ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1404 «Гамма»»,
masterskaya_vv@mail.ru
На сцене сооружена декорация школьной учительской времен войны.
Перед сценой стоят парты и лавки – там классная комната. Дощатые лавки и столы. На столе стопки тетрадей и глобус. Перед учительским столом – поленья дров для растопки печки. Вешалка, под которой стоят валенки. Окно заклеено бумагой крест-накрест. На грифельной доске – географическая карта, на которой отмечен наступательный путь советской Армии.
Звучит второй концерт Рахманинова. В декорации сцены появляются учителя. Учитель истории кутается в шаль, согревает руки дыханием. Садится к столу, читает газету. Учитель русского языка проверяет тетради. Учитель рисования рисует стенгазету.
Учитель истории:
– 1418 дней шла война… Самая суровая и кровопролитная за все время существования человечества… Способная стереть с лица земли все культурное наследие, все духовные и материальные ценности, накопленные в веках… И пусть наша школа далеко от мест сражений, в глубоком сибирском тылу, мы с детьми не могли оставаться в стороне от фронта.
(Учительница подходит к карте, разглядывает ее. Перед сценой, в классной комнате, с разных сторон появляются ученики.)
Первый ученик:
– Наша Мария Георгиевна рассказывала нам про первый день войны…
Второй:
– Про оборону Брестской крепости и защиту Минска…
Третий:
– Она сообщила нам про то, как обороняли Украину, ее степи и балки.
Четвертый:
– Мария Георгиевна рассказывала нам о том, как были оставлены Советскими войсками Киев, Одесса, Харьков…
Пятый:
– Как взят был Ленинград – колыбель культуры, в блокадное кольцо…
Шестой:
– Рассказывала, как сражались за Крым… Как воевали за Севастополь…
Седьмой:
– Какой кровавой и страшной была Сталинградская битва…
Восьмой:
– Услышали от нее мы и про бои за Кавказ.
Учитель истории:
– Но когда велись бои на Курской дуге и в великом танковом сражении под Прохоровкой произошел перелом в военных действиях и наша армия стала переходить в наступление, я увидела свет надежды в глазах моих детей! Они, как и я, как и все советские люди, безоговорочно верили в нашу победу! Они радовались каждому красному флажку на карте и каждый сантиметр бумажного пространства вырастал для них в километры военных дорог, проложенных сапогами наших солдат уже по освобожденной от врага земле!
Перед сценой мальчик и девочка. Он в тельняшке, отцовском пиджаке и пилотке не по размеру, она в школьном платье, валенках, перевязана шалью крест-накрест. У каждого в руках картошина в мундире. Чистят ее, разговаривают.
Он:
– Сбегу на фронт! Не могу сиднем сидеть! Там наши воюют, а мы здесь, в тылу, как немощные какие…
Она:
– Как же ты сбежишь? Отсюда, из Сибири?
Он:
– А что? На попутке до станции, а там все эшелоны – в сторону фронта!
Она:
– А кто ж тебя в эшелон возьмет?
Он:
– Тайно проберусь, спрячусь! В сено зароюсь в фуражном вагоне… А там уж меня не ссадят – там уже фронт близко… Доберусь!
Она:
– А мама как же? О ней ты подумал?
Он:
– Мама? А что мама? У нее еще Пашка есть, и Лелька… Она с ними так занята, что и не заметит сначала…
Она:
– И не жалко тебе их-таких маленьких? Ведь, кроме тебя, у твоей мамы помощи нету…
Он:
– На фронте я нужнее! Не уговаривай!
Она:
– Ты дома нужнее… А на фронте отец ваш воюет – за тебя, за Пашку, за Лельку, за маму вашу…
Он (со вздохом):
– Да ты права, конечно… На кого я мать брошу? (забирает у девочки из рук картофельные шкурки, прячет в карман)
Она (прислушиваясь):
– Пора в класс возвращаться, Мария Георгиевна в колокольчик звонит…
Учитель истории:
– Дети… Мои чудесные дети… Здесь, в далеком тылу, куда долетали отголоски наступательной советской канонады, они ни на минуту не забывали о тех событиях, что происходили вдали от нашей сельской школы.
Учитель русского языка:
– Они разучивали на переменах стихи Берггольц и Антокольского, Твардовского и Симонова, Ахматовой и Друниной.
И ни на секунду не забывали, что это часть великой русской культуры, за которую их отцы сражаются не на жизнь, а насмерть!
Звучат стихи Ольги Берггольц в исполнении одного из учащихся.
Учитель рисования:
– Они упоенно создавали боевые плакаты, листовки, афиши концертов, с которыми мы выступали в госпиталях, даря раненым хоть маленький, но праздник творчества, а значит, праздник мирной жизни!
Они писали раненым письма под диктовку, бесхитростно рассказывая им о своей довоенной жизни, в ответ слушая о жизни этих отважных людей. И никогда не были в стороне от военных событий! (несколько учащихся с учителем рисования собираются в уголке декорации и вполголоса поют под гитару песню Леонида Утесова, другие продолжают монолог для зрителя)
Первый:
– Да как можно было не думать про это? Наконец, наши войска перешли в уверенное наступление, вытеснив врага из Орла…
Второй:
– За август 43-го были освобождены также Белгород, затем Харьков!
Третий:
– Освобождением Харькова завершилось величайшее сражение на Курской дуге, продолжавшееся 50 дней!
Четвертый:
– В этом сражении были разгромлены основные силы противника!
Пятый:
– А первого сентября, когда мы пошли в шестой класс, советские войска Западного фронта освободили Смоленск!
На экране идет фоторяд «Освобождение Смоленска», озвученный стихами в исполнении поэта К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?».
Шестой:
– В Смоленске у немцев был важнейшего значения стратегический узел и, когда их оттуда оттеснили наши солдаты, они откатились на 200 километров на Запад от нашей страны!
Седьмой:
– Нас уже нельзя было задержать или остановить! Невозможно! Стальные пальцы союзных республик сжались в мощный кулак и на Юго-Западном фронте за август 43-го были освобождены Брянск, Донбасс, Чернигов и Полтава!
Восьмой:
– Левый берег Днепра стал свободным!
Учитель русского языка:
– Но Гитлер был уверен, что русские не смогут перейти Днепр. Слишком хитра была оборона вынужденного отступать противника.
Началось форсирование Днепра советскими войсками.
Фоном к словам участников проекта включена фонограмма боя – звучат артиллерийские залпы.
Первый:
– Весь сентябрь красная советская армия объединяла силы на левом берегу Днепра, чтобы с ходу атаковать фашистов.
Второй:
– Началось повсеместное партизанское движение, которое изматывало силы противника и отвлекало его от главной на тот момент военной операции.
Третий:
– Передовые отряды бойцов, переправившись через Днепр с помощью понтонов, попадали под яростные атаки сопротивляющихся гитлеровцев, но дух патриотизма и справедливая ярость в адрес врага, помогала вести неравные пока бои.
Четвертый:
– Октябрь 43-го стал переломным в схватке за Днепр и в начале ноября враг отступил в предместья Киева.
Пятый:
– Третьего ноября советские войска вступили в Киев…
Шестой:
– А уже шестого Киев был взят, над ним развевались победные красные флаги!
Седьмой:
– Но до окончательной победы над врагом было еще полтора долгих и невероятно тяжелых года войны…
Восьмой:
– Хотя теперь красные флажки на географической карте появлялись один за другим!
Учитель истории:
– Теперь и правый берег Днепра стал советским! В октябре были освобождены Житомир, Запорожье и Днепропетровск.
Учитель русского языка:
– А в декабре 43-го в Иране состоялась Тегеранская конференция союзных Советскому Союзу держав – Великобритании и Америки. Итогом работы конференции стал договор между союзниками об открытии в Европе второго фронта в мае 44-го года.
Учитель рисования:
– А так, как исход войны хотя бы теоретически становился ясен, решался заодно и вопрос послевоенной судьбы Германии.
Первый:
– Зима и весна 44-го… Вся Украина была освобождена многочисленными наступательными операциями!
Второй:
– И, наконец, советские войска, вытеснили врага со своей земли и подошли к первому на своем освободительном пути государству Восточной Европы…
Третий:
– Это была Румыния.
Четвертый:
– Параллельно освобождали полуостров Крым. Севастополь, Симферополь, Феодосия…
Пятый:
– И, конечно, Одесса… Любимый россиянами город с его уникальными традициями и культурой.
Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У Черного моря».
На сцене мальчик с сумкой газет. Размахивая газетой, он выкрикивает: «Последние новости! Последние новости! Спешите купить! Одесса освобождена! Николаев освобожден! Тирасполь освобожден! Слава доблестной советской армии!».
Учитель истории (беря из рук продавца газету и глядя в нее):
– Да, Одесса свободна… И Николаев, и Тирасполь… А в конце июля освобожден и Львов.
Учитель русского языка:
– Западная Украина пройдена из края в край бойцами Советской армии.
Учитель рисования:
– И вот в конце лета армия на территории Польши, а это значит, и до Германии рукой подать!
Шестой:
– Параллельно бойцами Северного фронта окончательно снята блокада Ленинграда. Освобождены Выборг и Петрозаводск. Борьба на Карельском перешейке позволила нашим бойцам выйти к границам Эстонии и Финляндии.
Седьмой:
– Дальше были Молдавия, Словакия, Югославия – в Восточной Европе…
Восьмой:
– Города Прибалтики – Рига, Таллин, Вильнюс на Западе.
Фоном к словам звучит фонограмма песни Леонида Утесова «На Берлин!».
Учитель истории:
– В канун нового 1945 года была осуществлена операция по освобождению Будапешта. Взять Будапешт оказалось трудным делом, ведь это город-крепость, штурмовать крепость пришлось множественными атаками, продолжавшимися около месяца. Наконец, свободным от гитлеровцев стал и Будапешт!
Первый:
– Доблестный праздник советской армии 23 февраля наши солдаты встречали на Варшавско-Берлинском направлении.
Второй:
– Февраль 45-го знаменателен еще тем, что в Ялте состоялась конференция стран-союзников – СССР, Англии и Америки.
Третий:
– Исход войны к этому времени стал предельно ясен: и на конференции обсуждалось послевоенное устройство мира и судьба Германии.
Четвертый:
– За апрель 45-го советскими войсками освобождена Вена и оставался последний финальный бой за Берлин.
Пятый:
– Фашистский генералитет бросил все силы на оборону своей цитадели. Воевали до последнего солдата, до последнего патрона; рубежи и подходы к столице оборонялись так, что войти в город было невозможно!
Шестой:
– Власти вермахта пытались заключить сепаратный мир с англичанами и американцами, готовые принимать условия Европы, лишь бы не допустить русских на улицы города.
Седьмой:
– Но, чему быть, того не миновать – загнанные в угол фашисты безуспешно пытались отбросить Красную армию от Берлина. 20 апреля начался решительный штурм Берлина. 30 апреля – штурм рейхстага.
Восьмой:
– 1 мая 1945 года парламентарии вермахта перешли ночью линию фронта и прибыли в штаб советского командования фронтом с сообщением, что Гитлер покончил жизнь самоубийством.
Учитель истории:
– Германские генералы пытались договориться о перемирии и начать переговоры, но советский штаб фронта настаивал на безоговорочной капитуляции Германии и признание в проигрыше войны фашистской военной машины, доселе не ведавшей поражений.
Учитель русского языка:
– 6 мая 1945 года Германия окончательно признала себя побежденной, а в ночь с 8-го на 9-е мая был подписан акт о капитуляции.
Учитель рисования:
– В этот день все краски стали ярче! И черные зловещие тени войны отступили в небытие…
На экране идет хроника Парада Победы в Москве, который состоялся 24 июня 1945 года на Красной площади (тот кульминационный эпизод, в котором советские солдаты бросают оземь трофейные немецкие штандарты к подножию Мавзолея).
Первый:
– Ценность Победы огромна и неумолима.
Второй:
– Значение Победы неизменно.
Третий:
– Подвиг героев беспримерен.
Четвертый:
– Память благодарная и не иссякающая, как тепло и свет вечного огня.
Пятый:
– Победители подарили нам мир и радость жизни под мирным небом.
Шестой:
– Они подарили нам мечты и надежды.
Седьмой:
– Мы гордимся своими дедами. Их мужеством и героизмом.
Восьмой:
– И теперь наше время хранить этот подарок – МИР НА ЗЕМЛЕ.
На экране – войска президентского парадного гарнизона замерли у Вечного огня.
Артисты выходят на поклон.
Звучит марш Д. Тухманова «День Победы».
Далее праздник может продолжаться по классам с ветеранами ВОВ в качестве почетных гостей.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.