анальное отверстие; 2) рот — глотка — пищевод — зоб — желудок (2 отдела) — кишечник — анальное отверстие; 3) рот — пищевод — зоб — глотка — желудок — анальное отверстие.

9. Питается речной рак:

1) растительной пищей; 2) животной пищей; 3) органическими остатками; 4) всеядный.

10. Органами дыхания речного рака являются:

1) легкие, расположенные на головогруди; 2) жабры, расположенные на головогруди; 3) легкие, расположенные на брюшке; 4) жабры, расположенные на брюшке.

11. Кровеносная система речного рака:

1) замкнутая: имеет многокамерное сердце в виде пятиугольного мешочка, расположено в головогруди; 2) замкнутая: имеет однокамерное сердце, расположено в головогруди; 3) незамкнутая: имеет двухкамерное сердце, расположено в головогруди; 4) незамкнутая: имеет многокамерное сердце в виде пятиугольного мешочка, расположено в головогруди.

12. Органами выделения у ракообразных являются:

1) пара зеленых желез, расположенных у основания длинных усиков; 2) пара зеленых желез, расположенных у основания коротких усиков; 3) звездчатые клетки; 4) мальпигиевы сосуды.

13. Нервная система речного рака имеет вид:

1) узлового типа, в виде двух парных скоплений над пищеводом; 2) в виде брюшной нервной цепочки; 3) узлового типа, скоплениями нервных клеток над пищеводом и брюшной нервной цепочки; 4) головного мозга и спинного мозга.

14. Орган зрения речного рака:

1) простые глаза; 2) сложные глаза; 3) светочувствительные клетки; 4) пигментные пятна.

Возможен вариант работы с дополнением уровня В и С (предлагается дополнительное время для работы).

Задание уровня В (выбрать несколько верных ответов)

1. Какие из приведенных характеристик характерны для класса Ракообразные:

1) имеют кожно-мускульный мешок; 2) имеют два отдела тела; 3) головной отдел выполняет функцию только захвата пищи; 4) имеют хитиновый покров; 5) головной отдел выполняет функцию ориентации во внешней среде; 6) клешни являются второй парой ходильных ног.

Задание уровня В на установление соответствия

2. Для каждого элемента первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Характеристика:                                                                           Отдел тела:

А) Состоит из семи сегментов                                            1) Головогрудь

Б) Расположены жабры                                                         2) Брюшко

В) Прикрыт прочным панцирем

Г) Расположены сложные глаза

Д) Эти ноги самки используют для вынашивания яиц

Е) Зеленые железы (почки)

А Б В Г Д Е
 

 

Задание уровня С

1. В чем преимущества и недостатки наружного скелета членистоногих?

Контроль знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества их обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль учащихся. Проверяется не только объем усваиваемого учащимися материала, но также прочность, осознанность и оперативность знаний.

Результаты, полученные в процессе контроля, позволяют увидеть и оценить рост учащихся в процессе обучения, правильности и добросовестность их отношения к своим учебным обязанностям.

Значение контроля особенно возрастает, если отмечать продвижение ученика вперед в учебе.

Контроль результатов обучения биологии и учебной деятельности учащихся является ключом к оценке и дальнейшему усовершенствованию всего процесса обучения предмету.

Благодаря правильному контролю знаний и умений учащихся, достигается максимальная оптимизация учебного процесса.

Список литературы:

1. Биология. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова; под ред. В. В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014.
2. Биология. 7 кл.: рабочая тетрадь / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. 3-е изд. М.: Просвещение, 2015.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0