Рубрики
Химия

Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского РАН как образовательная площадка в области школьного химического образования

До сих пор в преподавании актуальна идея учения Ломоносова: «Учить надо не только по книгам, но и по натурным предметам». При изучении предмета «Химия» на ступени основного общего образования, представленные в залах Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, минералы и горные породы позволяют наглядно показать обучающимся, как выглядят важные для человека минералы, которые используются в промышленности, сельском хозяйстве и медицине.

0
 Усиченко Марина Алексеевна,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
usichenkoma@mosmetod.ru
Серегина Элла Борисовна,
учитель химии
ГБОУ СОШ № 825 г. Москвы,

До сих пор в преподавании актуальна идея учения Ломоносова: «Учить надо не только по книгам, но и по натурным предметам». При изучении предмета «Химия» на ступени основного общего образования, представленные в залах Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, минералы и горные породы позволяют наглядно показать обучающимся, как выглядят важные для человека минералы, которые используются в промышленности, сельском хозяйстве и медицине. Помимо непосредственного знакомства с природными экспонатами, изучение и систематическое исследование коллекций музея может познакомить учащихся со строением кристаллов, законами симметрии и основами увлекательной науки – кристаллохимии. Рассмотрим образовательные возможности музея на примере зала «Геологическая кунсткамера».

В зале «Геологическая кунсткамера» представлены красивые минералы и их сочетания, редкие и необычные геологические экспонаты. Они призваны вызывать чувство удивления перед чудесами природы, восхищения единством, красотой и гармонией природных форм и побуждать к познанию природных закономерностей. Лейтмотивом экспозиции является единство явлений живой и неживой природы, подчинение и тех и других единым природным законам. Экспозиция зала наталкивает на такой вопрос: «Почему многие растения, животные, камни и минералы имеют сходную форму?».

Все на нашей планете состоит из атомов, объединенных в молекулы и надмолекулярные структуры. Все, что мы видим, является комбинацией одних и тех же химических элементов. Предметы экспозиции зала наглядно доказывают сходство элементарного химического состава клеток разных организмов и структур минералов, подтверждая единство живой и неживой природы. Таким образом, мы понимаем, почему все имеет схожий состав.

Почему же формы часто бывают похожими? Ответом на этот вопрос может стать сила тяготения, действующая как на Земле, так и во всей Вселенной. Также всемирными являются законы симметрии, характеризующие гармоничность, пропорциональность и стройность природных тел. Симметрией объясняется состояние равновесия, к которому стремится природа. Асимметрия  результат изменений, нарушения симметрии. Динамическое единство симметрии и асимметрии, а также влияние основных физических законов можно почувствовать при знакомстве с экспонатами зала кунсткамеры.

Очевидно, что углубленное изучение минералов, процессов их создания в природе, химических и физических свойств позволит ответить на многие вопросы, встающие перед исследователем. Но даже поверхностное знакомство с миром минералов дает возможность учащимся освоить информацию об основных классах неорганических соединений на натуральных, запоминающихся примерах. Не это ли завещал нам Ломоносов в своей идее?

Приведу примеры некоторых заданий по химии для учащихся 8 классов.

Задание 1. Прочитайте и ответьте на вопрос, поставленный в стихотворении.

Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,

Куда не погляжу – прекраснейшие виды:

Песочек – пляж, вода морская,

А с моря бриз. Волна крутая.

И воздух… дышится легко,

Вода – парное молоко.

Забудешь беды и обиды…

А все же… где же здесь оксиды?!

Хотя бы три мне назовите

И дальше отдыхать идите!

Ответ: ______________________

Это задание дает возможность показать обучающимся, что мир минералов интересен не только промышленникам, но и поэтам. Знакомясь с текстом стихотворения, обучающиеся должны определить, о каких оксидах говорит поэт.

Задание 2. Соедини прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали (как в игре «крестики-нолики») три клетки, которые содержат формулы карбонатов. Ответ можно найти в витринах №№ 6 и 7.

Халит

Лимонит

Азурит

Халцедон

Арагонит

Пироморфит

Кальцит

Кианит

Уваровит

 

Задание составлено в виде детской игры «крестики и нолики», направлено на изучение большого класса неорганических соединений «соли»: в частности, солей угольной кислоты с использованием экспонатов зала витрин №№6 и 7.

Задание 3. Установите соответствие между химической формулой вещества и его названием. Ответ найдете в витрине № 9.

Глендонит

SiO2

Марказит

KCl

Сильвин

CaCO3

Агат

FeS2

 

Задание 4. Запишите в схему химические формулы предложенных минералов исходя из их названия. На основании полученных результатов составьте классификацию неорганических веществ, заполнив схему. При выполнении задания используйте витрины №№ 7-11.

 

Задание основано на принципе систематизации и классификации химических соединений. Структура задания дает возможность составить обучающимся классификацию неорганических веществ по принципу от частного к общему на основании исследования предметов экспозиции зала «Геологическая кунсткамера».

Разумеется, образовательные возможности Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН  не ограничиваются только предметной областью химии. Потенциал музея огромен и позволяет использовать его во многих предметных областях – как гуманитарных, так и естественнонаучных. Примеры использования возможностей музейной экспозиции в различных предметных областях можно посмотреть в методической разработке юбилейного урока «225 лет Государственному Геологическому музею им. В.И. Вернадского РАН», размещенной в открытом доступе на сайте сетевого издания «Слово учителю».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0