Использованное в предыдущей статье [35] понятие информационно аксиологического подхода в профессиональном образовании, по-видимому, требует определенной терминологической расшифровки. Попробуем раскрыть это понятие с гносеологических позиций.
Изложенная нами обобщенная экспертная оценка тенденций по использованию IT-технологий в образовании позволила определить дидактическую задачу обучения химии с использованием инновационных педагогических технологий [1]. Ранее нами был проведен анализ временного тренда трансформации идей аксиологического подхода [2] в методике преподавания химии в не химических технических университетах [3]. В частности, разобрано несколько звеньев в цепи развития:
• интегративного [4]
• интегративно-аксиологического [5]
• системно-аксиологического [6]
подхода к методике преподавания химии.
Проведенный нами анализ, а также обобщение ряда исторических и современных тенденций развития технического образования в России [7] позволяет представить некоторые прогностические выводы о возможном тренде развития аксиологической педагогики на отдаленную перспективу.
В историческом развитии педагогическая аксиология [8] трансформировалась в аксиологическую педагогику [9], основной заслугой которой является практическое приложение классических идей аксиологии в области гуманизации преподаваемых предметов, в том числе и в не химических технических университетах. Исследование алгоритмов и механизма преподавания химии профессором Пак [10] позволило дифференцировать некоторые теоретические этапы применения аксиологического подхода и предложить отдельные, на наш взгляд укрупненные, стадии процесса обучения.
В частности, выделены следующие составляющие процесса обучения:
• стадия объективных предпосылок;
• стадия анализа разобщенных компонентов;
• стадия исследования механизма объединения компонентов;
• стадия установления логических связей разобщенных компонентов;
• стадия образования конгломератов ранее разобщенных компонентов;
• стадия окончательного синтеза, интегрирования комплекса промежуточных стадий интеграционных процессов преподавания.
Логическим продолжением развития последней из указанных стадий аксиологической педагогики явилась разработка интегративного подхода, на основе положений классической аксиологии.
Наиболее близким к техническому образованию является интегративно-аксиологический подход к преподаванию химии, разработанный профессором НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.Н. Фадеевым [11] под руководством Пак М.С. В частности, удалось дифференцировать процессы возникновения предметно-аксиологического сознания в процессе изучения предмета химия [12].
Например, предложено дифференцировать следующие стадии:
• стадия осознания ценностной ориентации;
• стадия осознания образовательных ценностей;
• стадия социализации личности;
• стадия формирования предметно-аксиологического сознания.
Предложенные стадии, конечно же, являются укрупненными, неокончательными и могут трансформироваться и дифференцироваться по мере глубины изучения предмета. Подобные трансформации приводят, прежде всего, к возрастанию роли экстравертных качеств [13] сознания обучаемых. Иначе говоря, по мере накопления объема предметных знаний возрастает роль аксиологического сознания, происходит процесс социализации личности. Изучение этого процесса как проблемы гуманизации предметного обучения привело к трансформации идей интегративно-аксиологического подхода в системно-аксиологический подход к обучению. Исследование этого процесса доцентом НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана Н.Н. Двуличанской [14] под руководством профессора НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.Н. Фадеева позволило дифференцировать отдельные стадии интегративных процессов обучения [15]:
• стадию личных смысловых мотиваций;
• стадию появления обоснованной мотивации;
• стадию формирования компетенций личности;
• стадию возникновения системно-аксиологических компетенций.
Возникновение (при использовании системно-аксиологического подхода в практической педагогической аксиологии) необходимости качественной оценки итогов педагогической деятельности потребовало введение понятия компетенции. Расшифровка этого многозначного понятия [16] привела нас к убеждению, что в современном понимании указанной категории компетентность технического специалиста суть способность обучаемого индивида выполнять с заданной наперед эффективностью, определенные программой обучения, производственно-общественные функции. Ключевым в принятом нами определении, с точки зрения конечного, практического, компетентностного выхода продукта обучения, является формирование общественной личности индивида, способного к компетентной производственной профессиональной деятельности. Использование системно-аксиологического подхода к обучению доцентом Н.Н. Двуличанской на практике показало особую эффективность метода при непрерывном предметном обучении индивида в системе:
школа 1 ступени – профшкола 2 ступени – бакалавриат – магистратура
Однако уже на начальном этапе теоретической разработки парадигмы [17] непрерывного предметного образования профессор НУК ФН МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.Н. Фадеев указывал на важную роль (как в теоретическом плане, так и в плане педагогической практической деятельности обучения) информационной составляющей интегративно-аксиологического подхода к методике обучения. Более того, в своей постановочной работе профессор Г.Н. Фадеев отметил практически полное совпадение используемых методов и средств обучения с современными положениями теории и практики дисциплины информатики. Иначе говоря, включение современных информационных технологий в интегративный и аксиологический подход к организации системного технического образования является информационно-аксиологическим этапом в аксиологической педагогике.
Внедрение информационно-аксиологических подходов в практику технического образования наиболее системно проводятся в МГТУ им. Н.Э. Баумана [18, 19]. Накопление массива информационно-образовательных материалов позволило доценту НУК ФН МГТУ им. Н.Э.Баумана А.А. Волкову реализовать следующее:
• сформировать концепцию деятельностного подхода к процессу обучения конкретной личности [20, 21, 22, 23];
• разработать минимально необходимую базу и иерархию информационно-аксиологических компонентов наполнения учебных комплексов line- и case- технологий обучения [24, 25, 26, 27, 28, 29];
• апробировать созданные информационно-аксиологические комплексы в процессе подготовки компетентных специалистов от младших курсов до выпуска специалистов [30, 31].
Изложенные выше систематизированные сведения по развитию аксиологической педагогики в техническом образовании позволило обобщить некоторые временные тенденции развития информационно аксиологической педагогики [32, 33, 34].
В частности, выделить временные этапы трансформации теоретических предпосылок классической аксиологии:
• появление аксиологической педагогики;
• трансформация аксиологической педагогики в практическую педагогическую аксиологию;
• создание интегративной теории педагогики;
• наполнение интегративной теории педагогики идеями педагогическую аксиологии и внедрение в практику обучения интегративно аксиологического подхода;
• приложение интегративно-аксиологического подхода к системному техническому образованию и создание цепочки системно аксиологического подхода;
• интегрирование информационнных технологий и интегративно-аксиологического подхода в комплексную систему создания компетентного специалиста на основе деятельностной формы обучения и создание информационно-аксиологического подхода.
Можно ожидать, что ускорение в дальнейшем научно-технического прогресса, переход на инновационные методы создания устройств использующих цифровые информационные технологии, с учетом проведенного анализа, позволяет аппроксимировать временные тенденции развития педагогического процесса в сторону создания в ближайшем будущем иновационно-аксиологических подходов в методиках обучения. Косвенным доказательством такого тренда в практической деятельности является наш анализ развития научных направлений в области информатики в образовании.
Изложенные результаты, на наш взгляд, позволят сосредоточить усилия педагогических коллективов на прорывных направлениях учебно-педагогического процесса преподавания химии.