Рубрики
Экономика

Методическое сопровождение для учителей экономики к городскому образовательному проекту «Урок в Москве»

Современное общество выдвинуло новые требования к образовательному процессу в средней школе. Основным из этих требований является необходимость связать обучение с жизнью и подготовить учащихся к эффективной трудовой деятельности вне стен школы.

0
Валуева Наталья Леонидовна,
Отличник народного просвещения,
лауреат конкурса «Грант Москвы» в области образования,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
valuevanl@mosmetod.ru

Современное общество выдвинуло новые требования к образовательному процессу в средней школе. Основным из этих требований является необходимость связать обучение с жизнью и подготовить учащихся к эффективной трудовой деятельности вне стен школы.

Лебедева Марианна Владимировна, директор Городского методического центра Департамента образования г. Москвы, в специальном выпуске газеты «Московский учитель», посвященном II Съезду учителей Москвы (в статье «Педагогический диалог: от фундаментальных понятий  к фундаментальному знанию»), отметила следующее: «Учителя довольно часто сталкиваются с проблемой: как объяснить детям то, что не имеет определения? Как правило, ребенок запоминает (заучивает) выделенные курсивом определения учебника. Но ведь многие важные понятия, которыми мы легко оперируем в разговоре, вроде понимая их суть, не имеют определения в учебниках! А для детей они сложны и противоречивы.

Как показывает практика, без понимания ключевых понятий учиться дальше трудно  получается замкнутый круг: ребенок все время пытается понять и объяснить непонятное через понятное, необъяснимое через объяснимое.

Приведу простой пример. Все мы представляем, что такое точка, прямая или, например, отражение в физике. Тем не менее, если мы попробуем дать определения этим понятиям, то поймем, что на самом деле это довольно сложные вещи. И познать саму природу данных явлений мы можем, только проникнув в тайны науки, которая их объяснит».

В основе методических разработок проекта «Урок в Москве» лежат понятия, которые учащиеся должны не только понять, но и осмыслить, запомнить. На уроках по экономике изучается не более 10 таких понятий (350 понятий (1часовой курс) за год). А сколько таких понятий изучают обучающиеся за 6-7 уроков? За один день? За неделю? За год? Много.

В конструкторе проекта «Урок в Москве» соединяются в единое целое следующие компоненты: стандарты образования, фундаментальные понятия, образовательные ресурсы города Москвы (музеи, предприятия, социальная среда города, информационные порталы города), единое информационное пространство ГМЦ по экономике, – все это является уроками с деятельностной направленностью. Авторами этих уроков могут быть методисты ГМЦ, методисты школ, учителя, педагоги дополнительного образования и педагоги, ведущие внеурочную деятельность. Чем больше в информационном архиве уроков, тем больше вариантов планирования уроков по предмету: таким образром накапливается архивная база для молодых учителей и учителей со стажем. В архивной электронной базе уроков их должно быть много.

На сайте Городского методического центра уже созданы конструкторы уроков по предмету «Экономика», которые может использовать в своей работе каждый учитель. В данной информационной среде учитель может получить взаимопомощь, взаимообучение и повышение квалификации, ведь каждый опубликованный урок или статья — это уровень квалификации учителя.

Главное требование к городскому образовательному проекту «Урок в Москве» – это то, что уроки должны разрабатываться в музеях, на предприятиях, социальной среде города или с использованием информационных порталов города.

Как провести эффективный урок? Ответ на этот вопрос есть в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

Во второй статье Закона сказано, что образование  это организация деятельности обучающихся, направленная на освоение и нового социального опыта, умений и навыков, необходимых в жизни; в стандарте указано, что ведущий подход в общем образовании  системно-деятельностный подход. Таким образом, главный признак эффективного урока  наличие учебной деятельности обучающихся.

Основные признаки эффективного урока:

• Точно определены контролируемые элементы содержания образования, осваиваемые обучающимися, урок  элемент системы формирования межпредметных понятий.

• Точно выбраны информационно-методические материалы: параграф учебника, рабочие листы, маршрутные карты, индивидуальные наборы дидактического материала.

• Выбор эффективных методов обучения.

• Организация учебной деятельности обучающихся.

Эффективный учитель должен научиться отбирать необходимый материал к уроку и формировать папки с фотографиями, научными текстами, статьями, статистической информацией, экономическими задачами, материалами ОГЭ и ЕГЭ и информационных порталов (Банка России, ВВП, Сбербанка и т. д.).

Напомню еще раз, что идея проекта «Урок в Москве» – это использование потенциала различных социокультурных объектов города как образовательного ресурса: организация занятий для учащихся на базе учреждений культуры, исторических объектов, предприятий, в памятных местах Москвы. Участие в проекте позволит учащимся расширить рамки предметного содержания, освоить навыки исследовательской деятельности, привлечь родителей к еще более активному участию в образовательном процессе: без помощи родителей или родительского комитета организовать урок в музее иногда бывает трудно.

На сегодняшний день уже созданы конструкторы уроков по экономике на базовом и углубленном уровне. Вот электронный архив этих уроков:

№ п/п Раздел Базовый уровень  Место проведения Углубленный уровень Место проведения 
1 Экономика как наука и сфера деятельности человека Экономика как сфера деятельности человека Музей Москвы  — — 
2 Потребитель в рыночной экономике «Кредитование населения» Информационные   порталы Полезность. Предел потребительской полезности Музей воды
Рациональный потребитель Информационные   порталы Поведение потребителя Информационные порталы
 — Налоги и фискальная политика Информационные   порталы  — — 
 — Франчайзинг как форма сотрудничества крупного и малого бизнеса Улицы города —   —
3 Рынки факторов производства

Маркетинг

Музей истории шоколада и какао  —  —
Рыночное равновесие Информационные   порталы  — — 
   — Факторы производства Музей истории шоколада и какао  — — 
   — Реклама, виды наружной рекламы Улицы города  — — 
4 Государство в рыночной экономике Банки. Вклады. Банковская система Информационные   порталы  — — 
5 Макроэкономический анализ: измерения и моделирование Измерение объёма национального производства Информационные   порталы Бюджет Москвы Информационные порталы
6 Деньги и основы денежной политики Деньги, причины возникновения, функции денег Музей денег    —
7 Макроэкономическая динамика Глобальные экономические проблемы Информационные   порталы Глобальные проблемы человечества. Демографические проблемы в мире и в России (углубленный уровень изучения экономики) Информационные порталы
Глобальные тенденции природопользования – стратегия перехода к устойчивому развитию Информационные порталы
8 Современная международная экономика Международная торговля Музей Востока Развитие мировой торговли с Востоком в XVI-XVII вв. Музей Востока
10 Предпринимательство Мелкие собственники (предприниматели). Коммерческая тайна. Коммерческий риск Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей  — — 
11 Краткий очерк истории экономики России История предпринимательства: роль купечества в жизни России Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей —  — 

Урок состоит из файла, в который входят:

– коллекция текстовых сопроводительных материалов для учителя;

– коллекция текстовых сопроводительных материалов для ученика;

– коллекция элементов – изображения;

– коллекция ссылок, с которыми может ознакомиться учитель перед уроком;

– коллекция тестовых материалов для учащихся;

– технологическая карта урока;

– практические жизненные задачи или ситуации в текстовой форме, решаемые средствами, способами, методами, приемами или технологиями предметной дисциплины;

– файл с описанием представляемого урока.

В каждом конструкторе уроков создан тестовый банк данных. Он решает как минимум две основные задачи:

• подведение итогов самостоятельной работы обучающихся;

• сравнение результатов (с самим собой и с другими обучающимися).

Таким образом, происходит система оценки результатов, позволяющая оценивать динамику освоения результатов обучения. В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть эту проверку: во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Все это возможно через практические жизненные задачи или ситуации в текстовой форме, решаемые средствами, способами, методами, приемами или технологиями предметной дисциплины, которые предлагают авторы данных уроков.

Важно отметить, что принять участие в городском образовательном проекте «Урок в Москве» может каждый учитель, который подготовил свой материал о проведении такого урока. Методисты ГМЦ проводят семинары-практикумы, на которых подробно рассказывают об особенностях разработки урока (в том числе, интегрированного) и содержанием конструктора урока в соответствии с кодификатором представления материалов для размещения на сайте, технологической картой урок и т.д.

Список литературы:

1. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 19.02.2015).
2. Программа «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») на период 20122016 гг.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.mos.ru/about/gprograms/edu/ (дата обращения: 19.02.2015).
3. Проект «Урок в Москве» (раздел «Экономика») [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/urok-v-moskve.html (дата обращения: 19.02.2015).
4. «Учительская газета». №№ 3536 от 2 сентября 2014 года.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.