Рубрики
Управление

Программа формирования адаптивных норм поведения для учащихся из семей международных мигрантов

Программа формирования толерантности направлена на успешную адаптацию, она позволяет посредством русской традиционной культуры сформировать основные нормы поведения и взаимодействия в социуме, понять культуру принимающего общества, найти комфортные способы взаимодействия с окружающими людьми, мягко включиться в образовательный процесс.

0
Кирюхина Анна Александровна,
педагог-психолог,
руководитель структурного подразделения
«Школа русского языка» СП № 250
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1236»,
annettka@list.ru
Программа формирования толерантности направлена на успешную адаптацию, она позволяет посредством русской традиционной культуры сформировать основные нормы поведения и взаимодействия в социуме, понять культуру принимающего общества, найти комфортные способы взаимодействия с окружающими людьми, мягко включиться в образовательный процесс. Темы программы:

1. «Знакомство. Формирование правил поведения в группе».

2. «Что такое школа? Традиции школьников. Формирование толерантного поведения».

3. «Толерантность и этикет школьника. Стиль поведения и этикет общения. Приветствие. Жесты».

4. «Общение и этикет в школе: класс, школьная столовая, библиотека, на перемене».

5. «Поведение в общественном месте: улица, магазин, театр, музей, кафе, транспортные средства. Разговор по телефону».

6. «Толерантность и традиции. Традиции приема гостей. Приглашение. Этикет и поведение. Праздники».

7. «Семейный уклад. Жилище как очаг традиций».

8. «Обычаи и обряды в жизни русских».

9. «Я как часть российского общества. Формирование идентичности сознания».

Занятия начинаются с сентября и длятся до конца декабря. Каждая тема занимает 2 урока.

Тренинг № 1. «Знакомство. Формирование правил поведения в группе».

Цель: представить участников группы друг другу, сформулировать тему курса и правила поведения в группе, преодолеть трудности в общении, стеснение.

Задача: предупреждение конфликтов и тревожность, дать возможность учащимся почувствовать принадлежность к группе.

Краткое описание:

1. Учащиеся рисуют себя в национальном костюме и пишут рядом свое имя. Рисунки выкладываются в круг, каждому дается возможность представить себя и свою работу. Высказывания записываются на доске и обобщаются по группам. Это упражнение способствует формированию принадлежности к группе.

2. Упражнение «Почувствуй себя частью целого». Стулья расставляются, образуя круг. Ведущий встает в центре и задает траекторию движения. Внутри круга участники движутся, руководствуясь заданной траекторией.

3. Беседа на тему «Что такое группа? Зачем нужна группа? Я как часть группы». Участники дают определение понятию «группа», формулируют определение каждой группы, цель и задачи.

4. Участники и ведущий формулируют правила, которые позволят успешно работать в группе.

Тренинг № 2. «Что такое школа? Традиции школьников».

Цель: знакомство со школой, дать возможность почувствовать себя частью школьного коллектива, помочь включиться в школьную среду.

Задачи: фформирование адаптивных форм поведения к школьной среде, информирование о нормах поведения в школе и школьном укладе.

Краткое описание:

1. «Что такое школа?» Игра «Ассоциации»: ведущий предлагает назвать слова, ассоциирующиеся со словом «школа». Ассоциации записывают на доске. После того как все выскажутся, дается определение слову «школа».

Далее ведущий рассказывает о современной школе.

2. «Ты в школе». Учащимся предлагается нарисовать себя в школе. Глаза  это то, что они хотят видеть в школе. Уши – то, что они хотят слышать. Рот – то, что они говорят. Руки – то, что они делают. После этого рисунки выкладываются в круг и составляется портрет группы. Если кто-то хочет, то может дополнить свои рисунок словесным портретом.

«Какими были учащиеся на Руси? Чем отличается современный школьник?»

3. Свод правил школьника. Путем высказываний учащиеся придумывают правила, знакомятся с уставом школы и общешкольными правилами. Правила сравниваются.

«Правила учащихся школ на Руси. Как вы думаете можно ли что-то применить сейчас? Что сохранилось из этих норм в современной школе?»

4. Словесный портрет успешного учащегося. Высказывания записываются на доске.

«Что вам нужно для достижения успеха в школе?»

Тренинг № 3-1. «Стиль поведения и этикет общения: приветствие, жесты. Общение со сверстниками, учителями, родителями, людьми старшего возраста и иностранцами».

Цели: формирование адаптивных норм поведения в социуме, преодоление языкового барьера.

Задачи: информирование о нормах поведения в принимающем обществе, освоение необходимой лексики.

Краткое описание:

1. Занятие начинается с игры. Участники делятся на малые группы (3-4 человека). На группу выдается лист бумаги и карандаши (по количеству участников). Они молча рисуют на одном листе по заданию ведущего. После окончания работы выкладываются в круг. Участники высказывают, что для них было сложным в этом упражнении.

2. «Что же такое общение?» Дается определение, путем высказываний, общению. «Для чего людям общаться?»

3. «Что такое этикет общения? Что такое этикет поведения?»

4. Участникам даются различные роли (ученик-ученик, учитель-ученик, бабушка-внук и т.д.) и задание (например, спросить что-то). Сценки разыгрываются в центре круга, причем договоренности о том, что тот, кого просят должен согласиться нет. Каждая сценка обсуждается участниками.

5. Правила успешного общения. Формирование этикета внутригруппового поведения.

Тренинг № 3-2. «Общение и этикет в школе: класс, школьная столовая, библиотека, на перемене».

Цели: ознакомить с этикетом школьного поведения, сформировать адаптивную модель поведения в школе.

Задачи: информировать о нормах поведения в школе, предоставить возможность применить полученные навыки на практике, создать ситуацию успеха.

Краткое описание:

1. «Я  школьник. Как вести себя в школе?».

2. Нарисуй себя на уроке, на перемене, в столовой, в библиотеке и т.д.

3. «Как нельзя себя вести в школе?».

4. Разыграть ситуации «ученик – ученик», «учитель – ученик», «ученик старшего класса – ученик младшего класса» и т.д.

Тренинг № 3-3. «Поведение в общественном месте: улица, магазин, театр, музей, кафе, транспортные средства. Разговор по телефону».

Цели: освоить этикет поведения, сформировать адаптивную модель поведения.

Задачи: информировать о культуре и правилах в общественных местах, предоставить возможность применить полученные навыки на практике, создать ситуацию успеха.

Краткое описание:

1. Участникам предлагается разыграть сценки: «я в магазине (продавец-покупатель)», «я в автобусе (я наступил на ногу другому пассажиру)», «я в метро (мне нужно выйти, а проход занят)», «я в кафе (мне нужно сделать заказ)», «я в кино (я опоздал на сеанс и должен пройти к своему месту)», «я в театре (мое место заняли)», «я на улице (мне нужно спросить, как пройти к библиотеке)» и т.д.

2. Обсуждение упражнения и формирование правил поведения в общественных местах.

3. «Как я оденусь в театр».

4. «Этикет. Как одеваться в общественные места».

5. Участникам демонстрируются картинки с людьми и предлагается решить, можно ли так пойти в кино, театр, кафе, магазин и т.д.

Тренинг № 4. «Традиции приема гостей. Приглашение. Этикет и поведение. Праздники».

Цели: ознакомить с традициями приема гостей, сформировать успешную модель поведения, предупредить конфликты. Рассказать о праздниках и традициях поздравления.

Задачи: информировать о нормах поведения, предоставить возможность применить полученные навыки на практике, создать ситуацию успеха.

Краткое описание:

1. «Давайте представим семейный праздник. Нарисуйте рисунок на эту тему. Как вы встречаете гостей? Чем вы угощаете гостей? Как вы ведете себя за столом? Что вы берете с собой, когда идете в гости?».

2. «Русское гостеприимство». Презентация.

3. После просмотра участники формируют правила поведения в гостях.

4. Игра «Приглашение в гости». Игра «Проводы гостей». Игра: Встреча гостей».

Тренинг № 5. «Семейный уклад. Жилище как очаг традиций».

Цели: ознакомить с традициями семейного уклада, а также сформировать представление о быте русского народа.

Задачи: информировать о нормах поведения в семье, семейных ролях, этикете семейного поведения, предоставить возможность применить полученные навыки на практике, создать ситуацию успеха.

Краткое описание:

1. «Что такое семья. Нарисуйте портрет своей семьи. Расскажите о вашей семье».

2. «Русская семья. Традиции семейного уклада. Современная русская семья».

3. «А какие традиции семейного уклада у вас?».

4. «Что общего между традициями ваших народов и российского народа?».

Тренинг № 6. «Обычаи и обряды в жизни русского народа».

Цели: ознакомить с обычаями и обрядами, а также сформировать представление о быте русского народа.

Задачи: информировать об основных обрядах (свадьба, помолвка, венчание, потеря близких, траур, поминки), этикете поведения и общения.

Краткое описание:

1. «Как вы думаете, что такое «обряд»?» Путем высказываний формируется определение слова «обряд».

2. Презентация на тему «Обряды».

3. Участникам предлагается поиграть в «Ручеек».

4. «Как вести себя на свадьбе, помолвке, венчании и т.д.».

5. Рисунок на тему «Обряды моего народа». Рисунки выкладываются в центр. Ведущий интересуется: «какие обряды есть у вашего народа? Чем они похожи с обрядами русского народа?»

Тренинг № 7. «Русская кухня. Сервировка стола. Поведение за столом».

Цели: ознакомить с блюдами и традициями их приготовления, а также сформировать представление об этикете за столом.

Задачи: информировать о русской кухне, этикете, проиграть ситуацию «за столом».

Краткое описание:

1. «Национальная кухня». «Как вы думаете какие блюда готовят в России?»

2. «Что такое блин? Почему русские любят блины? С чем едят блины? Презентация про масленицу».

3. Участникам предлагается придумать начинку для блинов из своей национальной кухни».

4. «Сервировка стола, этикет поведения за столом. Чаепитие с блинами».

Тренинг № 8. «Русское народное творчество и народные промыслы».

Цели: ознакомить с народными промыслами и творчеством.

Задачи: информировать о видах творчества и промысла.

Краткое описание:

1. «Как вы думаете, что такое народные промыслы? Почему люди стали заниматься творчеством? А какие таланты есть у вас?»

2. Участникам предлагается продемонстрировать свои таланты.

3. «А давайте попробуем сформулировать, чем талантлива наша группа. Как мы можем применить свои таланты на практике? Как мы можем их использовать в жизни, в школе?»

4. «Какими талантами вы могли бы поделиться?» Участники получают возможность обучить других своему умению.

Тренинг № 8-1. «Практические занятия в рамках арт-терапии: хохлома, гжель».

Цели: ознакомить с народными промыслами и творчеством.

Задачи: информировать о видах творчества и промыслового искусства, дать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал.

Краткое описание:

1. Участникам показывают презентацию на тему «Хохлома». После презентации путем высказываний формируется представление об этом народном промысле.

2. Участникам предлагается самостоятельно расписать предмет в технике хохлома.

3. Участникам показывают презентацию на тему «Гжель». После презентации путем высказываний формируется представление об этом народном промысле.

4. Участникам предлагается самостоятельно расписать предмет в технике гжель.

Тренинг № 9. «Я как часть российского общества (проект, диалог, поделка)».

Цель: сформировать идентичность, помочь осознать себя частью общества.

Задачи: осознать и применить полученные навыки.

Краткое описание:

1. Упражнение «Карта». Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает лист бумаги и задание нарисовать карту государства, флаг государства и придумать девиз.

2. После упражнения карты выкладываются в центр круга. Участники получают возможность рассказать о своем государстве, его обществе, какую роль оно играет.

3. «А теперь давайте поговорим о том, что же такое общество? Как стать его частью?»

4. Участники получают задание нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему «Я – часть российского общества». По окончанию работы выставляются в круг, и каждый участник описывает свои проект.

5. Участники высказываются на следующую тему: «Я – часть российского общества».

Создание и реализация этих тренингов позволяет нам успешно адаптировать учащихся из семей международных мигрантов в школьную среду и социум на первоначальном этапе обучения.

Список литературы:
1. Мартынова М.Ю. Особенности повседневного уклада жизни русских. Информативно-просветительское пособие. Серия «Практикум межнационального общения». М., ИД «Этносфера», 2009.
2. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Смысл, 2002.
3. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001.
4. Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры. М.: Генезис, 2003.
5. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М.: Смысл, 2006.
6. Федотов Г. Большая энциклопедия ремесел. М.: Эксмо. 2008.
7. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.
8. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие: Пер. с нем. 5-е изд., стер. М: Генезис, 2005.
9. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис, 2006.
10. Этикет. Современная энциклопедия. М.: Аванта+, 2007.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.