Рубрики
Управление

Информационные технологии в категориях аксиологической педагогики

Использованное в предыдущей статье [35] понятие информационно аксиологического подхода в профессиональном образовании, по-видимому, требует определенной терминологической расшифровки. Попробуем раскрыть это понятие с гносеологических позиций.

0
Волков Александр Анатольевич,
к.х.н., с.н.с., доцент
НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана,
bmstufn5@mail.ru

Использованное в предыдущей статье [35] понятие информационно аксиологического подхода в профессиональном образовании, по-видимому, требует определенной терминологической расшифровки. Попробуем раскрыть это понятие с гносеологических позиций.

Изложенная нами обобщенная экспертная оценка тенденций по использованию IT-технологий в образовании позволила определить дидактическую задачу обучения химии с использованием инновационных педагогических технологий [1]. Ранее нами был проведен анализ временного тренда трансформации идей аксиологического подхода [2] в методике преподавания химии в не химических технических университетах [3]. В частности, разобрано несколько звеньев в цепи развития:

• интегративного [4]

• интегративно-аксиологического [5]

• системно-аксиологического [6]

подхода к методике преподавания химии.

Проведенный нами анализ, а также обобщение ряда исторических и современных тенденций развития технического образования в России [7] позволяет представить некоторые прогностические выводы о возможном тренде развития аксиологической педагогики на отдаленную перспективу.

В историческом развитии педагогическая аксиология [8] трансформировалась в аксиологическую педагогику [9], основной заслугой которой является практическое приложение классических идей аксиологии в области гуманизации преподаваемых предметов, в том числе и в не химических технических университетах. Исследование алгоритмов и механизма преподавания химии профессором Пак [10] позволило дифференцировать некоторые теоретические этапы применения аксиологического подхода и предложить отдельные, на наш взгляд укрупненные, стадии процесса обучения.

В частности, выделены следующие составляющие процесса обучения:

• стадия объективных предпосылок;

• стадия анализа разобщенных компонентов;

• стадия исследования механизма объединения компонентов;

• стадия установления логических связей разобщенных компонентов;

• стадия образования конгломератов ранее разобщенных компонентов;

• стадия окончательного синтеза, интегрирования комплекса промежуточных стадий интеграционных процессов преподавания.

Логическим продолжением развития последней из указанных стадий аксиологической педагогики явилась разработка интегративного подхода, на основе положений классической аксиологии.

Наиболее близким к техническому образованию является интегративно-аксиологический подход к преподаванию химии, разработанный профессором НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.Н. Фадеевым [11] под руководством Пак М.С. В частности, удалось дифференцировать процессы возникновения предметно-аксиологического сознания в процессе изучения предмета химия [12].

Например, предложено дифференцировать следующие стадии:

• стадия осознания ценностной ориентации;

• стадия осознания образовательных ценностей;

• стадия социализации личности;

• стадия формирования предметно-аксиологического сознания.

Предложенные стадии, конечно же, являются укрупненными, неокончательными и могут трансформироваться и дифференцироваться по мере глубины изучения предмета. Подобные трансформации приводят, прежде всего, к возрастанию роли экстравертных качеств [13] сознания обучаемых. Иначе говоря, по мере накопления объема предметных знаний возрастает роль аксиологического сознания, происходит процесс социализации личности. Изучение этого процесса как проблемы гуманизации предметного обучения привело к трансформации идей интегративно-аксиологического подхода в системно-аксиологический подход к обучению. Исследование этого процесса доцентом НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана Н.Н. Двуличанской [14] под руководством профессора НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.Н. Фадеева позволило дифференцировать отдельные стадии интегративных процессов обучения [15]:

• стадию личных смысловых мотиваций;

• стадию появления обоснованной мотивации;

• стадию формирования компетенций личности;

• стадию возникновения системно-аксиологических компетенций.

Возникновение (при использовании системно-аксиологического подхода в практической педагогической аксиологии) необходимости качественной оценки итогов педагогической деятельности потребовало введение понятия компетенции. Расшифровка этого многозначного понятия [16] привела нас к убеждению, что в современном понимании указанной категории компетентность технического специалиста суть способность обучаемого индивида выполнять с заданной наперед эффективностью, определенные программой обучения, производственно-общественные функции. Ключевым в принятом нами определении, с точки зрения конечного, практического, компетентностного выхода продукта обучения, является формирование общественной личности индивида, способного к компетентной производственной профессиональной деятельности. Использование системно-аксиологического подхода к обучению доцентом Н.Н. Двуличанской на практике показало особую эффективность метода при непрерывном предметном обучении индивида в системе:

школа 1 ступени – профшкола 2 ступени – бакалавриат – магистратура

Однако уже на начальном этапе теоретической разработки парадигмы [17] непрерывного предметного образования профессор НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.Н. Фадеев указывал на важную роль (как в теоретическом плане, так и в плане педагогической практической деятельности обучения) информационной составляющей интегративно-аксиологического подхода к методике обучения.  Более того, в своей постановочной работе профессор Г.Н. Фадеев отметил практически полное совпадение используемых методов и средств обучения с современными положениями теории и практики дисциплины информатики. Иначе говоря, включение современных информационных технологий в интегративный и аксиологический подход к организации системного технического образования является информационно-аксиологическим этапом в аксиологической педагогике.

Внедрение информационно-аксиологических подходов в практику технического образования наиболее системно проводятся в МГТУ им. Н.Э. Баумана [18, 19]. Накопление массива информационно-образовательных материалов позволило доценту НУК ФН МГТУ им. Н.Э.Баумана А.А. Волкову реализовать следующее:

• сформировать концепцию деятельностного подхода к процессу обучения конкретной личности [20, 21, 22, 23];

• разработать минимально необходимую базу и иерархию информационно-аксиологических компонентов наполнения учебных комплексов line- и case- технологий обучения [24, 25, 26, 27, 28, 29];

• апробировать созданные информационно-аксиологические комплексы в процессе подготовки компетентных специалистов от младших курсов до выпуска специалистов [30, 31].

Изложенные выше систематизированные сведения по развитию аксиологической педагогики в техническом образовании позволило обобщить некоторые временные тенденции развития информационно аксиологической педагогики [32, 33, 34].

В частности, выделить временные этапы трансформации теоретических предпосылок классической аксиологии:

• появление аксиологической педагогики;

• трансформация аксиологической педагогики в практическую педагогическую аксиологию;

• создание интегративной теории педагогики;

• наполнение интегративной теории педагогики идеями педагогическую аксиологии и внедрение в практику обучения интегративно аксиологического подхода;

• приложение интегративно-аксиологического подхода к системному техническому образованию и создание цепочки системно аксиологического подхода;

• интегрирование информационнных технологий и интегративно-аксиологического подхода в комплексную систему создания компетентного специалиста на основе деятельностной формы обучения и создание информационно-аксиологического подхода.

Можно ожидать, что ускорение в дальнейшем научно-технического прогресса, переход на инновационные методы создания устройств использующих цифровые информационные технологии, с учетом проведенного анализа, позволяет аппроксимировать временные тенденции развития педагогического процесса в сторону создания в ближайшем будущем иновационно-аксиологических подходов в методиках обучения. Косвенным доказательством такого тренда в практической деятельности  является наш анализ развития научных направлений в области информатики в образовании.

Изложенные результаты, на наш взгляд, позволят сосредоточить усилия педагогических коллективов на прорывных направлениях учебно-педагогического процесса преподавания химии.

Список литературы:
1. Волков А.А., Обобщенная экспертная оценка анализа тенденций по использованию IT-технологий в образовании и постановка дидактической задачи обучения химии: тезисы доклада. // Девятнадцатая Международная конференция «Research, Theory and Practice in Chemistry Didactics». 15–17 сентября 2009. Градец-Кралове.
2. Волков А.А., Тренд аксиологической концепции обучения химии. // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: Журнал «Международный журнал экспериментального образования» №12, 2012 год (дата обращения: 24.03.2015).
3. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. / Под ред. З.И. Равкина. М.: Индивидуальность-т ТП и МИО РАО, 1994. 4. Персональный сайт М.С. Пак [Электронный ресурс]. URL: http://mspak.herzen.spb.ru/ (дата обращения: 24.03.2015).
5. Фадеев Г.Н. Интегративно-аксиологические основы конструирования и применения химической литературы для общего среднего образования. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-integrativno-aksiologicheskie-osnovy-konstruirovaniya-i-primeneniya-himicheskoy-literatury-dlya-obschego-srednego-obrazov#ixzz3UIm2DH3G (дата обращения: 24.03.2015).
6. Волков А.А., Фадеев Г.Н., Двуличанская Н.Н., Матакова С.А. Системно-аксиологический подход как основа непрерывного химического образования: тезисы доклада. Всероссийская научно-практическая конференция химиков с международным участием «Актуальные проблемы модернизации химического и естественнонаучного образования». 7–10 апреля 2010 года. СПб. С. 8.
7. Волков А.А. Аксиологический взгляд на историю химии как историю создания конструкционных материалов: тезисы доклада. Девятая всеукраинская конференция студентов и аспирантов «Современные проблемы химии». 14–16 мая 2008 года, г. Киев. С. 16.
8. Педагогическая аксиология [Электронный ресурс]. URL: http://reftrend.ru/1043477.html (дата обращения: 24.03.2015).
9. Педагогический терминологический словарь. СПб.: Российская национальная библиотека, 2006.
10. Персональный сайт М.С. Пак [Электронный ресурс]. URL: http://mspak.herzen.spb.ru/ (дата обращения: 24.03.2015).
11. Профиль Г.Н. Фадеева на сайте «Вестника МГТУ им. Н.Э. Баумана» [Электронный ресурс]. URL: http://vestniken.bmstu.ru/authors/6.html (дата обращения: 24.03.2015).
12. Фадеев Г.Н. Интегративно-аксиологические основы конструирования и применения химической литературы для общего среднего образования // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-integrativno-aksiologicheskie-osnovy-konstruirovaniya-i-primeneniya-himicheskoy-literatury-dlya-obschego-srednego-obrazov#ixzz3UIm2DH3G (дата обращения: 24.03.2015).
13. Райгородский Д. Психология и психоанализ характера [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/book/raygorodskiy_d/psihologiya_i_psihoanaliz_haraktera.html (дата обращения: 24.03.2015).
14. Профиль Н.Н. Двуличанской на сайте «Вестника МГТУ им. Н.Э. Баумана» [Электронный ресурс]. URL: http://vestniken.bmstu.ru/authors/241.html (дата обращения: 24.03.2015).
15. Ссылка отсутствует.
16. Компетентность // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F2%ED%EE%F1%F2%FC (дата обращения: 24.03.2015).
17.  Фадеев Г.Н. Системно-аксиологический подход – основа новой парадигмы химического образования.
18. Волков А.А. Дидактика преподавания дисциплины «Химия» в МГТУ им. Н.Э. Баумана с использованием информационных технологий: тезисы доклада «Информационные технологии в образовательной среде современного вуза». Сб. докладов международной научно-методической Интернет-конференции. Изд. БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. С. 45–51.
19. Волков А.А. Использование ресурсов интернета и методические вопросы Информтелекоммуникационных технологий в обучении инженерным специальностям: тезисы  доклада «Информационные технологии в образовательной среде современного вуза». Сб. докладов международной научно-методической Интернет-конференции. Изд. БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004, С. 51–55.
20. Волков А.А. Интегративно-аксиологический подход к применению современных информационных технологий в инженерном образовании слабослышащих учащихся: тезисы доклада Международная конференция «Технологические и методологические аспекты современного этапа развития образовательно-реабилитационных программ непрерывного образования инвалидов», г. Москва, Россия 7–8 июня 2007 г. С. 35–42.
21. Волков А.А. Роль методического кабинета в преподавании инженерных дисциплин с использованием информационных технологий в дистанционном обучении: тезисы доклада «Информационные технологии в образовательной среде современного вуза». Сб. докладов международной научно-методической Интернет-конференции. Изд. БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. С. 40–45.
22. Волков А.А. Эффективность применения информационных технологий при изучении химии в МГТУ им. Н.Э. Баумана: тезисы доклада. Всероссийская научно-методическая конференция «Стратегия развития университетского технического образования в России», М., МГТУ, 4–6 февраля, 1998, тезисы выступлений. С. 106–107.
23. Волков А.А. Концепция дистанционного обучения предмета химия в МГТУ им Н.Э. Баумана: тезисы доклада XII международная конференция «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 28–29 июня 2002 г.
24. Волков А.А. Иерархическая система нормативных методико-дидактических актов как интегративно-аксиологический базис создания систем IT-технологий образования: тезисы доклада. Семнадцатая всероссийская научно-методическая конференция «Телематика-2010». 21–24 июня 2010 года, Санкт-Петербург, Россия. Т. 1, С. 102.
25. Волков А.А. интегративно-аксиологический подход к конструированию учебных курсов в инженерном образовании. иерархия нормативных методико-дидактических материалов: статья Журнал «European Journal Of Natural History». №0, 2010 год конференция «Актуальные проблемы науки и образования», IV научная международная конференция, ВАРАДЕРО (Куба), 20–30 марта 2009 г.
26. Волков А.А. Решение частных дидактических вопросов обучения химии с использованием структур информационно-образовательных ресурсов сайта кафедры химии МГТУ им. Н.Э. Баумана при интегративно-аксиологическом решении проблем изучения химии: тезисы доклада Пятнадцатая всероссийская научно-методическая конференция «Телематика – 2008», 23–26 июня 2008 года, г. Санкт-Петербург, Россия Том 2.
27. Волков А.А. Internet – доступное методико-дидактическое обеспечение учебного процесса по химии в МГТУ им Н.Э.  Баумана: тезисы доклада Международная научная конференция «Компьютерное моделирование и информационные технологии в науке, инженерии и образовании», ноябрь 2003 г. г. Пенза.
28. Волков А.А. Технические требования образовательного портала МГТУ им. Н.Э. Баумана к созданию учебных материалов: тезисы доклада Материалы IX международной конференции «Современные технологии обучения» сто-2003. Санкт-Петербург, 23 апреля 2003 г. Т. 2. С. 212–214.
29. Волков А.А. Методико-дидактическое обеспечение дистанционного обучения химии: тезисы доклада Всероссийская научно-методическая конференция “Стратегия развития университетского технического образования в России”, 23–24 ноября 2000 г. М., МГТУ. С. 149–150.
30. Волков А.А. Практика применения сетевой- и кейс- технологий обучения на филиалах МГТУ им. Н.Э. Баумана: тезисы доклада Материалы IX международной конференции «Современные технологии обучения» сто-2003. Санкт-Петербург, 23 апреля 2003 г. Т. 2. С. 188–190.
31. Волков А.А. Пример преподавания спецкурсов с использованием IT-технологии на филиалах МГТУ им. Н.Э. Баумана: тезисы доклада VII-международная научно-методическая конференция «Университетское образование» (МКУО-2003). Пенза, 10–11 апреля 2003 г. С. 212–214.
32. Волков А.А. Интерактивно-аксиологический подход к конструированию учебных материалов, программ и курсов с применением новых информационных технологий в инженерном образовании. Часть 3 – Анализ тенденций по использованию IT–технологий в образовании и постановка педагогической задачи обучения химии в техническом университете: статья [Электронный ресурс] // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». № 12 (декабрь 2008 года). URL: http://technomag.edu.ru/doc/111592.html (дата обращения: 24.03.2015).
33. Волков А.А. Интегративно-аксиологический подход к конструированию учебных материалов, программ и курсов с применением новых информационных технологий в инженерном образовании. Методические вопросы при использовании IT-технологий в обучении химии в техническом университете: статья [Электронный ресурс] // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». № 4 (апрель 2008 года). URL: http://technomag.edu.ru/doc/86301.html (дата обращения: 24.03.2015).
34. Волков А.А. Интегративно-аксиологический подход к конструированию учебных материалов, программ и курсов с применением новых информационных технологий в инженерном образовании. Теоретические предпосылки: статья [Электронный ресурс] // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». №3 (март 2008 года). URL: http://technomag.edu.ru/doc/86287.html (дата обращения: 24.03.2015).
35. Волков А.А. К вопросу о совмещении обучения, трудовой занятости и тенденции расширения понятия термина «сообучение» // Слово учителю [Сетевое издание]. URL: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/428-volkov-a-a-k-voprosu-o-sovmeshchenii-obucheniya-i-trudovoj-zanyatosti-i-tendentsii-rasshireniya-ponyatiya-termina-soobuchenie (дата обращения: 24.03.2015).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.