Рубрики
Информатика

Модульный курс информатики на ступени среднего общего образования в условиях реализации эффективного учебного плана

Содержание модульного курса «Информатика» эффективного учебного плана на ступени среднего общего образования определяется исходя из Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и учитывает социальный заказ общества.

0
Хрусталёв Сергей Владимирович
методист 
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
hrustalevsv@mosmetod.ru 

Содержание модульного курса «Информатика» эффективного учебного плана на ступени среднего общего образования определяется исходя из Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и учитывает социальный заказ общества.

Вместе с тем, как было нами установлено, на отбор содержания курса информатики влияют две группы основных факторов, которые находятся между собой в противоречии:

• научность и практичность (уровень фундаментальных познаний, который действительно может обеспечить подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах);

• доступность (материал должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков, и должен содержать все наиболее значимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующих разделов науки информатики).

Основными составляющими курса «Информатика» в средней школе выступают теоретическая и практическая составляющие. Теоретическая информатика и сфера пересечения информатики и кибернетики представляют системно‐информационную картину мира, общие закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем. Практическая же информатика (информационные технологии) готовит учащихся к практической деятельности и продолжению образования в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Важно подчеркнуть, что ряд ключевых понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые — в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Таким образом, школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, а с другой — быть элементарным и доступным для изучения. Модульный курс «Информатика» может включать следующие образовательные модули: базовый, дополнительный и углубленный. Названные выше модули, в свою очередь, можно для удобства разделить на более мелкие модули.

В этом случае примерами модулей могут быть: «Информация и информационные процессы», «Информационные модели и системы», «Компьютер как универсальное средство обработки информации» и т.п. В профильном обучении модулей может быть достаточно много в соответствии с выбранным содержанием. Освоение модульного курса включает личностные, метапредметные и предметные результаты.

Разработанная модель является гибкой, так как в ней предусмотрена вариативность распределения содержания по годам обучения, например, может частично осваиваться на ступени основного общего образования за счет использования компонента ОУ и регионального компонентов учебного плана. Модульный курс «Информатика» направлен на формирование информационной компетенции, включающей в себя несколько составляющих: мотивационную, социальную когнитивную, технологическую и др.

Можно сделать вывод, что разработанная модель позволяет решить ряд важных задач: улучшить планирование учебного процесса, оптимизировать структуру учебного плана, гибко реагировать на быстро меняющееся содержание, с учетом дифференциации учебных заведений по их профилю, оснащенности компьютерами и программным обеспечением, наличия квалифицированных кадров.

Список литературы:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 04.03.2015).
2. Богомолова Е.В. Программа курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» // Информатика и образование. 2007. № 1.
3. Лившиц В.А. Образовательные стандарты третьего поколения: анализ соответствия международным стандартам / В.А. Лившиц // Аккредитация в образовании. 2011.
4. Максудова Л.Г. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения / Л.Г. Максудова, М.В. Литвиненко, В.В. Абросимов. М.: Просвещение, 2006.
5. Миронова М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода / М.Д. Миронова: автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2007.
6. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов / Петерсон Л.Г. // Начальная школа. 2008.
7. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы // Информатика и образование. 2007. № 3.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0