Рубрики
Физическая культура

Особенности обучения леворуких детей баскетболу

Проблема обучения подвижным и спортивным играм леворуких детей является актуальной, потому что в силу специфики выполняемых ведущим для леворуких детей правым полушарием головного мозга функций, ученые отмечают часто встречающиеся у них нарушения или недостатки развития зрительно-пространственного восприятия (Э.А. Костадантов, Д. Леви, В.В. Суворова, и др.), зрительной памяти (В.Л. Бианки, А.В. Семенович и др.), зрительно-моторной координации (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова и др.) и воспроизведения целого двигательного действия, следствием чего являются трудности в освоении элементов техники двигательных действий, необходимых в подвижных и спортивных играх.

0
Колотильщикова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
kolotilshikovasv@mosmetod.ru
Проблема обучения подвижным и спортивным играм леворуких детей является актуальной, потому что в силу специфики выполняемых ведущим для леворуких детей правым полушарием головного мозга функций, ученые отмечают часто встречающиеся у них нарушения или недостатки развития зрительно-пространственного восприятия (Э.А. Костадантов, Д. Леви, В.В. Суворова, и др.), зрительной памяти (В.Л. Бианки, А.В. Семенович и др.), зрительно-моторной координации (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова и др.) и воспроизведения целого двигательного действия, следствием чего являются трудности в освоении элементов техники двигательных действий, необходимых в подвижных и спортивных играх. У леворуких детей часто возникают проблемы при выполнении сложных координационных движений, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение, танец, некоторые действия в подвижных и спортивных играх (например, двойной шаг в баскетболе, при котором выполняются поочередно такие действия, как удар мяча левой рукой под шаг правой ногой и выполнение броска левой рукой). Для решения проблемы мы проанализировали результаты научных исследований, которые проводились известными физиологами М.М. Безруких, Е.Н. Соколовой, Т.А. Доброхотовой, Н.Н. Брагиной и др., и разработали для учителя физической культуры рекомендации для обучения леворуких детей баскетболу.
Что должен знать учитель физкультуры об особенностях обучения леворуких детей, чтобы обучение двигательным действиям было эффективным, психологически комфортным, способствовало быстрому и правильному формированию необходимых двигательных навыков? Прежде всего, это понимание учителем отличия между леворукостью и левшеством. Левшество (в отличие от леворукости) – это предпочтение не только ведущей руки, но и ноги, глаза, уха. Наблюдения ученых показали, что абсолютных левшей, то есть людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом, поэтому левши хуже воспринимают объекты или то, что расположено слева от них. Показывая упражнения или элементы техники выполнения упражнений, располагайтесь так, чтобы находиться с правой стороны от левши. При обучении двойному шагу в баскетболе (при этом выполняется сложнокоординационное действие: удар мяча в пол левой рукой под шаг правой ногой, ловля мяча) создайте внешние опорные точки: на левую руку и правую ногу наденьте яркие ленточки или другие безопасные маркеры (можно использовать яркие цвета, так как у левшей развито эстетическое восприятие). В исследованиях психологов и физиологов было установлено, что для леворуких детей характерна визуальная, визуально-аудиальная и кинестетическая система восприятия. Только аудиальная информация (т.е. объяснения в словесной форме) будет мало эффективной. В отличие от большинства праворуких детей, для левшей все двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово каждый элемент. Также важно учитывать, что в отличии от основного количества учащихся в классе с ведущей правой рукой, обучение атаке кольца после двойного шага нужно начинать с левой стороны под углом 45 градусов к кольцу. Упражняясь в дриблинге мяча, бросках в кольцо также необходимо учитывать, что левшам удобнее работать с левой стороны по отношению к кольцу. Нужно отметить, что в спорте леворукие спортсмены всегда являются непредсказуемыми для противника.
На сегодняшний день актуальной и не имеющей однозначного подхода проблемой в педагогике и физическом воспитании является леворукость детей. Некоторые исследователи рассматривают леворукость как отклонение, счтитая, что у всех леворуких есть нарушения, и тем самым разрабатывают методики переучивания детей с левой руки на правую, другие – напротив, расценивают это явление гениальным и видят в этом преимущество. Однозначного подхода не выработано. На наш взгляд, данная проблема требует однозначного решения, так как различные варианты обучения и переучивания левшей могут негативно сказаться как на их физическом, так и психологическом развитии. Остро возникает вопрос дифференцированного подхода к обучению (учет педагогом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся в процессе обучения) – основы современной педагогики.
Целью исследования является анализ особенностей обучения детей младшего школьного возраста с природным феноменом леворукости на уроках физической культуры по теме «Двигательные действия в волейболе».
Данному феномену посвящены работы и разработки таких исследователей, как Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, М.М. Безруких, М.Г. Князева, А.А. Капустина и др., в которых остро поднимается вопрос о функциональных асимметриях человека, о трудностях обучения в начальной школе, о детской леворукости в целом, о проблемах воспитания левой руки и о психофизических особенностях детей, владеющих рабочей левой рукой.
Остановимся на ярко выраженных особенностях леворуких детей. Многие исследователи подчеркивают, что среди леворуких детей есть дети с высокими показателями тестирования двигательных действий, но есть и очень неловкие и некоординированные с определенными сложностями выполнения двигательных действий и формирования умений и навыков [1; 5]. Это, судя по всему, и связано с врожденной леворукостью. Леворукость – это не только преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий, но и определенное отражение межполушарной асимметрии, а так же отличающееся от праворуких распределение различных функций (двигательных, зрительных, сенсорных и т. д.) между правым и левым полушариями головного мозга [4].
Головной мозг сложнее самого мощного компьютера. Посредством миллионов нервных клеток он управляет всеми функциями нашего тела даже во время сна. В стволе головного мозга перекрещиваются проводящие нервные пути из обоих полушарий. Хотя мозговые полушария кажутся совершенно одинаковыми, они, тем не менее, выполняют разные функции. Между собой они соединены полосой нервной ткани, называемой «мозолистым телом». В случае его удаления или повреждения – оба полушария действуют относительно независимо друг от друга, порождая собственные мысли и эмоции. Левое полушарие управляет движениями правой стороны тела: здесь находятся важнейшие центры речи, языка, математические способности и логическое мышление. Именно левое полушарие доминирует у правшей, наделяя правую руку большей точностью и ловкостью движений. Правое полушарие отвечает за левую сторону и является средоточием зрительного восприятия, музыкальной одаренности и абстрактного мышления. Итак, относительно образовательного процесса нужно принимать во внимание, что правое полушарие отвечает за чувственное восприятие мира и обеспечивает образное мышление, в то время как левое полушарие отвечает за логику, речь и абстрактное мышление [3].
Леворукость является отражением наследственной и сформировавшейся системы функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать левшу – серьезно менять его биологию, а значит, рисковать его физическим и психоэмоциональным здоровьем.
Особая организация нервной системы, распределение труда между мозговыми полушариями составляют целый комплекс психологических качеств человека. Именно он разительно отличает левшей от правшей. Отличие состоит не только в том, какими руками пишут, едят, работают эти дети, но и в особенностях зрительного восприятия информации. Установлено, что для леворуких детей особенно характерна именно визуальная система восприятия [4, с. 6]. Левши лучше запоминают яркие, мгновенные образы: на занятиях лучше использовать наглядность, зрелищность. У младших школьников наиболее часто встречается проявление такого отклонения в состоянии здоровья, как астенический невроз. Его сопровождают снижение работоспособности и активности, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость. Пик активности наблюдается только на первых двух уроках, затем у детей наблюдается снижение усидчивости и двигательная расторможенность. После занятий дети чувствуют усталость, вялость, теряют интерес к получению новой информации [2].
Итак, у леворуких детей наблюдается ряд особенностей, отличающих их от детей, владеющих врожденной правой рукой. Морфологические особенности заключаются в более подвижной мимике левой половины лица, в несколько большим размером левой руки, в более развитых венах на тыльной стороне левой кисти; психофизические особенности характерны плохой зрительно-двигательной координацией, плохим почерком, речевыми нарушениями, сложным концентрированием и переключением внимания, искажением форм и пропорций фигур, зеркальностью письма, плохой зрительной памятью; эмоционально-психологические особенности выражаются в повышенной эмоциональной чувствительности, быстрой утомляемости и ограниченной работоспособности, ранимости, раздражительности и обидчивости, ярко выраженными способностями к оригинальному художественному творчеству, повышенным уровне тревожности, боязливости, склонности к пассивному восприятию действительности, сонливости, эстетической впечатлительности [4, с. 6]. Усиливается необходимость индивидуального подхода к обучению и развитию левши: в этом случае уверенный в своих силах и эмоциях левша заставит говорить о себе в превосходной степени.
В данной статье исследуется особенность обучения двигательным действиям в волейболе леворуких детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Как правило, причина затруднения и осложнения начального этапа обучения леворуких детей на уроках физической культуры в целом и обучения двигательным действиям в волейболе в частности состоит не в самой по себе врожденной леворукости и даже не в функциональных особенностях мозга, а в раннем развитии ребенка, точнее – в неблагоприятных факторах, связанных с организацией развивающей деятельности.
Рассмотрим особенности левшей, проявляющиеся на уроках при обучении двигательным действиям в волейболе. Здесь возникают определенные сложности, потому как именно у леворуких встречается и такое явление, как асимметрия ног. Асимметрия ног – феномен еще менее изученный чем асимметрия рук. Принято считать, что левой руке естественным образом должна соответствовать правая нога, а правой руке – левая нога. Но встречается и противоположный факт — левой руке может соответствовать левая нога [4]. Такой феномен становится иногда проблемой. На занятиях по волейболу леворуким детям сложнее и медленнее даются движения, в которых руки и ноги участвуют поочередно. Для них возникают неудобства и трудности при освоении односторонних или асимметричных движений левой и правой половины тела. Эти дети могут только повторять показательные двигательные действия, неказисто их отображая. Поэтому на начальном этапе обучения двигательным действиям в волейболе учителю необходимо в буквальном смысле слова переставлять и двигать их ноги и руки.
Левши на этих уроках испытывают дискомфорт, потому что часто путают «право» и «лево». Особенно трудны для леворуких детей специфические задания на технику выполнения двигательного действия, потому как ведущая рука или нога (как основа в волейболе) при движении делает размах с большей амплитудой или больший шаг, чем неведущая.
Кроме того, многие левши склонны к путанице ног, так как не существует устоявшегося мнения о том, какую ногу нужно считать ведущей: толчковую (которой отталкиваются при прыжке), маховую (которой удобно делать движения) или опорную (на которую удобно опереться), а у леворуких зачастую в разных движениях участвуют разные ноги.
Перечисляя сложности в обучении движениям в волейболе и недостатки в физическом развитии леворуких детей, все же нельзя не заострить внимание на успешность, выражающуюся в игровых ситуациях в волейболе. У левшей очень развито чувство партнера. Это особенно ярко проявляется в командных спортивных играх. Конкретно в волейболе левши имеют некоторое преимущество, которое объясняется ненатренированностью праворукого соперника: траектория полета мяча от левши всегда неудобна для противника, которому приходится применять слабейшую для него руку.
В связи с этим возникает необходимость рассмотреть специфические стороны обучения движениям в волейболе леворуких детей на уроках физической культуры. Следует отметить, что единой системы методических рекомендаций и пособий по обучению леворуких детей двигательным действиям в волейболе в научной литературе не выявлено.
Функциональная специфичность левшей заключается в проблеме быстрого переключения, поэтому их нельзя торопить. Дайте ему адаптироваться. Если речь идет об обучении какому-либо двигательному действию, не стоит просить ребенка-левшу быстрее выполнять задание, так как ему нужно время, чтобы переключиться с правой стороны на левую и наоборот. Особенно важно, чтобы обучающая программа по волейболу и работа с леворуким ребенком на уроках физической культуры была, прежде всего, интересной для него, не говоря уже о принципе систематичности в образовательном процессе. При тренировке и правой и левой руки ребенка целесообразнее всего использовать непременно совместную игру с ним. Педагогу необходимо проявлять спокойствие и доброжелательность, тогда выше перечисленные настороженности могут и не достичь критической точки.
В терминологии учителю применительно к левше лучше использовать такие слова, как «удобная нога» или «рука», «удобная» или «ведущая сторона», «сильная нога», если, конечно, речь не идет о специальных технических элементах обучения двигательному действию. Учителю обязательно нужно делать акцент на леворуких детях. Им, в первую очередь, необходимо уделить особое внимание при обучении волейбольным движениям: поправить ногу, руку, корпус, объяснить позицию ног и рук и обязательно выполнить действие вместе с ребенком. Учитель должен координировать ребенка, напоминать ему о правильности выполнения упражнения, отмечать его леворукость с положительной стороны, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта перед другими – праворукими детьми. Учитель должен проявлять терпимость и уважение к индивидуальным особенностям леворукого ребенка, помнить, что ребенок вправе и должен получить знания, развить умения и приобрести навыки именно с учетом его врожденных задатков: ведь в дальнейшем хорошо обученные левши имеют преимущества перед праворукими волейболистами! Ориентирование ребенка на его левую сторону как на рабочую или ведущую требует перестроения не только его позиционных точек, но и стартовых позиций других игроков. Обучение сложным координационным движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста. Нужно внушить ребенку, что левая сторона в волейболе – это козырь, и что именно леворукий ребенок наиболее удачно будет справляться с тактическими задачами, стоящими перед игроком на первой линии игровой зоны волейбольной площадки. Левши являются неудобными и непредсказуемыми соперниками: это явно проявляется в тактических действиях и маневрах, где есть прямая возможность использовать по назначению деятельность левой руки в непредвиденных, необыгранных ситуациях. Привычному сопернику (правше) очень нелегко разгадать намеренность выполнения каких-либо действий левши, тогда как левше, напротив, действия правши очевидны. Это связано не только с тем, что левши имеют опыт натренированности с правшами, так как правши составляют 96% в среднем от общего числа занимающихся, но и скорее всего – со спецификой мышления и неординарного поведения леворукого противника, так как правша не всегда способен мгновенно оценить левшу с его четкой логикой.
Вышеизложенное веско обосновывает мысль о недопустимости переучивания детей с врожденной леворукостью на правую сторону. Принуждая левшу работать на уроке или тренировке правой рукой, мы пытаемся изменить не только характер предпочтения рабочей стороны тела и ведущей руки, но и вместе с этим переделываем его врожденные предпочтения, его биологическую природу. Наряду с этим отражается отрицательное влияние и при переучивании «левоногих» детей, которое приводит к нарушениям двигательных функций, к изменению процесса физического роста и развития. Это приводит к выводу о том, что навязанная несвойственная (вынужденная или переученная) моторная асимметрия независимо от части тела человека имеет негативный эффект.
Таким образом, физическое воспитание леворуких детей в целом и обучение движениям именно в волейболе отличается ярко выраженной спецификой и особенностями, которые заключаются в дифференцированном подходе в обучении, требуют дальнейшего научного изучения и особой разработки методики обучения детей с врожденным феноменом леворукости двигательным действиям и элементам по волейболу на уроках физической культуры.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь: учеб.-метод.пособие / М.М. Безруких. М.: Эксмо, 2008.
2. Белей Н.Я. Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры: статья: в виде доклада / Наталья Ярославовна Белей. М., 2012.
3. Джой К. Биологический компьютер: как работает наш мозг: научно-популярная коллекция «Древо познания» / № 33. М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2001.
4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция: учеб.-метод.пособие / Е.И. Николаева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
5. Савкина Н.Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе: дис.: канд. пед. наук / Савкина Наталья Геннадьевна. Тюмень, 2005.
6. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников: учеб.пособие / А.Л. Сиротюк. М.: Творческий центр «Сфера», 2001.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.