Рубрики
Дошкольное образование

Дидактическая игра как психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с учетом ФГОС

Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а также построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка служит успешным условием эффективного сопровождения современных воспитанников.

0
Корнеева Анастасия Григорьевна,
педагог-психолог
ДО-2580 ГБОУ ЦО № 1468 г. Москвы,
indignant@mail.ru 
Мартынова Алия Ирфановна,
cтарший воспитатель
ДО-2580 ГБОУ ЦО № 1468 г. Москвы,
mai70alia@mail.ru
Четвертаков Кирилл Викторович,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
profdetsad@yandex.ru

Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а также построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка служит успешным условием эффективного сопровождения современных воспитанников.

Одной из важнейших задач педагога-психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка.

В психологии «сопровождение» – это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности (Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.А. Менчинская, B.C. Мухина, Ю.В. Слюсарев, Л.М. Шипицина, И.С. Якиманская и др.).

Психологическое сопровождение – наблюдение за естественным развитием ребенка и своевременное оказание психологической помощи с целью предупреждения различных психологических трудностей. Систематические диагностические обследования детей проводятся психологом в каждой возрастной группе детского сада в начале и в конце учебного года. Это позволяет осуществлять контроль за развитием у детей психических процессов – памяти, речи, внимания, мышления, что имеет большое значение для решения такой немаловажной задачи как формирование у детей готовности к обучению в школе.

Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: воображение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. В нашем саду после диагностического обследования детей такими специалистами, как педагог-психолог, учитель-логопед, и воспитатели, мы выявили некоторое количество детей, познавательное психическое развитие которых находится на нижней границе возрастной нормы.

Рассмотрев данную проблему более подробно, мы задумались о том, что необходимо сделать для уменьшения числа детей с подобными затруднениями. И поскольку основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым, то мы решили остановиться на дидактической игре, которую и будет использовать педагог-психолог как сопровождение. Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) в саду должна носить развивающий, комплексный, игровой характер, чтобы дети могли чувствовать себя спокойно, свободно высказывать свои мысли, не бояться быть наказанными или получить плохую оценку взрослого.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Наши дидактические игры являются авторскими, и они призваны помочь развивать преимущественно память как один из важных процессов познавательного психического развития ребенка. Сейчас мы работаем со следующими игровыми комплексами: «Домики», «Окошечки» и «Веселые клоуны».

Каждая игра проходит в три этапа:

1. демонстрационный, где педагог-психолог показывает, как можно играть с предложенным материалом;

2. подготовительный, где ребенок изучает различные варианты и ходы выполнения заданий в игре;

3. самостоятельный, где ребенок может сам выбрать героев игры (животных, фигур клоунов) или предложить последовательность хода и т.д.

Также каждая игра имеет несколько усложненных вариантов и возможность использовать компьютер или планшет.

В своей образовательной деятельности Вы можете предложить педагогам, психологам, родителям использовать уже созданный и апробированный на протяжении нескольких лет рабочий материал.

Используя представленные ниже QR-коды, Вам сможете получить доступ:

1. к скачиванию готовых методических материалов (Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3):

                      

2. к просмотру обучающих видеопрограмм по работе с методическим материалом (Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6):

Игра на примере игрового комплекса «Домики», которая состоит из:

• фигуры животных;

• деревянные дощечки в форме домиков, на которых с одной стороны изображены животные;

• карточки-схемы с нарисованными домиками;

• «призовые» карточки: где 4 красных шарика – без ошибок, 2 зеленых – если ребенок допустил одну ошибку и более;

• маркер или фломастер, при выполнении некоторых упражнений, на карточках-схемах маркером или фломастером делаются записи, которые затем легко можно стереть салфеткой, так как поверхность заламинирована.

Даниил Борисович Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе, как следующей ступени в образовании ребенка. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Результаты сравнительного анализа детей средней, старшей и подготовительной групп ДОУ позволили нам определить необходимость работы именно с детьми старшего возраста, так как в этом возрасте происходит становление произвольной памяти как одного из важнейших новообразований (таблица 1). Что существенно помогает детям быстрее освоить правила игры, запомнить фигурки, сконцентрировать свое внимание во время игровой деятельности с правилами. Доступное освоение данных игровых комплексов, принятие правил, связано также с тем, что у детей старшего дошкольного возраста присутствуют действия самоконтроля, то есть дети могут самостоятельно исправить ошибки во время расстановки фигур, получить призовую карточку. Все это является основной базой для успешной преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Таблица 1. Усвоение игровых комплексов.

Возрастная группа детей Произвольное запоминание, припоминание, воспроизведение Действия самоконтроля, исправления неточностей (ошибок) во время игры
Дети 4-5 лет

(средняя группа)

Доступно для детей с высоким уровнем развития познавательных психических процессов. Доступно для детей с высоким уровнем развития познавательных психических процессов.
Дети 5-6 лет

(старшая группа)

Доступно для детей с высоким и средним уровнем развития познавательных психических процессов. Доступно для детей с высоким и средним уровнем развития познавательных психических процессов.
Дети 6-8 лет

(подготовительная группа)

Доступно для детей с высоким, средним, и низким уровнем развития познавательных психических процессов. Доступно для детей с высоким, средним, и низким уровнем развития познавательных психических процессов.

После проведения игровых комплексов мы отметили, что дети, которые первоначально по диагностическому обследованию познавательных психических процессов (авторы диагностики: Семаго М.М., Семаго Н.Я.) обнаружили средний и низкий уровень их развития, показали очень большую заинтересованность играми, а вследствие этого – увеличилась усидчивость детей и успешные результаты прохождения вариантов заданий. На этом основании мы сделали вывод, что данные игровые комплексы могут помочь в развитии познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, преимущественно память.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Полученные результаты работы с данными игровыми комплексами показывают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования и поступления в школу.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. М.,1985.
3. Венгер Л.А., О.М. Дъяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,1989.
4. СорокинаА.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М., 1962.
5. ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии, 1997. 416 с.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.