Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Формирование классного и школьного актива средствами организации конкурса «Лидер и его команда»

Каждая образовательная организация стремиться не только дать хорошее образование в стенах школы, но и создать условия для формирования и развития творческой, активной личности, способной принимать решения и нести ответственность за эти решения перед собой, своими товарищами, педагогами и обществом в целом. Каждая школа решает самостоятельно как ей добиться желаемого результата с учетом ее возможностей и пожеланий детско-взрослой общности.

0
 Миниханова Лилия Идгаровна,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Образовательный комплекс имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»

Как бы талантлив ни был человек,
но коллектив умнее и мощнее.

А.Н. Островский

Каждая образовательная организация стремиться не только дать хорошее образование в стенах школы, но и создать условия для формирования и развития творческой, активной личности, способной принимать решения и нести ответственность за эти решения перед собой, своими товарищами, педагогами и обществом в целом. Каждая школа решает самостоятельно как ей добиться желаемого результата с учетом ее возможностей и пожеланий детско-взрослой общности.

Коллективом нашей школы было решено пойти от «меньшего к большему» (т.е. от классного самоуправления к школьному): ученическое самоуправление начинается с класса, где зарождается вся школьная жизнь, где ученики учатся общаться и взаимодействовать в команде.

Отправной точкой деятельности самоуправления в классах и создания условий дальнейшего сплочения коллектива стал конкурс «Лидер и его команда».

Конкурс проводится в сентябре: таким образом формируется актив класса, который будет весь год коллективно решать проблемы и организовывать свой досуг. Именно на этой ступени и начинается ученическое самоуправление в школе. Участие в Конкурсе позволяет ученикам показать себя, проявить свои таланты и распределить «роли» в коллективе.

В Конкурсе принимают участие команды из 5-10-х классов. Каждый класс выбирает лидера и основной состав команды, включающий в себя до 15 человек (со временем мы изменили Положение о Конкурсе, и теперь в каждом последующем этапе может измениться состав участников команды, потому что от желающих участвовать в конкурсе нет отбоя).

В организационную группу входят как педагоги, так и члены ученического комитета: они разрабатывают положение, этапы конкурса, избирают жюри и продумывают награждение.

Этапы конкурса:

I Тур  «Игра на командообразование»: см. «Скачать вложения» внизу страницы.

II Тур «Визитка команды»: трехминутное выступление, в котором команда ярко и креативно представляется, озвучивает свой девиз.

III Тур «Испытание сценой»: за неделю до мероприятия команда жеребьевки команда получает тему, которую предстоит раскрыть в рамках пятиминутного выступления. Тема выбирается злободневная (например, «Пороки современного школьника»). Формой выступления становятся такие русские народные сказки, как «Репка»и «Колобок». Итогом проведения трехчастного конкурса «Лидер и его команда» становится прекрасное начало учебного года и сплоченные команды в классах. Дальнейшими задачами становятся: объединение активистов классов в школьный комитет, формирование и развитие ученического самоуправления в школе.

Для этих целей на ежегодной школьной конференции, куда делегируются по 10 представителей от класса, проводятся выборы. Путем открытого голосования из предложенных кандидатур формируется ученический комитет.

Большую роль в развитии ученического самоуправления играет выбор председателя: грамотный выбор лидера позволит заинтересовать ребят и привлечь их внимание к решению школьных проблем.

На комитет возложены следующие функции: готовить и проводить конференции учащихся школы; планировать и организовывать повседневную работу; формировать постоянные рабочие группы по всем направлениям и контролировать действия этих групп; раздавать общественные поручения и задания классам; заслушивать отчеты об их выполнении; организовывать и проводить культурные и спортивные мероприятия между классами.

Ребята по личному выбору определяют, какой отдел комитета они возглавят: отдел просвещения, патриотического воспитания, рекламы и информации, здорового образа жизни или отдел по культуре.

Для сохранения реально действующего школьного самоуправления необходимо постоянно искать и внедрять новые идеи, учитывать потребности всех участников образовательного процесса.

Конец учебного года – это подведение итогов работы на отчетной конференции, в ходе которой председатель ученического самоуправления рассказывает о проделанной работе за год. Активисты и педагоги могут высказать свое мнение относительно прошедшего года и создают банк креативных идей,  вот так заканчивается учебный год, который начинался командной игрой «Лидер и его команда»!

Уходят одиннадцатиклассники из школы, но на следующий год придут новые пятикассники, которые именно после этой игры вольются в нашу большую, дружную семью активистов.

Этой игре уже три года. За это время у нас сформировалась группа активистов, которая является инициатором и организатором большинства школьных дел. В процессе работы мы столкнулись с такими проблемами, как низкий уровень активности учащихся на ее начальном этапе (первый год становления актива) и необходимостью учитывать возрастные интересы учащихся при выполнении общего дела. Также в процессе работы пришло понимание того, что большую роль в становлении школьного актива играет поддержка всего педагогического коллектива, администрации,  понимание того, что все делают общее дело: таким образом, становится важной работа не только с детьми, но и с педагогами комплекса. По эирй причине активистами было решено попробовать новый вид деятельности – совместный творческий проект, который станет еще одним шагом к нашему росту и интересным опытом в жизни нашей школы.

В этом году наша школа вошла в состав образовательного комплекса, а это значит, что у нас появилась возможность развиваться, не только совершенствуя свою работу в рамках нашего корпуса, но и обзавестись новыми друзьями, единомышленниками, а, следовательно, и новыми идеями.

К статье приложены варианты игр на командообразование.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:
1. Александрова М.Р. Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств // Фестиваль педагогический идей «Первое сентября» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/413316/ (дата обращения: 10.04.2015).
2. Детский лагерь «Хаглар» [Электронный ресурс]. URL: https://www.haglar.ru/game/komandoobrazovanie (дата обращения: 10.04.2015).
3. Лизинский В.М. Самоуправление: содержание, формы, сущность. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2007. № 7.
4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Под ред. А.С. Прутченкова. М., 2003.
5. Педагогический терминологический словарь. [Электр. версия]. URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru (дата обращения: 10.04.2015).
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.