Рубрики
Управление

Создание проектно-исследовательской среды в образовательных организациях. Метод проектов

Программа модернизации образования выдвигает на первый план проблему обновления содержания образования, форм и методов реализации учебно-воспитательных задач в образовательных организациях, смену традиционной парадигмы образования на личностную и практико-ориентированную, направленную на демократические преобразования и теоретическое обоснование новых подходов, инновационных технологий в профессиональной деятельности педагогов, дает возможность самосовершенствования и самореализации всех участников учебного процесса.

0
 Чувашевская Людмила Евгеньевна,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
chuvashevskayale@mosmetod.ru

Программа модернизации образования выдвигает на первый план проблему обновления содержания образования, форм и методов реализации учебно-воспитательных задач в образовательных организациях, смену традиционной парадигмы образования на личностную и практико-ориентированную, направленную на демократические преобразования и теоретическое обоснование новых подходов, инновационных технологий в профессиональной деятельности педагогов, дает возможность самосовершенствования и самореализации всех участников учебного процесса.

В арсенале инновационных педагогических технологий особое место занимает метод проектов как один из основных видов учебной деятельности.

Метод проектов – это обучение в сотрудничестве.

В методологическом обосновании метода проектов рассматриваются следующие аспекты:

— современные подходы в проектной и научно-исследовательской работе;

— технология проектов и систематизация творческих методов проектирования;

— научный анализ практического опыта с точки зрения того, что удается и почему удается не всегда;

— методические рекомендации;

— варианты проектно-исследовательской деятельности;

— теоретическое обоснование и сценарии творческой защиты [2].

1. Теоретические основы проектного обучения.

1.1. Сущность метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его следует отнести к педагогическим технологиям XXI века, предусматривающим умение адаптироваться в стремительно изменившемся мире постиндустриального общества. «Брошенный вперёд» – таков точный перевод с латинского слова «проект».

Возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия, метод проектов вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии, науке и образовании.

Метод проектов – актуальная, важная и значимая педагогическая идея учебно-воспитательного процесса любой образовательной организации.

Главной задачей метода проектов является активное обучение целесообразной деятельности обучающихся и педагогов-координаторов.

Личный интерес обучающихся и наставников к данной деятельности является необходимым условием их успешной совместной работы.

В основе метода проектов лежит креативность мышления, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Деятельность обучающихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Проектная работа выполняется в течение определенного (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (разработанными на 12-х занятиях), среднесрочными (от недели до месяца) и долгосрочными (в течение четверти, учебного года).

Проблема исследовательской или творческой работы должна отвечать реалиям современной жизни и быть знакомой и значимой для обучающихся. Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести.

Педагог, руководящий проектной работой, консультирует, акцентирует и направляет исследовательский поиск обучающихся, подсказывает источники информации.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

1. Существование некой значимой проблемы, требующей обоснования и решения путем исследовательского (творческого) проекта, применения интегрированных знаний и умений.

2. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).

3. Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.

4. Структурирование этапов выполнения проекта.

5. Самостоятельная деятельность обучающихся в ситуации выбора [1].

1.2. Виды проектов.

Типология проектов по классификации Е.С. Полат может быть условно определена по признаку метода доминирующего в проектной деятельности:

1. Исследовательский проект имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Он предполагает аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования; обозначение методов исследования и проведения эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием вывода, обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

2. Творческий проект. Имеет не столь строгую проработанную структуру, однако строится по известной логике «дизайн-петли», предполагающей определение потребности исследования (дизайн-анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Такие проекты позволяют обучающимся предъявлять собственную точку зрения на проблему, высказывать личностно значимые идеи. Интересны и разнообразны формы презентации творческих проектов: детские праздники, защита авторских программ, театрализованное представление, выступление на конкурсах и экспериментальных площадках других образовательных организаций города.

3. Игровой проект предполагает, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т. п. В игровом проекте обязательно намечается проблема и цель.

Специфика данного проекта заключается в том, что результат проектной деятельности неизвестен заранее, он выявляется в процессе игры. Поэтому важно организовать рефлексивный этап игры после защиты проекта, чтобы соотнести его цель и результат.

4. Информационный проект  это тип проекта, призванный научить находить и анализировать информацию. Такой вид проекта может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Участники данного вида проектной деятельности изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, архивы, СМИ, разнообразные базы данных, в том числе и электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, стендовая наглядная информация, размещение в электронной сети и др.). Например, выполнение проекта о здоровьесберегающих технологиях в образовании требует изучения материала по многочисленным учебным пособиям, педагогическим и научно-популярным журналам, поиска данных в сети Интернет, систематизации полученных знаний и подготовки презентации проекта.

5. Практико-ориентированный проект – это проект предполагающий практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность, определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация внешней оценки проекта. Такие проекты позволяют решить конкретную проблему педагогической практики, имеют значимый результат, т. к. предполагают создание значимого продукта: дидактического пособия, комплекса средств занимательности, системы творческих заданий для обучающихся, предметы прикладного назначения и др. [2]

1.3. Методологический характер проектной деятельности.

Координация проектной деятельности может быть:

1. Непосредственной, т. е. открытой координацией. Педагог участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства. Работа над проектом должна вестись в полном содружестве с обучающимися при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

2. Со скрытой координацией. Такая координация возможна, главным образом, в телекоммуникационных проектах. Педагог-координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус педагога в период деятельности группы обучающихся–участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

В приложении представлен пресс-релиз исследовательского проекта «Правовая основа школьного самоуправления», выполненный ученицей 9 класса общеобразовательной организации.

Исследовательский проект «Правовая основа школьного самоуправления» опубликован в сборнике статей «Школьное самоуправление». М.: Новый учебник, 2003. Автор проекта удостоена Гранта префекта ЦАО г. Москвы и образовательной поездкой во Францию.

Список литературы:

1. Абраменкова В.В. Метод проектов. В статье: Тематика рефератов и творческих сочинений по дисциплине «Социальная психология детства» (проф. В.В. Абраменкова). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mgppu.net/tematika-referatov-i-tvorcheskix-sochinenij-po-discipline-socialnaya-psixologiya-detstva-prof-v-v-abramenkova/  (дата обращения: 24.03.2015).
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М., 2004.
3. Полат Е.С. Метод проектов. [Электронный ресурс] http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%82_%D0%95.%D0%A1._-_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2.pdf (дата обращения: 24.03.2015).
4. Школьное самоуправление. / Сб. статей. М.: Новый учебник, 2003. 224 с.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.