Рубрики
Управление

Анализ учебной и внеучебной нагрузки в 11 классе.

Внешкольная нагрузка (домашние задания, сочинения, рефераты и т.д.) ниже возрастной нормы. С понедельника (1,25) ч. начинает повышаться время приготовления дом. заданий, максимальное время (1,75) в четверг. С пятницы происходит снижение часов для приготовления домашних заданий, так как уменьшается количество уроков. Внешкольная нагрузка таким образом получается ниже возрастной нормы, но это можно обьяснить тем, что школьная нагрузка превышает нормативы. Возможно детям достаточно знаний полученных на уроках, факультативах, индивидуальных занятиях, и поэтому сокращается время выполнения домашних заданий.

0
Евсеева Анна Анатольевна,
педагог-психолог,
ГБОУ лицей №1537 с/п ЦО№1099,
annadok26@mail.ru

Общая (суммарная) учебная нагрузка учащихся 11 классов в течение недели представлена в виде следующей таблицы.

Дни недели
Уроки в школе
общ.
Доп. занятия
общ.
Факультативы
общ.
Индив. занятия
общ.
Выполнение д/з
Доп. занятия
общ.
Суммарная нагрузка за день
Понедельник
7
1,5
0,3
0,07
1,6
0,4
10,8
Вторник
6
0,6
0,3
1,3
0,2
8,3
Среда
6
1
0,3
0,07
1,3
0,3
8,9
Четверг
7
0,7
0,07
0,2
1,8
0,07
9,8
Пятница
6
1,3
0,15
0,2
1,2
0,07
8,9
Суббота
0,3
0,8
0,07
1,1
Воскресенье
0,07
1
0,07
1,1
Общая недельная нагрузка
32
5,4
0,82
0,91
9
1,18
48,9
Средняя недельная нагрузка
6,4
0,8
0,1
0,1
1,2
0,2
8,8

Из таблицы видно, что среднее количество уроков (6,4) соответствует возрастной норме (6). Среднее время приготовления домашних заданий (1,2) не превышает 4 часов, то есть соответствует возрастным нормам. Средний суммарный показатель учебной нагрузки на класс составляет (8,8), что тоже соответствует возрастным нормам.

Таблица А

Средняя недельная нагрузка учащихся, час
Кол-во учащихся
% учащихся
Ниже нормы
10
 76%
Соответствует норме
1
7%
Выше нормы
2
 15%
В том числе
превышает норму
— не более чем на 0,5 ч
1
7%
-от 0,5 до 1 часа
1
7%
-от 1 до 1,5 часа
0
0%
-от 1,5 до 2 часов
0
0%

Из графика учебной нагрузки видно, что суммарная нагрузка по дням недели соответствует возрастным нормам. В течение недели не сильно варьируется, к пятнице происходит снижение на 1 час. Это обьясняется тем, что к концу недели происходит функциональное изменение состояния детей, утомление и для рационализации организации учебного процесса нужно уменьшить учебную нагрузку в эти дни.

Школьная нагрузка (уроки, факультативы, дополнительные занятия, индивидуальные занятия) в среднем превышает нормативы на 1,5 часа в течение недели, что ниже возрастной нормы на 2 часа.

Внешкольная нагрузка (домашние задания, сочинения, рефераты и т.д.) ниже возрастной нормы. С понедельника (1,25) ч. начинает повышаться время приготовления дом. заданий, максимальное время (1,75) в четверг. С пятницы происходит снижение часов для приготовления домашних заданий, так как уменьшается количество уроков. Внешкольная нагрузка таким образом получается ниже возрастной нормы, но это можно обьяснить тем, что школьная нагрузка превышает нормативы. Возможно детям достаточно знаний полученных на уроках, факультативах, индивидуальных занятиях, и поэтому сокращается время выполнения домашних заданий.

Таблица Б

Средние данные за неделю, час
% учащихся
Продолжительность сна
— соответствует возрастным нормативам
13%
— недосыпание 0,5 до 1 ч.
7%
— недосыпание более1 ч
46%
— недосыпание более 2 ч
15%
Прогулки на свежем воздухе
— соответствует возрастным нормативам
61%
— меньше нормы на 1 ч
38%
— меньше нормы на 2 ч
0%
— вообще не гуляет
0%
Просмотр телепередач
— 1ч
61%
— 2 ч
7%
— 3 и более часов
30%
Работа за компьютером
— 1 ч
46%
— 2 ч
30%
— 3 и более часов
23%

Из таблицы видно, что у 68% детей ночной сон не соответствует возрастным нормативам, поэтому утром с трудом встают и на уроках не могут сосредоточиться. Прогулки на свежем воздухе у 61% детей соответствуют норме. 30% детей смотрят телевизор более 3 часов в сутки, работают за компьютером свыше 3 часов 23% детей.

Посмотрим таблицу по организации свободного времени учащихся в учебные дни и в выходные.

Учебные дни (средние данные, час)
Выходные (средние данные, час)
Сон
7,6
10
Приготовление уроков
1,2
1
Музыка
1,1
1,8
Ин. яз
0,5
0,3
Живопись
0,3
0,1
Чтение
0,7
1
Спорт
0,7
1,6
Компьютер
1,6
3
Телевизор
1,6
1,8
Работа по дому
0,5
1,5
Прогулки
2,0
2,6
С/х труд
0
0

В течение недели у детей есть время заниматься любимыми делами музыкой, спортом. Много времени дети уделяют работе и играм на компьютере. Вообще не очень сильно различается по часам организация свободного времени в течение учебной недели и в выходные. Кроме сна, в учебные дни явно преобладает недосыпание, а в выходные дети отсыпаются. Интересный факт, если сложить все средние данные детей в выходные дни, то получается у них в сутках 24,7 часа. В то время, в учебные дни у них средние показатели 17,8 часа, но в этой таблице нет графы учебные часы, поэтому 6 часов не хватает. В целом, можно сделать вывод, что у детей гармонично распределяются часы. В выходные они больше спят, занимаются спортом, помогают по хозяйству дома.

Советы и рекомендации родителям учащихся.

1. Следить, чтобы у детей был полноценный ночной сон, не менее 8 часов.

2. Следить за рациональным использованием распределения свободного времени. Сократить просмотр телевизора, занятие за компьютером.

3. Контролировать выполнение домашних заданий.

4. Ознакомить родителей со среднестатистическими данными, «нарисовать портрет» ученика 11 класса.

5. Побудить родителей обсудить и выработать с детьми совместный план определения будущего.

Советы и рекомендации учителям.

1. Контролировать наличие домашних заданий.

2. Научить культуре здоровья, анализировать и организовывать свое время.

3. Больше давать проблемных заданий, творческих заданий, проектов, чтобы увлечь детей и направить энергию в новое, позитивное русло. Привлечь к поиску новой, полезной им информацией и стимулировать это оценкой.

4. Из данных графика учебной нагрузки видно, что основная нагрузка приходится на понедельник, поэтому необходимо разгрузить этот день, так как это начало недели и в этот день начинается врабатывание.

Список литературы:

1. Безруких М.М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. М.: Первое сентября. 2006.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов. М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.