Рубрики
Физическая культура

Алгоритм обучения игровым командным и тактическим взаимодействиям школьников на примере баскетбола

Благодаря своим содержательно-структурным особенностям баскетбол является универсальным средством физического воспитания на всех уровнях образования. По баскетболу проводится много соревнований среди школьников, и перед учителем физической культуры ставится задача подготовить в короткие сроки хорошо сыгранную команду.

0
 Колотильщикова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук,
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
kolotilshikovasv@mosmetod.ru

Благодаря своим содержательно-структурным особенностям баскетбол является универсальным средством физического воспитания на всех уровнях образования. По баскетболу проводится много соревнований среди школьников, и перед учителем физической культуры ставится задача подготовить в короткие сроки хорошо сыгранную команду.

Суть обучения тактическим взаимодействиям сводится к моделированию условий игры, в которых обучающиеся должны правильно и быстро принимать решение о выполнении дальнейших действий. Поскольку в тактике нападения используется многоходовые комбинации, то их разучивание предполагает использование алгоритмов обучения. Алгоритм – это математический термин. Общепринято, что алгоритмом называется точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в определенной последовательности операций для решения любой задачи, принадлежащей некоторому классу. В спорте разработкой алгоритмов обучения занимались многие авторы [2; 4; 7]. По мнению С.В. Малиновского и В.А. Ускова, содержание алгоритма обучения должно включать в себя шаги разучивания, задачи для обучающихся в каждом шаге, направленность упражнений, уровень трудности решения игровых тактических задач с постепенно усложняющимися временными, пространственными и пространственно-временными условиями выполнения тактических взаимодействий. т.е. моделируя условия игровой деятельности, постепенно приближать их к соревновательным условиям. Пошаговая подача учебного материала позволяет быстро и правильно формировать необходимый навык, быстро выявлять и устранять ошибки. Поэтому использование алгоритма обучения тактическим взаимодействиям в баскетболе и других игровых видах спорта становится необходимым условием обучения игровым, командным и тактическим взаимодействиям.

Рассмотрим таблицу №1 в которой представлен пример алгоритма обучения игровым, командным и тактическим взаимодействиям в баскетболе. Мы выделили пять шагов обучения и обозначили уровень трудности решения игровых тактических задач с пошаговым усложнением пространственных, временных и пространственно-временных условий в процессе обучения, прописали задачи обучающихся в каждом шаге (что должен освоить обучающийся), на что направлено разучивание [2; 7; 6].

Таблица 1. Алгоритм обучения игровым командным тактическим взаимодействиям школьников баскетболу.

Шаги обучения 
Задачи игроков в каждом шаге
Направленность упражнений 
Уровни трудности решения игровых тактических задач    
Шаг первый. Ознакомление с одноходовыми тактическими взаимодействия 2-х, 3-х игроков.Ознакомление с простыми тактическими взаимодействиями в 1–2 хода.
Разучить элементы тактического взаимодействия и последовательность выполнения взаимодействия в 2-ках, 3-ках.
Упражнения направлены на формирование фрагмента игрового тактического взаимодействия.
I-й уровень трудности  без пространственно-временных ограничений, без защитников. Пространство для перемещений неограниченно линиями баскетбольной площадки.
Шаг второй. Ознакомление с элементами тактического взаимодействиям в 3–4 хода, основными элементами личной защиты.
Выполнять элементы, составляющее тактическое взаимодействие в заданном учителем порядке, ознакомиться с основами личной защиты (стойка, передвижения в стойке, противодействие нападающему в получении мяча).
Упражнения направлены на формирование навыка последовательного выполнения до 5-ти тактических ходов в нападении, освоение техники личной защиты.
II-й уровень трудности (игроки находятся в пределах штрафной площадки) с защитниками. Время выполнения взаимодействия неограниченно. При выявлении ошибок необходимо вернуться на первый уровень трудности.
Шаг третий. Разучивание в пятерках тактического взаимодействия в нападении 5-6 ходов.
Выполнять последовательно тактическое взаимодействие в 5–6 ходов 5-ти игроков. Разучивание элементов личной защиты.
Упражнения направлены на отработку 5–6-ти ходового тактического взаимодействия для пяти игроков в нападении, формирование навыков занимать положение в защитной стойке относительно своего нападающего и нападающего с мячом.
III-й уровень трудности (взаимодействия выполняются с пассивной защитой без перехватов, выбиваний, отбора мяча). На одном кольце в пределах штрафной площадки. Время выполнения взаимодействий до 24 секунд. При выявлении ошибок необходимо вернуться на предыдущие уровни трудности.
Шаг четвертый.
Совершенствовать тактических взаимодействий в двухсторонних учебно-тренировочных играх против личной формы защиты. Контролировать время выполнения взаимодействия в нападении. Решать тактические задачи по установке учителя.
Упражнения и игровые задания направлены на формирование навыка выполнять тактические взаимодействия в учебно-тренировочных играх, решать моделируемые игровые задачи для нападающих и защитников.
IV-й уровень трудности (взаимодействия выполняются в условиях двухсторонних учебно-тренировочных игр по правилам баскетбола).   Моделирование игровых ситуаций, связанных с ограничением времени владения мячом в нападении по правилам баскетбола. Для устранения ошибок упростить условия выполнения тактических взаимодействий.
Шаг пятый.
Совершенствовать командные тактические взаимодействия в условиях соревнований.
Выполнение игровых командных тактических действий и взаимодействий направлены на решение игровых тактических задач с максимальной результативностью.
V-й уровень трудности. Условия соревновательной деятельности.

Список литературы:

1. Мазниченко В.Д. Обучение движениям (двигательным действиям). // Теория и методика физ. воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. М., 1976. С. 141–168.
2. Малиновский С.В. Программированное обучение в спорте. М.: Просвещение, 1984.
3. Матвеев Л.П. Тактическая подготовка спортсмена // Основы спортивной тренировки. М., 1977. С. 279.
4. Пономарев А.Ю. Восприятие пространственно-временных характеристик тактических взаимодействий футболистов юношеских сборных команд. М., 2002.
5. Пономарев А.Ю., Чуприк Л.В. Спортивные игры в физическом воспитании и спорте. материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Смоленск, (24–26 дек. 2002 г.). / Смолен. гос. ин-т физ. культуры. Смоленск, 2002. С. 269–273.
6. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. / Н.Ф. Талызина. Вып. 1. М.: МГУ.
7. Усков В.А. Методика коррекции восприятия элементов содержания игровых задач как фактор обучения индивидуальной тактике выполнения игрового действия / В.А. Усков // Перспективы развития физической культуры в начале третьего тысячелетия: Тезисы всероссийской научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2001. С. 103108.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.