Рубрики
Дополнительное образование

«Несокрушимая и легендарная»: сценарий творческой акции, посвящённой разным родам войск в годы ВОВ

Оборудование к проекту: мультимедийный проектор, экран, компьютер, музыкальные фонограммы «Об огнях-пожарищах», «Песня фронтовых корреспондентов», видеопрезентация отрывков фильмов «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Офицеры», антураж солдатского привала – отелок, солдатская фляга, планшет офицера, полевая карта, поленья дров.

0
Беленко Валерия Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1404 «Гамма»»,
masterskaya_vv@mail.ru

Оборудование к проекту: мультимедийный проектор, экран, компьютер, музыкальные фонограммы «Об огнях-пожарищах», «Песня фронтовых корреспондентов», видеопрезентация отрывков фильмов «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Офицеры», антураж солдатского привала – отелок, солдатская фляга, планшет офицера, полевая карта, поленья дров.

Звучит фонограмма песни «Об огнях-пожарищах». Перед зрителями появляются ведущие. Это старшеклассники. Они одеты в форму рядовых времен Великой Отечественной войны.

Среди них есть пехотинец, моряк, летчик, артиллерист, танкист и фронтовой корреспондент с блокнотом.

Под звуки песни они воссоздают картину художника Ю. Непринцева «Солдатский привал. Василий Теркин» – выкладывают горкой поленья, садятся вокруг костра, достают кисеты с табаком. Теркин в центре композиции.

Теркин:

– Ну что, бойцы, устали? (Бойцы отвечают.) А знаете, что повышает боевой дух солдата? Песня и шутка, говорите? Конечно – и песня, и шутка! Но это сейчас, хорошо на привале… А в бою необходимо знание о значении своего рода войск на войне и в мирное время.

Согласны со мной? (Бойцы соглашаются.) Тогда предлагаю вам соревнование: каждый сидящий у нашего костра расскажет о важности и нужности своих войск, а мы все послушаем и решим, какие же войска важнее. И я начну, пожалуй…

На экране демонстрация слайда – репродукция картины Ю. Непринцева «Солдатский привал. Солдат Василий Теркин».

Летчик:

– Почему ты первый? Мне тоже есть о чем рассказать и чем гордиться!

Моряк:

– И мне не терпится!

Танкист:

– А я подожду своей очереди… Мы, танкисты, ребята терпеливые.

Корреспондент:

– А я знаю, почему он первый: ведь пехота – царица полей!

Артиллерист:

– Давай, браток!

Теркин:

– Верно говоришь… Итак, пехота – род войск в вооруженных силах государств, которые предназначены для ведения боевых действий в пешем порядке, то есть на собственных ногах. Пехота является самым древним и массовым родом войск.

А еще пехота связана с артиллерией.

Артиллерист:

– Атаку пехоты во время боевых действий всегда предварял артиллерийский удар по позициям обороняющегося противника, после чего огонь артиллерии переводился вглубь обороны врага.

Теркин:

– А пехота, ведя огонь из всех видов личного оружия, броском всех сил сближалась с противником на минимальное расстояние. После чего пехотинцы забрасывали окопы противника гранатами и переходили в рукопашную схватку.

Артиллерист:

– Артиллерия – один из трех старейших видов войск, основной ударный резерв сухопутных войск любой армии.

Артиллерия имеет многообразную классификацию по своему боевому предназначению. Включает пушки, гаубицы, минометы, безоткатные орудия, пусковые установки противотанковых управляемых ракет. Есть у нее и свои средства передвижения – колесные и гусеничные тягачи, а также все виды стрелкового оружия и гранатометы.

Артиллерия бывает зенитной и строевой, а еще полевой. Полевая артиллерия нужна для сражений в открытом поле.

Теркин:

– Точно, браток… Полевая артиллерия, подобно пехоте, формируется в твердосплоченные боевые части. И такая часть называется батареей. Каждая батарея состоит из шести или восьми орудий или ракетных установок.

На экране показан фрагмент кинофильма С. Ростоцкого «А зори здесь тихие», в котором зенитчица Маргарита Осянина сбивает фашистский самолет.

Артиллерист:

– Есть еще тяжелая артиллерия. Она нужна там, где бой имеет мало изменчивый характер, а это значит, что цели стоят неподвижно и позиции занимаются на долгое время.

Такое бывает при атаке и защите крепостей, а также при обороне берегов. Это называется «береговая артиллерия». Ее спецзадача – борьба с военными судами.

Моряк:

– Вот это уже и моя стихия, братцы… Я – рядовой морской пехоты. Мой род войск предназначен для участия в морских операциях и использования в качестве ударных отрядов в других видах боевых действий, в задачи которого входит захват береговой линии, кораблей и судов противника под прикрытием береговой артиллерии.

На палубе стоит моряк
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной.

Еще морская пехота применяется для отдельных тактических операций и тогда мы называемся спецназ. Главные задачи морской пехоты заключаются в наступлении с моря: она должна завоевывать береговые плацдармы и удерживать до подхода главных сил, а в обороне – защищать пункты базирования военных кораблей с сухопутных направлений.

На экране демонстрация слайда-репродукция картины художника А. Дейнеки «Оборона Севастополя»

Летчик:

– Я – защитник неба. Армейская авиация предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их поддержки с воздуха, для ведения тактической воздушной разведки, радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений. Существует авиация сухопутных войск и войска противовоздушной обороны и все это ВВС – военно-воздушные силы.

Моряк:

– У вас, как и у нас, тоже есть десантура.

Летчик:

– Да, есть. Это называется воздушный десант.

Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга,
Найдут опасного врага.

Корреспондент:

– А каковы виды военной авиации?

Летчик:

– Авиация бывает бомбардировочная, истребительная, разведывательная, транспортная и штурмовая.

На экране показан воздушный бой из кинофильма Л. Быкова «В бой идут одни «старики»».

Танкист:

– Я хочу рассказать о замечательном танковом экипаже…

Теркин:

– Знаем-знаем… (Напевает.) Три танкиста, три веселых друга экипаж машины боевой…

Танкист:

– На самом деле веселого в бою и в мирное время мало, ведь командиру танка приходится руководить действиями экипажа при ведении боевых действий или в ходе учебно-боевой деятельности, а это очень трудно. В танке экипаж из четырех человек.

Второй член экипажа после командира – механик-водитель. Он несет непосредственную ответственность за техническое состояние ходовой части танка. Он должен водить танк в любых условиях, умело преодолевать препятствия и заграждения, труднодоступные участки местности, выбирать оптимальные маршруты движения. Также он ведет наблюдение за полем боя, появляющимися целями, докладывает о них командиру, обеспечивает наводчику орудия наилучшие условия для стрельбы.

Вот наводчик орудия и есть третий член «экипажа машины боевой».

При выполнении боевой задачи экипажем танка наводчик ведет огонь из танковой пушки и пулемета по целям. Стрелок танка называется наводчиком-оператором и носит воинское звание ефрейтора.

Четвертый член экипажа называется заряжающий. Вместе с наводчиком он участвует в подготовке орудия к бою. Так же его задача – следить за осуществлением средств связи. Заряжающий танка должен знать обязанности наводчика орудия и, если надо, заменять его.

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет.
Ствол орудийный впереди.
Опасно, враг-не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой любой!

На экране показан отрывок из кинофильма «Офицеры» – объезд генералом танковых частей.

Теркин (фронтовому корреспонденту):

–  Ну, а ты, браток, что не рвешься что-то рассказать товарищам?

Корреспондент (отрываясь от блокнота):

– А я записываю за вами, ведь моя работа – освещать труд всех армейских подразделений и во время боевых действий на войне, и во время учебно-боевых тревог, и в мирное время. Мы, журналисты, создаем военную летопись – героическую историю пути Армии, ее сражений и побед Родине.

Звучит песня фронтовых корреспондентов «С «Лейкой» и блокнотом».

Артиллерист:

– Нужные у нас профессии, ребята!

Летчик:

– Нам есть что защищать!

Моряк:

– И есть чем гордиться!

Теркин (корреспонденту):

– Давай-ка, летописец, пока мы тут все вместе, сделай нам фото на память!

Корреспондент:

– С большим удовольствием… Для истории…

Рядовые садятся близко друг к другу, обнявшись. Корреспондент фотографирует.

Звучит военный марш «Несокрушимая и легендарная».

Артисты, игравшие роли солдат, улыбаются и машут приветственно зрителям.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0