Рубрики
Дошкольное образование

Образовательные прогулки по Москве для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Алгоритмы прогулок

Москва – большой необычный город, с множеством улиц, парков, достопримечательностей, зон отдыха. Как порой приятно прогуляться с детьми в выходной день по нашему родному городу! И как при этом можно создать условия для того, чтобы такие прогулки проходили более продуктивно, наполнено, познавательно?

0
Четвертаков Кирилл Викторович,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
chetwertakovkv@mosmetod.ru

Москва – большой необычный город, с множеством улиц, парков, достопримечательностей, зон отдыха. Как порой приятно прогуляться с детьми в выходной день по нашему родному городу! И как при этом можно создать условия для того, чтобы такие прогулки проходили более продуктивно, наполнено, познавательно?

Одной из форм проведения таких ознакомительных прогулок является обычная экскурсия. Давайте рассмотрим небольшой пример.

Группа людей собирается в определенном месте. Под руководством опытного специалиста-экскурсовода группа передвигается к объекту (памятнику, архитектурному сооружению, водоему и т.д.). Начинается познавательный рассказ одного человека, в то время как основная группа людей, стоя на одном месте, внимательно выслушивает рассказчика. Такая экскурсия порой занимает от 2 часов и более.

Теперь давайте представим ребенка-дошкольника (да и не только дошкольника), основными видами деятельности которого являются двигательная и игровая. Сможет ли он устоять на месте и долгое время слушать одного человека? Что в такой момент происходит с ребенком?
Думается, уважаемые педагоги и родители, Вы и сами прекрасно знаете из своего опыта: ребенок начинает отвлекаться, заниматься своими делами, перебивать экскурсовода, бегать и играть (Рис. 1). И это вполне нормальное явление для детей!

Рис.1

А что в результате? Насколько ребенок освоил ту или иную информацию, представленную экскурсоводом? И появится ли у него желание в дальнейшем проходить такими маршрутами, где нет возможности подвигаться, пообщаться, заняться какой-либо деятельностью?
В Федеральных государственных образовательных стандартах указано, что ребенок может получить знания в результате познавательной и исследовательской деятельности. Поэтому в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы был разработан интересный алгоритм создания сценария образовательного маршрута для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Специалистами Городского центра не только предложен сам алгоритм, но и проведена серия познавательных мастер-классов, консультаций для педагогов и родителей. Используя QR-код, Вы можете просмотреть небольшой фрагмент одного из таких обучающих мастер-классов в Москве по составлению сценария образовательного маршрута для дошкольников (Рис. 1а).

1a

Чем же интересен и продуктивен такой алгоритм? Прежде всего, специалисты ГМЦ рассмотрели и разделили маршрут на несколько блоков:

1 блок. Информационно-познавательный.

На этом этапе ведущий (педагог, родитель) представляет детям первоначальную краткую информацию об объекте. Здесь существует определенный алгоритм составления такого информационного блока по следующей схеме (Рис. 2).

2

 

Из схемы видно, что первоначальный объем информации проходит некую «фильтрацию», в результате которой текст покидает непонятная для ребенка терминология, сложные понятия, другая лишняя информация. Давайте рассмотрим пример такой «фильтрации».

Маршрут: Екатерининский парк.
Объект: «Ротонда Екатерины II».

Первоначальная информация:Ротонда Екатерины II расположена на берегу Большого Екатерининского пруда. Это деревянное арочное строение возведено на месте старой Ротонды, в которой, по преданию, Екатерина II в 18 веке проводила своё время за чаепитием с графом В.С. Салтыковым. Когда находишься рядом с Ротондой, появляется ощущение, что переносишься во времена расцвета усадебного зодчества. Екатерина любила расхаживать со своими фаворитами вдоль Екатерининского пруда, любуясь на его просторы.
И так далее (приведен только небольшой фрагмент полного текста).
Видно, что в тексте есть некоторые понятия и терминология, непонятные для маленького ребенка (18 век, фавориты; чаепитие с графом Салтыковым и т.д.). Да и согласно возрасту дошкольника такая информация на определенном этапе не нужна. А некоторые фразы нужно изменить для более эффективного восприятия информации, и внести понятную для осознания ребенка информацию, указав что-то дополнительно.
«Отфильтрованная» информация:Ротонда – необычное красивое сооружение. Построена она была много лет назад. У Ротонды российская императрица Екатерина II любила проводить время. Ротонда расположена около пруда, который называется Екатерининский.
Здесь можно увидеть красивых уток, покататься на лодках. А в зимнее время года – на лыжах.
Вот примерно такой информационно-познавательный блок будет более доступен для детей, особенно дошкольного возраста. На таком объёме информации можно остановиться.
Где стоит «добывать» предварительную информацию для создания такого блока?
Ниже приведена примерная схема источников получения информации (Рис. 3).

3

 

Наиболее эффективными в этом плане можно считать информационные стенды, располагающиеся, как правило, около самих объектов (Рис. 4, 4а).

44a

Достаточно сфотографировать информацию со стенда и в дальнейшем провести «фильтрацию» (как было рассказано выше). А также, используя дополнительные источники (см. Рис. 2), сделать некоторые добавления.

С учётом того, что вся образовательная прогулка (без учета дороги) может быть не более 30-35 минут (примерный расчет берется из среднего проведения обычного занятия с дошкольниками), необходимо отметить, что на информационно-образовательный блок должно уходить не более 5-7 минут.

2 блок. Мероприятия с детьми – познавательные, исследовательские, игровые действия.

Данный пункт предусматривает чередование видов деятельности самих детей.
Блок может строиться из:

  • вопросов к детям;
  • познавательных действий детей;
  • обследование объектов;
  • сбора материала для дальнейших действий;
  • игровых действий.

Приведем пример некоторых мероприятий, предлагаемых детям на примере другого объекта.

Маршрут: Аптекарский огород.
Объект: «Старинный пруд».

Мероприятия с детьми:

обратите внимание, какие растения находятся в пруду;

  • предложите понаблюдать за утками: рассказать, как они передвигаются; обратите внимание, как работают лапками во время плавания в воде; на что похожи лапки у утки (похожи на ласты, благодаря такой форме хорошо плавают);
  • как думаете, для того, чтобы пруд был чистым, какие правила нужно соблюдать (не бросать посторонние предметы, ежегодно вычищать от лишнего ила, добавлять в пруд необходимые вещества, чтобы сильно не зацветал);
  • предложите вспомнить, кто еще может жить в пруду (лягушки, головастики, разные насекомые и т.д.);
  • предложите детям обойти вокруг пруда и попытаться определить необычные, интересные места; в дальнейшем можно сделать зарисовки этих мест;
  • предложите в сосуд набрать немного воды из пруда и внимательно рассмотреть пробу; что заметили?

Мы видим, что при проведении данных мероприятий взрослый дает возможность детям действовать самостоятельно – выполнять зарисовки, сбор проб, искать ответы на вопросы, совершать движения вокруг объектов и т.д. То есть ребенок после получения первоначальной информации становится как бы независимым от действий ведущего (педагога, родителя).
В результате такой деятельности у ребенка возникает желание больше узнать об объекте, посетить достопримечательность повторно, узнать, что из себя представляет удивительный мир природы. Потому что именно независимость в образовательном процессе дает возможность познать мир более тщательно.
Но здесь обязательно нужно учесть, что маленький ребенок не владеет тем потенциалом информации, знаниями, умениями, навыками, которые есть у взрослого. Поэтому роль взрослого в такой образовательной прогулке также имеет большое значение. Значение это должно заключаться, прежде всего, в том, чтобы направить ребенка в нужное русло – заинтересовать его окружающим миром!
Для этого также существуют некоторые методические приемы. Одним из таких эффективных приемов является совместное действие ребенка и взрослого на начальном этапе. Далее ребенку уже самостоятельно предлагается продолжать проводить наблюдения, исследования, эксперименты, зарисовывать (записывать) результаты (Рис. 5).

5

 

3 блок. Использование рабочих листов.

После того, как дети произвели определенные действия на объекте, можно предложить им некоторые творческие работы, связанные с выполнением действий в заранее подготовленных рабочих листах.
Такие работы могут заключаться в:

  • раскрашивании;
  • дорисовывании;
  • вырезывании с дальнейшим наклеиванием деталей;
  • создании несложных поделок (оригами, лепка и др.) и т.д.

Желательно упражнения в рабочих листах компоновать таким образом, чтобы они были связаны с выбранным объектом, например:

Маршрут: Ботанический сад. Аптекарский огород.
Объект: Теневая арка с лианами.

Что мы с вами видим на данной местности? Небольшая арка для спокойного отдыха, окутанная разновидностями вьющихся растений.
Предварительно детям дали небольшой информационно-познавательный блок и предложили серию познавательных мероприятий, игр и т.д. (см. выше).
Заранее создаем модель и распечатываем рабочие листы согласно данной местности, пример – Рис. 6, 6а, 6б:

6

6a

6b

Как мы видим, в рабочих листах те объекты, которые изображены, соответствуют нашему маршруту. Да и видовое разнообразие для деятельности ребенка хорошо наполнено.
И если обратить внимание на маршрут, то увидим место (например, удобные лавочки), где можно расположиться с детьми и выполнить действия в рабочих листах (Рис. 7).

7a

Но для создания рабочих листов, конечно же, необходим материал. На современном этапе с этой целью все больше применяются ИКТ-технологии.

Для наших педагогов мы создали интересный и удобный архив клипартов по разным темам. Подключившись к такому архиву, педагоги и родители самостоятельно могут создавать рабочие листы, скачав необходимые изображения (Рис. 8).

8
Далее, используя обычные графические программы и соединяя между собой компоненты из библиотеки, можно, дополнив их какими-то своими элементами, сформировать рабочий лист.
Вот примерный алгоритм, который поможет Вам, уважаемые педагоги и родители, создать для своего ребенка или группы воспитанников интересный и познавательный сценарий.
На данном этапе к такому невероятному проекту по Москве подключилось большое количество педагогов и родителей. Людей интересует история родного города, необычные места, которые можно посетить со своим ребенком.
В связи с этим педагоги и родители разрабатывают и представляют свои уникальные сценарии маршрутов, а так же создают видео экскурсии по уже существующим сценариям (Рис. 9).

9

В помощь родителям и педагогам Москвы при создании информационно-познавательного блока скомпонована интересная интерактивная библиотека по разным историческим местам. Благодаря этому ресурсу можно узнать об истории различных уголков Москвы и посмотреть, как выглядели некоторые объекты в прошлом (Рис. 10, 10а).

10

Уважаемые педагоги и родители, желаем Вам успехов в создании интересных сценариев маршрутов для своих детей! Ведь в такой познавательной и интересной форме Вы сможете развить у детей желание посещать исторические достопримечательности, парки, скверы и открывать для себя что-то новое и необычное.
В перспективе на сайте Городского методического центра Вы сможете ознакомиться с готовыми сценариями маршрутов, составленными нашими педагогами в рамках проекта «Я покажу тебе Москву» (Рис. 11).

11

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.