Рубрики
Воспитательная работа

Гражданско-патриотическое воспитание средствами искусства

Мы живем в динамичном, бурно меняющемся мире, в котором одна из главных воспитательных проблем может быть сформулирована так: «Разрушение духовных ценностей, интеллектуальный и нравственный упадок в воспитании и развитии подрастающего поколения».

0
Чураев Владимир Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
churaevvi@mosmetod.ru

Мы живем в динамичном, бурно меняющемся мире, в котором одна из главных воспитательных проблем может быть сформулирована так: «Разрушение духовных ценностей, интеллектуальный и нравственный упадок в воспитании и развитии подрастающего поколения».

Любая нестабильность тяжела сама по себе для любого человека, но она особенно осложняет задачу вступающему в жизнь подростку, которому только предстоит найти свое место в жизни.

Современная деятельность формирует заказ на компетентных, самостоятельно и прогрессивно мыслящих профессионалов. Радикальные перемены в социально-экономической жизни, смена ценностных ориентиров в обществе наложили отпечаток на процессы социализации детей и подростков, обострении проблемы гражданско-патриотического воспитания.

За последние 15 лет наша страна перенесла тяжелое время потрясений. Старые институты воспитания разрушены, новые еще только-только формируются, хотя воспитание гражданственности является основополагающим принципом государственной политики в области образования и закреплены в Законе РФ «Об образовании».

Свято место, как известно, пусто не бывает, а в вопросах воспитания оно заполняется «чернухой», «попсой», рекламой пива и т. д. Материальное благополучие, богатство, внешний успех быстро и успешно угнездились в молодых сердцах и юных душах, став основополагающими в их восприятии жизни. Нравственная дезориентация, порождает инфантилизм, иждивенчество, потребительское отношение к жизни, криминализацию сознания. Криминализацию общества заметили даже представители власти, которые признали, что воспитание молодежи «запущено» и положение необходимо исправлять. Исправлять, обратившись к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей человеческой истории.

Помня о том, что воспитание является последовательным воздействием на сознание индивида с целью формирования необходимой мотивации, а основа воспитанности человека – это система жизненных ценностей: адекватно-позитивное восприятие наследия и современных достижений мировой культуры; правильная оценка общественно-политических событий через ощущение своей принадлежности к мировой культуре; осознание сопричастности к истории Государства Российского, судьбе русского и других народов; общекультурный кругозор;  социально полезная, творческая деятельность; толерантное отношение к другим народам и понимание культур народов мира как общечеловеческих ценностей. Все очевидней становится то, что школа несет не только обучающие, но и воспитательные функции. Как институт воспитания, школа может сформулировать те ценности, идеалы и критерии, на базе которых следует строить воспитательную работу с детьми, тем более, что современная школа провозгласила курс на гуманизацию образовательного процесса. А так как сфера воспитания не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию, решение задач обучения и образования не дадут должного эффекта без выхода педагогов в сферу воспитания, без введения новых технологий в воспитательный процесс и расширения взаимодействия со средой.

Таким образом, проблема воспитания подрастающего поколения в российском обществе выходит на первый план. Это осознают все политические деятели, руководители регионов, деятели науки и искусства, педагоги и предприниматели. Возникла необходимость в объединении общих усилий и выстраивании стройной системы воспитания. Иными словами, возник социальный заказ на разработку и введение системы воспитания, в основе которой должно быть гражданско-патриотическое воспитание. В ответ на этот социальный заказ внимание Департамента образования города Москвы обращено, прежде всего, на педагогические проектирования в воспитательном процессе.

Многие образовательные учреждения г. Москвы вступили в эксперимент по организации единого воспитательного пространства инфраструктуры – детство. Эффективность действий по созданию воспитательного пространства зависит от уровня взаимодействия субъектов, реализующих воспитательные функции в соответствии с детальной проработкой и просчитанной в дальнейшем моделью.

Приступая к формированию программы развития системы воспитания, необходимо сформировать идеал личности, к которому нужно стремиться.

Представление об идеале имеет конкретно-исторический характер. Воспитание идеала – задача всего процесса воспитания и в частности – гражданско-патриотического. Гражданственность есть фундаментальное качество личности, заключающиеся в осознании долга перед обществом и его деятельном претворении в жизнь.

Этот процесс начинается с передачи жизненного опыта и идейных ценностей старших поколений младшим, в ходе которого происходит формирование их готовности к труду, жизни, выполнение функций гражданина, труженика, семьянина, защитника Родины. Начиная с постановки вопроса «С чего начинается Родина?», формируется любовь к родному очагу, гордость за предков, чувство сопричастности к судьбам отечества.

Молодежь привлекает характер сильный, твердый, мужественный и волевой. Иногда следование такому идеалу идет в ущерб развитию других нравственных качеств личности: доброты, нежности, чуткости, мягкости. Необходимость сочетания тех и других черт характера подчеркивали в свое время А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Очень хорошо нарисовал идеальный характер, нужный нашему обществу, писатель Ю. Нагибин: «…наше общество, как ни одно другое, требует воспитания личности многогранной, гармонически развитой, с душой сильной, тонкой и упругой одновременно».

Образы славных соотечественников, истинных сынов Родины, эпизоды их подвижнической жизни являются самым ценным «строительным материалом» для патриотического воспитания и постоянно присутствуют во всех формах воспитательной и образовательной деятельности. А если при этом опираться на коллективную творческую деятельность, отражающую культурно-патриотические традиции страны, календарь государственных праздников, знаменательных и памятных дат ВОВ, воспитательный процесс обязательно даст положительные результаты.

У России в вопросе патриотического воспитания есть преимущества, которые отражены в многовековом историческом опыте. Примером такого массового героизма является страницы ВОВ. Тема солдата – защитника и созидателя – проходит через всю историю становления и развития искусства. На отношении к своим героям проверяется нравственность любого поколения. Произведения искусства, показывающие жизнь своего народа, вынужденного браться за оружие, чтобы защитить свою Родину, свободу и независимость, красной нитью проходят через всю воспитательную деятельность в различных ее формах.

Закрепление этих аспектов в качестве традиций в системе гражданско-патриотического воспитания является наиболее верным путем. Они материализуются в различных формах воспитания: в творческих выставках, посещениях музейных экспозиций, концертах, театральных постановках, участия в конкурсах и т. д.

В настоящее время стал необходим и такой подход к содержанию воспитания, который бы обеспечил возможность и самоидентификации каждой личности, т. е. усвоение истоков общечеловеческой культуры, выявление базовых понятий в культуре, определение смысла архетипичных образов, логический анализ динамики изменения архетипов и функционирования их в этнокультуре. Этнофункциональный подход к содержанию образования, как нельзя лучше: он обеспечивает процесс гражданско-патриотического воспитания, так как в этнокультурах выделяются следующие его функции:

– адаптационная: позволяющая каждому включающемуся в процесс ее функционирования и развития индивиду приспособиться к имеющимся в обществе оценкам и нормам поведения, а также с учетом значимости этих норм вести себя по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе;

– познавательная: суть, которой состоит в вооружении человека знаниями, необходимыми для творческого роста, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения в соответствии с этим своего ценностного отношения к миру, своей линии поведения, гражданской позиции;

– информационная: позволяющая давать человеку и обществу достоверную, объективно верную информацию, без которой невозможна сама организация общественной жизни людей, их ориентация на те или иные виды и способы деятельности и отношений;

– коммуникативная: позволяет передавать культурные ценности, их освоение и обогащение;

– нормативная: общество вырабатывает, распространяет и предписывает человеку определенные нормы его поведения, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, способы поведения;

– социально-организующая или социорегулятивная: осуществление целенаправленного воздействия на людей и их включения в определенным образом направленную ценностно-ориентированную деятельность, отвечающую критериям человечности, гуманности;

– регулятивная: оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь социотипическое поведение личности (А. Г. Асмолов), которое, выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной сущности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений. Так как социотипическое поведение пригнано к определенному образу жизни, оно дает сбой тогда, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией, напрмер, попадает в другую культуру»;

–- человекотворческая: выступает интегративной на пересечении вышеназванных функций, благодаря этой функции происходит культивирование высших человеческих достоинств.

Фольклорная культура полна системообразующего смысла. На основе освоения фольклорной культуры возможен подход к изучению Мира как системы и Человека как части этой системы, возможно преодоление трудностей в формировании мировоззренческих основ личности.

Святейший Патриарх отметил: «Вы хорошо знаете, сколь велика сила искусства, какое благотворное воздействие оно может оказывать на умы, души и сердца, способствуя просвещению и воспитанию подрастающего поколения».

Мы приходим к выводу, что универсальным средством развития творческих способностей и гармонизации личности, развития воображения и образного мышления детей, обогащения их эмоционально-ценностного мира, обращению к традициям человеколюбия и сострадания, духовному наследию отечественной и мировой культуры является искусство.

Поэтому в годы стремительного и беспощадного разрушения духовных ценностей необходимо обратиться к ценностям русской культуры, творчеству древнерусских мастеров, живописцев и зодчих, произведениям живописцев, мастеров культуры и искусства братских народов России, исканиям тех отечественных педагогов, которые разрабатывали основы педагогики, воспитывающей на принципах веры, добра и красоты, любви к Отечеству, неразрывности обучения, развития и воспитания.

Искусство – одно из средств, позволяющих пропускать через себя окружающий мир, являясь одновременно активнодействующей и нравственно оценочной силой. В художественном творчестве заложен огромный педагогический потенциал, реализующийся через систему художественных образов. Прогрессивные мыслители всех веков рассматривали изобразительное искусство непосредственно как отраженный в художественных образах мир, в создании которых с наибольшей полнотой выражались творческие силы народа, его устремленность к добру, красоте и человечности.

В любую эпоху искусство завоевывало свое место в общественной жизни в качестве средства передачи положительного опыта человека, сепарации хорошего от дурного, доброго от злого, красивого от некрасивого, полезного от вредного, «зерен от плевел». Конечным результатом искусства является создание прекрасного, а «Прекрасное побуждает доброе», – как сказал Д. Б. Кабалевский.

Уже первобытные наскальные рисунки выполняли существенную социальную функцию, они показывали, как человек мог передавать от поколения к поколению накопленный им чувственно-эмоциональный опыт познания и освоения действительности. Не следует забывать, что и древнейшие системы письменности и наш современный алфавит имеет своим началом пиктограмму.

Именно  искусство, связанное с отражением позитивных общечеловеческих идеалов, оказалось максимально жизнестойким и востребованным. Педагогическая задача состоит в том, чтобы выделенные компоненты нравственного идеала посредством искусства были усвоены школьниками, стали личными целями, перспективами их нравственного совершенствования, устойчивыми внутренними детерминантами поведения через личный опыт.

Для выстраивания системы воспитания все сферы образования – урочная, внеурочная, досуговая – должны быть подчинены решению задач гражданственно-патриотического воспитания средствами искусства.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в школе должно включать в себя следующие этапы:

– воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее героическому прошлому;

– формирование у воспитанников представление о Родине как о многонациональном обществе;

– воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества;

– адаптация всех образовательных программ к решению воспитательных задач по гражданско-патриотическому воспитанию, где изучение мирового искусства станет главным помощником.

Одной из главных составляющих педагогическо-воспитательного процесса должна стать педагогика сотворчества в таких сферах образования, как урочная, внеурочная, досуговая. Формы воспитания могут быть следующими: урок, беседа, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, театрализованные праздники. Методы воспитания – это, прежде всего, личный пример, взаимодействие, совместное творчество. И, наконец, средства воспитания: вербальные, визуальные, технические.

Воспитание патриотов, как самой высшей задачи любой системы воспитания, особенно актуально в период испытаний, выпавших на долю нашего народа. Чтобы выстоять, надо быть вооруженными не только материально, но и духовно. Однако убеждения не приобретаются книжным путем, т.е. путем усвоения готовых выводов. Они должны быть выстраданы, пережиты. У подрастающего поколения эти убеждения могут выработаться путем активных усилий самой личности: сопоставлением знаний с коллективным и индивидуальным опытом, использования их в качестве критериев оценки поведения людей и самооценки, критической переработки, применения и проверке их на практике – все это возможно получить при грамотно организованном учебном процессе.

И, прогнозируя результат новой выстроенной воспитательной системы, не стоит забывать, что глубина убеждений проявляется в постоянной готовности личности к действиям.

«Основным процессом в жизни человека надо признать не физическую и не психическую сторону в нем, а духовную, которая глубже разделения физического и психического мира и которая носит залог целостности» – из книги Протоиерея В. В. Зеньковского «Педагогика».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0