Рубрики
Дополнительное образование

«На Берлин!»: сценарий творческого проекта, посвящённого 70-летию Великой Победы

Перед сценой стоят парты и лавки – там классная комната. Дощатые лавки и столы. На столе стопки тетрадей и глобус. Перед учительским столом – поленья дров для растопки печки. Вешалка, под которой стоят валенки. Окно заклеено бумагой крест-накрест. На грифельной доске – географическая карта, на которой отмечен наступательный путь советской Армии.

0
Беленко Валерия Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1404 «Гамма»»,
masterskaya_vv@mail.ru

 

На сцене сооружена декорация школьной учительской времен войны.

Перед сценой стоят парты и лавки – там классная комната. Дощатые лавки и столы. На столе стопки тетрадей и глобус. Перед учительским столом – поленья дров для растопки печки. Вешалка, под которой стоят валенки. Окно заклеено бумагой крест-накрест. На грифельной доске – географическая карта, на которой отмечен наступательный путь советской Армии.

Звучит второй концерт Рахманинова. В декорации сцены появляются учителя. Учитель истории кутается в шаль, согревает руки дыханием. Садится к столу, читает газету. Учитель русского языка проверяет тетради. Учитель рисования рисует стенгазету.

Учитель истории:

– 1418 дней шла война… Самая суровая и кровопролитная за все время существования человечества… Способная стереть с лица земли все культурное наследие, все духовные и материальные ценности, накопленные в веках… И пусть наша школа далеко от мест сражений, в глубоком сибирском тылу, мы с детьми не могли оставаться в стороне от фронта.

(Учительница подходит к карте, разглядывает ее. Перед сценой, в классной комнате, с разных сторон появляются ученики.)

Первый ученик:

– Наша Мария Георгиевна рассказывала нам про первый день войны…

Второй:

– Про оборону Брестской крепости и защиту Минска…

Третий:

– Она сообщила нам про то, как обороняли Украину, ее степи и балки.

Четвертый:

– Мария Георгиевна рассказывала нам о том, как были оставлены Советскими войсками Киев, Одесса, Харьков…

Пятый:

– Как взят был Ленинград – колыбель культуры, в блокадное кольцо…

Шестой:

– Рассказывала, как сражались за Крым… Как воевали за Севастополь…

Седьмой:

– Какой кровавой и страшной была Сталинградская битва…

Восьмой:

– Услышали от нее мы и про бои за Кавказ.

Учитель истории:

– Но когда велись бои на Курской дуге и в великом танковом сражении под Прохоровкой произошел перелом в военных действиях и наша армия стала переходить в наступление, я увидела свет надежды в глазах моих детей! Они, как и я, как и все советские люди, безоговорочно верили в нашу победу! Они радовались каждому красному флажку на карте и каждый сантиметр бумажного пространства вырастал для них в километры военных дорог, проложенных сапогами наших солдат уже по освобожденной от врага земле!

Перед сценой мальчик и девочка. Он в тельняшке, отцовском пиджаке и пилотке не по размеру, она в школьном платье, валенках, перевязана шалью крест-накрест. У каждого в руках картошина в мундире. Чистят ее, разговаривают.

Он:

– Сбегу на фронт! Не могу сиднем сидеть! Там наши воюют, а мы здесь, в тылу, как немощные какие…

Она:

– Как же ты сбежишь? Отсюда, из Сибири?

Он:

– А что? На попутке до станции, а там все эшелоны – в сторону фронта!

Она:

– А кто ж тебя в эшелон возьмет?

Он:

– Тайно проберусь, спрячусь! В сено зароюсь в фуражном вагоне… А там уж меня не ссадят – там уже фронт близко… Доберусь!

Она:

– А мама как же? О ней ты подумал?

Он:

– Мама? А что мама? У нее еще Пашка есть, и Лелька… Она с ними так занята, что и не заметит сначала…

Она:

– И не жалко тебе их-таких маленьких? Ведь, кроме тебя, у твоей мамы помощи нету…

Он:

– На фронте я нужнее! Не уговаривай!

Она:

– Ты дома нужнее… А на фронте отец ваш воюет – за тебя, за Пашку, за Лельку, за маму вашу…

Он (со вздохом):

– Да ты права, конечно… На кого я мать брошу? (забирает у девочки из рук картофельные шкурки, прячет в карман)

Она (прислушиваясь):

– Пора в класс возвращаться, Мария Георгиевна в колокольчик звонит…

Учитель истории:

– Дети… Мои чудесные дети… Здесь, в далеком тылу, куда долетали отголоски наступательной советской канонады, они ни на минуту не забывали о тех событиях, что происходили вдали от нашей сельской школы.

Учитель русского языка:

– Они разучивали на переменах стихи Берггольц и Антокольского, Твардовского и Симонова, Ахматовой и Друниной.

И ни на секунду не забывали, что это часть великой русской культуры, за которую их отцы сражаются не на жизнь, а насмерть!

Звучат стихи Ольги Берггольц в исполнении одного из учащихся.

Учитель рисования:

– Они упоенно создавали боевые плакаты, листовки, афиши концертов, с которыми мы выступали в госпиталях, даря раненым хоть маленький, но праздник творчества, а значит, праздник мирной жизни!

Они писали раненым письма под диктовку, бесхитростно рассказывая им о своей довоенной жизни, в ответ слушая о жизни этих отважных людей. И никогда не были в стороне от военных событий! (несколько учащихся с учителем рисования собираются в уголке декорации и вполголоса поют под гитару песню Леонида Утесова, другие продолжают монолог для зрителя)

Первый:

– Да как можно было не думать про это? Наконец, наши войска перешли в уверенное наступление, вытеснив врага из Орла…

Второй:

– За август 43-го были освобождены также Белгород, затем Харьков!

Третий:

– Освобождением Харькова завершилось величайшее сражение на Курской дуге, продолжавшееся 50 дней!

Четвертый:

– В этом сражении были разгромлены основные силы противника!

Пятый:

– А первого сентября, когда мы пошли в шестой класс, советские войска Западного фронта освободили Смоленск!

На экране идет фоторяд «Освобождение Смоленска», озвученный стихами в исполнении поэта К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?».

Шестой:

– В Смоленске у немцев был важнейшего значения стратегический узел и, когда их оттуда оттеснили наши солдаты, они откатились на 200 километров на Запад от нашей страны!

Седьмой:

– Нас уже нельзя было задержать или остановить! Невозможно! Стальные пальцы союзных республик сжались в мощный кулак и на Юго-Западном фронте за август 43-го были освобождены Брянск, Донбасс, Чернигов и Полтава!

Восьмой:

– Левый берег Днепра стал свободным!

Учитель русского языка:

– Но Гитлер был уверен, что русские не смогут перейти Днепр. Слишком хитра была оборона вынужденного отступать противника.

Началось форсирование Днепра советскими войсками.

Фоном к словам участников проекта включена фонограмма боя – звучат артиллерийские залпы.

Первый:

– Весь сентябрь красная советская армия объединяла силы на левом берегу Днепра, чтобы с ходу атаковать фашистов.

Второй:

– Началось повсеместное партизанское движение, которое изматывало силы противника и отвлекало его от главной на тот момент военной операции.

Третий:

– Передовые отряды бойцов, переправившись через Днепр с помощью понтонов, попадали под яростные атаки сопротивляющихся гитлеровцев, но дух патриотизма и справедливая ярость в адрес врага, помогала вести неравные пока бои.

Четвертый:

– Октябрь 43-го стал переломным в схватке за Днепр и в начале ноября враг отступил в предместья Киева.

Пятый:

– Третьего ноября советские войска вступили в Киев…

Шестой:

– А уже шестого Киев был взят, над ним развевались победные красные флаги!

Седьмой:

– Но до окончательной победы над врагом было еще полтора долгих и невероятно тяжелых года войны…

Восьмой:

– Хотя теперь красные флажки на географической карте появлялись один за другим!

Учитель истории:

– Теперь и правый берег Днепра стал советским! В октябре были освобождены Житомир, Запорожье и Днепропетровск.

Учитель русского языка:

– А в декабре 43-го в Иране состоялась Тегеранская конференция союзных Советскому Союзу держав – Великобритании и Америки. Итогом работы конференции стал договор между союзниками об открытии в Европе второго фронта в мае 44-го года.

Учитель рисования:

– А так, как исход войны хотя бы теоретически становился ясен, решался заодно и вопрос послевоенной судьбы Германии.

Первый:

– Зима и весна 44-го… Вся Украина была освобождена многочисленными наступательными операциями!

Второй:

– И, наконец, советские войска, вытеснили врага со своей земли и подошли к первому на своем освободительном пути государству Восточной Европы…

Третий:

– Это была Румыния.

Четвертый:

– Параллельно освобождали полуостров Крым. Севастополь, Симферополь, Феодосия…

Пятый:

– И, конечно, Одесса… Любимый россиянами город с его уникальными традициями и культурой.

Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У Черного моря».

На сцене мальчик с сумкой газет. Размахивая газетой, он выкрикивает: «Последние новости! Последние новости! Спешите купить! Одесса освобождена! Николаев освобожден! Тирасполь освобожден! Слава доблестной советской армии!».

Учитель истории (беря из рук продавца газету и глядя в нее):

– Да, Одесса свободна… И Николаев, и Тирасполь… А в конце июля освобожден и Львов.

Учитель русского языка:

– Западная Украина пройдена из края в край бойцами Советской армии.

Учитель рисования:

– И вот в конце лета армия на территории Польши, а это значит, и до Германии рукой подать!

Шестой:

– Параллельно бойцами Северного фронта окончательно снята блокада Ленинграда. Освобождены Выборг и Петрозаводск. Борьба на Карельском перешейке позволила нашим бойцам выйти к границам Эстонии и Финляндии.

Седьмой:

– Дальше были Молдавия, Словакия, Югославия – в Восточной Европе…

Восьмой:

– Города Прибалтики – Рига, Таллин, Вильнюс на Западе.

Фоном к словам звучит фонограмма песни Леонида Утесова «На Берлин!».

Учитель истории:

– В канун нового 1945 года была осуществлена операция по освобождению Будапешта. Взять Будапешт оказалось трудным делом, ведь это город-крепость, штурмовать крепость пришлось множественными атаками, продолжавшимися около месяца. Наконец, свободным от гитлеровцев стал и Будапешт!

Первый:

– Доблестный праздник советской армии 23 февраля наши солдаты встречали на Варшавско-Берлинском направлении.

Второй:

– Февраль 45-го знаменателен еще тем, что в Ялте состоялась конференция стран-союзников – СССР, Англии и Америки.

Третий:

– Исход войны к этому времени стал предельно ясен: и на конференции обсуждалось послевоенное устройство мира и судьба Германии.

Четвертый:

– За апрель 45-го советскими войсками освобождена Вена и оставался последний финальный бой за Берлин.

Пятый:

– Фашистский генералитет бросил все силы на оборону своей цитадели. Воевали до последнего солдата, до последнего патрона; рубежи и подходы к столице оборонялись так, что войти в город было невозможно!

Шестой:

– Власти вермахта пытались заключить сепаратный мир с англичанами и американцами, готовые принимать условия Европы, лишь бы не допустить русских на улицы города.

Седьмой:

– Но, чему быть, того не миновать – загнанные в угол фашисты безуспешно пытались отбросить Красную армию от Берлина. 20 апреля начался решительный штурм Берлина. 30 апреля – штурм рейхстага.

Восьмой:

– 1 мая 1945 года парламентарии вермахта перешли ночью линию фронта и прибыли в штаб советского командования фронтом с сообщением, что Гитлер покончил жизнь самоубийством.

Учитель истории:

– Германские генералы пытались договориться о перемирии и начать переговоры, но советский штаб фронта настаивал на безоговорочной капитуляции Германии и признание в проигрыше войны фашистской военной машины, доселе не ведавшей поражений.

Учитель русского языка:

– 6 мая 1945 года Германия окончательно признала себя побежденной, а в ночь с 8-го на 9-е мая был подписан акт о капитуляции.

Учитель рисования:

– В этот день все краски стали ярче! И черные зловещие тени войны отступили в небытие…

На экране идет хроника Парада Победы в Москве, который состоялся 24 июня 1945 года на Красной площади (тот кульминационный эпизод, в котором советские солдаты бросают оземь трофейные немецкие штандарты к подножию Мавзолея).

Первый:

– Ценность Победы огромна и неумолима.

Второй:

– Значение Победы неизменно.

Третий:

– Подвиг героев беспримерен.

Четвертый:

– Память благодарная и не иссякающая, как тепло и свет вечного огня.

Пятый:

– Победители подарили нам мир и радость жизни под мирным небом.

Шестой:

– Они подарили нам мечты и надежды.

Седьмой:

– Мы гордимся своими дедами. Их мужеством и героизмом.

Восьмой:

– И теперь наше время хранить этот подарок – МИР НА ЗЕМЛЕ.

На экране – войска президентского парадного гарнизона замерли у Вечного огня.

Артисты выходят на поклон.

Звучит марш Д. Тухманова «День Победы».

Далее праздник может продолжаться по классам с ветеранами ВОВ в качестве почетных гостей.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0