Рубрики
ОРКСЭ

Различные формы проведения уроков по православной культуре (на примере программы «Социокультурные истоки»)

«Истоки» – интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном духовно-нравственном опыте. В центре его –феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

0

Комарова Татьяна Владимировна,

методист

ГБОУ ГМЦ ДОгМ,

komarovatv@mosmetod.ru

«Истоки» – интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном духовно-нравственном опыте. В центре его –феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

«Целью курса является освоение школьником системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам», родной культуры. Он направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта».

• В 1 классе совершается первое ознакомление с первичными еесоциокулътурными категориями («Слово», «Образ», «Книга»).

• Во 2 классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как микросоциума, в котором живет и развивается ребенок («Родной очаг», «Родные просторы»), так и духовно-нравственного смысла деятельностного аспекта окружающей среды («Труд земной», «Труд души»).

• В 3 классе идет ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира человека («Вера», «Надежда», «Любовь», «София»).

• В 4 классе происходит знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Сами разработчики и авторы программы «Истоки» неоднократно подчеркивали, что данная программа рассчитана на общеобразовательную школу, где учащимися могут быть дети различных конфессий и мировоззрений. Дети знакомятся с такими понятиями, как « Церковь», «Библия», «Святыня» и т.д.

За основу разработанного методического материала была взята классификация уроков, составленная М.Г. Голубчиковой с целью развития творческих способностей детей благодаря вариативности подачи учебного материала, а также пробуждения интереса к преподаваемому предмету и стимулирования мотивации в учении детей младшего школьного возраста.

Уроки когнитивного типа:

• урок-наблюдение;

Урок-наблюдение проводится при изучении нового материала, когда необходимо воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, например, при изучении таких тем, как «Родина-мать», «Наше Отечество». Урок-наблюдение строится, в первую очередь, на заинтересованности детей в предлагаемом материале. При изучении выше озвученных тем детям может быть предложен небольшой фрагмент фильма, презентации, фотографии и др. Ребенок в ходе наблюдения делает выводы, строит свои суждения, которые выносятся на всеобщее обсуждение. В результате такой работы детям даются не только необходимые знания, но также воспитываются духовно-нравственные качества, в данном случае—любовь к Отечеству, патриотизм и др.

 урок-исследование;

Организация урока-исследования в курсе преподавания православной культуры занимает одно из центральных мест, так как именно эта форма проведения урока позволяет учащимся более эффективно усвоить сложный и объемный по своим размерам учебный материал. Так, например, в ходе урока на тему «Монастырь и его устройство» детьми проводится исследование: на предложенных учителем распечатках им нужно найти разного рода постройки и выделить цветными карандашами следующие объекты (Рис. 1): главный храм, трапезную, надвратную церковь и прочее, объясняя при этом, что и где располагается. Затем, при помощи предложенного словаря необходимо объяснить значение каждого слова. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, какие постройки необходимы в каждом монастыре. Аналогичная работа проводится при знакомстве детей с Библией: ничего не зная об этой книге, дети, работая в парах, исследуют содержание, смотрят, из каких больших разделов состоит предложенная Книга, как начинается каждый раздел, читают первую главу каждого раздела, делая первостепенные выводы, которые потом корректируются учителем в ходе урока.

Рисунок 1

 лабораторно-практический урок;

Данный урок носит прикладной характер и нацелен на развитие коллективного творчества. Так, например, при изучении темы «Рождество», детьми составляется единая большая открытка из предложенных учителем персонажей. Учащиеся самостоятельно придумывают изображаемый сюжет, размещая персонажей так, чтобы был понятен смысл праздника и его основная идея. Урок состоит из двух основных частей: сначала детьми моделируется пространство открытки, составляется в устной форме рассказ праздника, затем ребята делятся на несколько групп и выполняют работу.

 урок постановки и решения проблем;

Интересна организация подобного урока тем, что решения, предложенные детьми, спрогнозировать практически невозможно. Постановка проблемы не может происходить на пустом месте, для дискуссии необходима некая ситуация, которая предлагается детям на рассмотрение. Такую ситуацию можно привести из прочитанного рассказа, например, при чтении детям рассказа из собраний прот. В. Кречетова «О вере маленького мальчика». Учитель в определенных местах делает остановки, предлагая детям продолжить рассказ и решить ту проблему, которая встала перед главным героем, тем самым стимулируя каждого ребенка к решению сложных жизненных задач и ситуаций. Данный урок может быть подготовительным к теме « Во что верует душа» (3 класс).

Также педагог может сделать с детьми проект «Как взрастить в себе терпение?» (Рис. 2). Ниже предлагается фрагмент  этого урока.

 

Закрепление пройденного материала.

 

 

Ребята, как вы уже поняли, каждое качество человека необходимо воспитывать, или по-другому – взращивать, растить в нашей душе.

Подобно цветку, который сначала был маленьким семечком, доброе качество в человеке зарождается, а потом растет, становясь все прекраснее.

А что нужно, чтобы вырастить цветок?

Правильно! Так вот чтобы взрастить в себе доброе чувство, в нашем случае «терпение», надо тоже это чувство укреплять. Сейчас я вам раздам «капельки», на каждой «капельке» вы напишите, что нужно делать, чтобы укреплять терпение. Вспомните те примеры, которые были у вас в рабочих тетрадях, или придумайте свои варианты.

Теперь давайте польем этими «капельками» наш цветочек-«терпение».

Для того чтобы взрастить «терпение», его следует укреплять:

— деланием уроков;

— помощью родителям по дому

(учитель читает то, что написали дети  и прикрепляет капельки к доске).

Мы полили наше семечко, и вырос у нас чудесный цветок. Цветок «терпения» в нашей душе.

А кто прилетает обычно к распустившемуся цветку?

Правильно. Возле распустившегося цветка всегда порхают бабочки. А возле нового окрепшего доброго качества человека всегда появляются новые добродетели.

Сейчас я вам раздам бабочек, на каждой бабочке написаны добродетели (это слово вам должно быть знакомо, добродетели -добрые дела) вы должны разукрасить бабочек и объяснить, почему добродетель, написанная на вашей бабочке, появляется у человека, когда он имеет в себе терпение.

А теперь каждый из вас будет подходить к доске, прикреплять свою бабочку и объяснять, почему добродетель, написанная на вашей бабочке, появляется у человека, когда он имеет в себе терпение.

Молодцы! Посмотрите, какая красота у нас получилась. Теперь мы с вами знаем для чего нужно терпение, как его взращивать, и какие прекрасные качества появятся у нас, когда  мы научимся терпению.

За ним надо ухаживать. Его надо поливать.

Дети выполняют задание.

Бабочки!

Дети разукрашивают бабочек.

Дети выполняют задание.

Учитель вывешивает изображение цветочного горшка на доску.

Учитель раздает «капельки».

Детям раздаются бабочки, на них написано:

«Умение»

«Смирение»

«Послушание»

«Любовь»

и т.д.

 

Рисунок 2

На доске получается вот такая проектная работа:

 урок конструирования понятий, правил;

Проведение данных уроков должно стать неотъемлемой частью курса преподавания православной культуры, так как на этих уроках учащиеся, основываясь на жизненном опыте, мудрости поколений, передаваемых устным народным творчеством, конструируют и объясняют значение таких понятий, как дружба, верность, вера, любовь, и др. Важным фактором становится то, что сконструированные понятия переосмысливаются, и главное, становятся понятнее детям. На этом уроке детям можно предложить следующие задание: в каждом домике необходимо поселить добродетель человека, например, «честность», или «правду» совместно с другим хорошим качеством. Домики украсить, и подписать с каким качеством человека сочетается «правда» и «честность» (Рис.3). Затем детям необходимо ответить на такие вопросы, как: «Почему в доме, где живет правда и честность, поселяется мудрость?» и т.д.

Рисунок 3

 урок работы с первоисточником;

Урок работы с первоисточником рекомендуется нами проводить на этапе закрепления изученного материала. После изучения темы «Рождество Христово» на следующем уроке детям предлагается ответить на ряд вопросов, написанных учителем на доске. Детям предлагается Евангелие от Матфея и от Луки, прочитав первые главы которых, дети смогут ответить на поставленные вопросы. Безусловно, предварительно следует провести работу по ознакомлению детей с первоисточником, в котором изложены события Рождества. Если учащимся будет незнаком первоисточник, то работа не будет продуктивной и может вызвать затруднения и вопросы.

• уроки креативного типа;

 урок составления и решения определенных задач;

Этот урок практически ничем не отличается от уже озвученного ранее урока постановки и решения проблем. Единственным, пожалуй, отличием может служить то, что ранее детям предлагались вымышленные проблемы героя того или иного рассказа. На данном уроке с детьми можно обсудить реальные жизненные ситуации нравственного выбора.

• урок-диалог;

В курсе преподавания православной культуры просто необходимы уроки, на которых происходит диалог между учителем и учащимися, так как содержательное наполнение курса может вызывать у детей вопросы разного характера: начиная от неизвестного смысла сложных понятий, заканчивая незнанием как поступить в той или иной ситуации. Урок-диалог проводится в качестве закрепления полученных знаний с целью выявления пробелов в образовании в конкретной области, касающихся православной культуры.

 урок-сочинение;

Урок-сочинение просто необходим для развития творческого потенциала, так как позволяет детям максимально раскрыть свои способности владения словом. Данный урок может быть организован как написание самостоятельных сочинений на заданную тему (Рис. 4, Рис. 5) или как написание коллективного сочинения, что по-другому называется «словесным рисованием». Организация урока словесного рисования позволяет детям развить воображение, пополнить и расширить словарный запас, провести лингвистическую работу, развить умение коллективного сотворчества, а также умение слушать друг друга. Данный тип урока проводится при закреплении темы «Родное Отечество».

Рисунок 4

                              

Рисунок 5

 урок-путешествие;

Уроки данного типа требуют серьезной подготовки учителя, так как должны быть увлекательными и познавательными одновременно. Путешествие совершается детьми при помощи их воображения, что является неотъемлемым условием для проведения подобных уроков. Уроки можно проводить как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного в таких темах, как «Крестьяне, ремесленники и купцы — труженики России», «Софийские соборы в культуре России», «Обычаи общего дела — дружина, братия». При закреплении первой темы дети могут совершить путешествие в старую Москву, посмотреть на труд купцов, их хоромы, посетить ремесленные мастерские, а затем отправиться в село или деревню, где трудятся крестьяне. Можно разделить класс на три группы, чтобы каждая группа рассказала о трудностях и преимуществах своего дела. Важно то, что воображение детей, создавая игровое пространство, развивается, а следовательно, и повышается творческий потенциал учащихся.

 урок наоборот;

Урок наоборот нацелен на стимулирование познавательной деятельности учащихся, а также развитие творчества и воображения. Ребенок на этом уроке выступает в роли учителя, предварительно подготовив определенную тему. Остальным ученикам необходимо также подготовиться для того, чтобы задавать своему «учителю» вопросы по пройденной теме. Следует заметить, что уроки данного типа следует проводить при изучении нового материала, доступного пониманию и усвоению детей, когда урок не перегружен новыми понятиями и не содержит большого объема информации. За один урок в роли учителя могу побывать несколько учеников. Итогом такого занятия может быть анализ преподавательской деятельности учащихся непосредственно их учителем.

 урок защиты творческих работ;

Урок защиты творческих работ представляет собой представление подготовленных заранее (или дома, или на предыдущем уроке) творческих работ учащихся. Например, при изучении темы «Родина» на домашнее задание детям предлагается выполнить иллюстрацию к стихотворению одного из русских поэтов (стихотворения могут предлагаться детям учителем, либо выбираются самими учащимися), с тем, чтобы на следующем уроке представить данную иллюстрацию и выступить перед классом, рассказывая, какая идея лежит в ее основе (Рис. 6). Так учащиеся выполняют не только творческое задание, но и учатся сознательно отстаивать своё творческое видение.

Рисунок 6

Рисунок 7

Ученица 4 класса, иллюстрируя стихотворение Константина Бальмонта (Рис. 7), изобразила святого человека с нимбом над головой, стоящего на узкой тропинке света. Символичными на рисунке являются и деревья: дуб и береза (олицетворяющие собою мощь, силу, тонкость и чистоту), между которыми стоит священнослужитель. Именно священнослужитель (на это указывает одеяние и крест на груди человека). Образ русского человека, по представлениям ребенка, являет собой служитель Церкви, святой и праведный человек, стоящей на узкой тропинке света. Задания подобного творческого характера заставляют детей смотреть глубже, постигать смысл вещей и явлений, мыслить образно, а значит — воспринимать преподаваемый материал либо как информацию, либо как мировоззренческую основу. В последнем рассмотренном нами случае хорошо видно, что ребенок воспринял образ русского человека, обозначил его в своем воображении и реализовал в своем художественном творчестве.

 урок рецензирования.

Этот урок может быть включен как этап в урок предыдущего типа, но может проводиться и самостоятельно. В ходе данного урока дети учатся давать оценку не только своим работам, но и работам своих друзей. Необходимо сориентировать учащихся на положительные моменты любого выполнения творческого задания, показать, что в любом рисунке или сочинении есть творческое начало, которое заслуживает уважения и внимания со стороны других.

Уроки оргдеятельностного типа:

 урок-выставка;

Урок-выставка может быть организован несколькими способами: во-первых этот урок может проходить как выставка творческих работ учащихся класса, и включать в себя «урок-защиту творческих работ» и «урок-рецензирование», во-вторых, на данном уроке детям могут быть представлены незнакомые им художественные работы определенной тематики. Основной целью последнего станет ознакомление учащихся с предложенными произведениями искусства и иконописи. Так, например, при изучении тем «Образ Пресвятой Богородицы» и «Образ Спасителя» детям могут быть предложены иконы Богоматери и Иисуса Христа, а также представлены картины с библейскими сюжетами, на которых присутствуют Богородица и Спаситель.

 урок-конференция;

Урок данного типа может проводиться как обобщающий или закрепляющий. Учащимися подготавливаются небольшие сообщения на заданную учителем тему. Например, при проведении обобщающего урока «Умелые дела» детям могут быть предложены следующие темы для сообщений:

«Опыт и трудолюбие в жизни каждого человека»;

«Праведный труд»;

«Виды служения человека на земле»;

«Как раньше люди работали» и др.

Основной целью проведения урока-конференции является повторение, закрепление и систематизация полученных знаний. Учащийся, готовясь к своему выступлению, прорабатывает материал по всему разделу курса, что значительно повышает уровень его образования. Подобная работа учит детей из всего многообразия предложенного материала выбирать нужный. Также можно предложить детям самостоятельно выбрать интересующую их тему и подготовить не только сообщение, но и иллюстративный материал, выполненный самими учащимися. Кроме того, можно предоставлять учащимся свободу выбора формы сообщения (доклада): это может быть разыгранная сценка, показывающая особенности труда ремесленника или купца, прочитанный доклад или небольшое сочинение, выполненное в художественном стиле. Самое главное, чтобы каждый ребенок максимально раскрыл свои способности при подготовке к данному уроку.

 урок-проект;

Урок-проект целесообразнее всего проводить в самом начале того или иного раздела изучаемого курса по православной культуре. На данном уроке детьми могу составляться следующие проекты:

— проект совместной творческой деятельности (подготовка одной общей открытки к церковному празднику);

— проект «Мир, в котором мы хотим жить» (моделирование идеального мира: какие люди должны жить в мире, какие качества должны быть у людей и т.д.) (Рис. 10);

— проект «Моя идеальная семья» (создание модели идеальной семьи) (Рис. 8 и Рис. 9);

Выполнение задания учащимися может быть как коллективное, так и индивидуальное. Разработанные проекты защищаются перед присутствующей аудиторией, дети рассказывают, почему выполнили данное задание именно так.

Проект «Моя идеальная семья»

В каждом прямоугольнике, находящемся в центре рисунка, детям предлагалось изобразить 1 члена семьи (маму, папу, дедушку, сестру, брата, бабушку, себя и т.д.), затем, в верхних многоугольниках детям предлагалось написать качества, характеризующие каждого члена идеальной семьи. Сразу следует заметить, что многие дети не владеют словарным запасом тех добродетелей, которыми может обладать человек. Таким образом, нами были подобраны наиболее положительные качества человека, которые могут быть присущи членам семьи и предложены детям (заботливый/заботливая, послушный/послушная, смелый/смелая, трудолюбивый/трудолюбивая и т.д.).

В нижнем сердечке учащимся было необходимо написать: что или кого любит тот или иной член семьи. Перед выполнением задания детям был проведен четкий инструктаж, что они, включая свое воображение, создают модель идеальной семьи, такой семьи, какая должна быть в идеале у каждого человека.

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

После выполнения задания учащиеся защищали свой проект возле доски с рассказом о своей идеальной семье.

 урок взаимоконтроля;

Данный урок представляет собой индивидуальное выполнение предложенных учителем заданий, после которого идет проверка сделанного самими учащимися. Дети работают в парах, проверяя правильность выполнения каждого задания, затем простым карандашом выставляют друг другу оценки, подписывая свою фамилию проверяющего. Подобный урок взаимоконтроля лучше всего проводить в конце учебного года, когда учащимися наиболее четко усвоен учебный материал.

 урок-консультация;

Урок-консультация является важным уроком в курсе преподавания, так как именно он позволяет углубить знания изучаемого материала. К примеру, при изучении темы «Образ Богоматери» консультация позволит детям получить ответы на интересующие их вопросы, подготовленные по данной теме заранее. Здесь следует заметить, что очень важно придерживаться заданной тематики, в противном случае полученные знания будут разрозненны и обрывочны. Важным является также подготовка к консультации самих учащихся. Большинство детей в младшем школьном возрасте не умеют четко, грамотно и лаконично задавать вопросы, поэтому перед уроком данного типа следует объяснить детям правила постановки вопросов.

 урок-рефлексия.

Безусловно, рефлексия сама по себе должна присутствовать на каждом уроке, будь то «урок-конференция» или любой другой. Но в учебном плане должен присутствовать хотя бы один урок, посвященный рефлексии всего изученного и пройденного. Такой урок должен быть четко продуман: изученный материал при возможности должен быть сведен в таблицу, составленную учащимися совместно с учителем.

Подводя итоги, можно сказать, что посредством разработанного методического обеспечения, а именно разработанных форм преподавания и заданий, используемых на уроках православной культуры, повышается качество усвоения преподаваемого материала, активизируется познавательная деятельность учащихся, эффективнее проходит процесс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.

Список литературы:

1. Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика. Иркутск, 2007.
2. Истоковедение: базисная программа / под ред. И.А.Кузьмина. Т. 1. М., 2001.
3. Истоковедение: базисная программа / под ред. И.А.Кузьмина. Т. 2. М., 2003.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.