Рубрики
Химия

уманистические методы обучения химии в школе

Научными и практическими разработками проблемы современных научных подходов к проблеме гуманистического обучения в России занимаются сотрудники «Школы педагогического наследия Л.Н. Толстого».
Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности – такова основная задача современной школы. Цель воспитания должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

0
Курскова Ольга Николаевна,
учитель химии
ГБОУ г. Москвы СОШ № 338

Научными и практическими разработками проблемы современных научных подходов к проблеме гуманистического обучения в России занимаются сотрудники «Школы педагогического наследия Л.Н. Толстого».

Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности – такова основная задача современной школы. Цель воспитания должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

Исходя из принципа гуманизма и ненасилия в педагогике, можно выстроить педагогическую концепцию. Необходимо по-новому подойти к пониманию сущности учебного процесса. Необходимо изучение внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр педагогической концепции личность ребенка, надо выстраивать вокруг нее систему дидактических принципов, которую рассмотрим, в частности, следующие принципы:

• принцип сознательности и активности обучения;

• принцип связи обучения с жизнью;

• принцип доступности обучения;

• принцип прочности усвоения знаний;

• принцип природосообразности.

Современные учебно-методические комплекты по химии предоставляют широкие возможности для реализации гуманистического подхода в преподавании химии в школе.

При разработке рабочей программы и тематического планирования, я применяла принцип гуманизации содержания учебного предмета.

Содержание богато информацией исторического, познавательного, развивающего содержания, дает возможность применения краеведческого материала. Благодаря этому, возможно предлагать детям разнообразные задания творческого и развивающего характера, что позволяет каждому ребенку, независимо от его способностей, найти свою нишу в содержании предмета, реализоваться и ощущать себя полезным и важным, активным участником учебного процесса.

В своей работе я применяю все дидактические принципы, лежащие в основе концепции гуманистической педагогики.

1. Принцип сознательности и активности обучения.

Этот принцип требует развития самостоятельности и творческого мышления у учащихся при освоении учебного теоретического материала, умений и навыков.

Я считаю, что для осознанного и активного усвоения учебного материала, дети должны четко сознавать цель и задачи урока, и представлять пути их реализации. Поэтому, я в начале каждого урока сообщаю тему, цель, совместно с детьми мы ставим задачи, планируем этапы урока. Очень часто я сообщаю тему следующего урока в конце предыдущего, благодаря чему дети, при подготовке к уроку, уже представляют, чем им предстоит заниматься, какие трудности могут возникнуть.

Для осуществления этого принципа я часто использую парную, групповую, самостоятельную работу учащихся.

Важным элементом в реализации этого принципа я считаю рефлексию. В конце урока мы с детьми подводим итоги: что планировали сделать, что сделали, все ли удалось, если нет, то почему. В ходе рефлексии выявляются недостатки урока, проблемы и слабые места, которые требуют дополнительной отработки на последующих уроках.

2. Принцип связи обучения с жизнью.

Часто мы – взрослые – смотрим на наших детей с высоты своего «жизненного опыта», забывая, что в наше время у детей есть масса источников информации помимо, урока и учителя. Во многих вопросах ученики оказываются опытнее нас.

На уроках я стараюсь использовать опыт детей. Ведь со многими химическими явлениями дети встречаются в жизни, в быту. Многое ими изучалось на уроках по смежным наукам. Я ознакомилась с программами по биологии и физике, тесно сотрудничаю с учителями-предметниками.

При использовании парной и групповой работы, использую опыт общения детей между собой, благодаря чему эффективность такой работы увеличивается.

3. Принцип доступности.

У меня, как и у каждого учителя, есть свои приемы наиболее доступной подачи информации, но они часто индивидуальны при работе с каждым классом.
При реализации этого принципа я опираюсь на предыдущий опыт детей, учу делать обобщения, использую элементы проблемности в обучении.

4. Принцип прочности усвоения.

По моему мнению, знания будут прочными, если при их освоении дети преодолевали трудности, пропустили их через себя, испытали удовлетворение от результатов своей деятельности.

При реализации этого принципа подаю материал поэтапно, подталкиваю детей к самостоятельным обобщениям и выводам.

Здесь широко применяю самостоятельную, парную, групповую работу с учебником, другими печатными источниками, инструктивными картами, коллекциями и т.п. Важную роль играет химический эксперимент, т.к. позволяет разобраться в сути химических явлений, а без этого не может быть и речи о прочно усвоенных знаниях.

5. Принцип природосообразности.

Все приемы и методы, которые я использую, строго соотношу с возрастными особенностями учеников.

Нельзя требовать от 8-миклассников эффективно и внимательно слушать лекцию 40 минут. Нельзя задавать 11-тиклассникам выполнение примитивных творческих работ или требовать от них повышенной активности весь урок.

Я подхожу индивидуально к каждому классу: один предпочитает работать под строгим и постоянным руководством, другой выдает наилучшие результаты после самостоятельного освоения материала, и т.д. Благодаря учету индивидуальных особенностей, осуществляю дифференциацию.

В своей работе особое место уделяю проблеме активизации учебного процесса.

Чтобы пробудить у детей стремление к глубокому познанию законов и химических процессов, я использую наглядность. Сюда отношу таблицы, схемы, опорные конспекты, химический эксперимент, компьютерные слайды, учебные диски.

Объем, разнообразие, сложность наглядности определяю с учетом возрастных особенностей учеников. Наглядность соответствует всем дидактическим принципам, перечисленным выше.

В зависимости от возраста, уровня подготовленности класса и развития детей, я провожу уроки с созданием проблемной ситуации. Главная особенность заключается в том, что бы проблема возникла как бы сама собой. Ученики сами решают, какая помощь им нужна. Иногда бывает так: я запланировала проблему, но дети разрешили ее без усилий, или нашли выход самостоятельно, или нашли ответ в каком-либо источнике. Все варианты принимаются мной.

На своих уроках и во внеурочное время я уделяю большое внимание развитию творческих способностей учеников. В каждом классе, по каждой теме предлагаю детям выполнить разнообразные по форме и содержанию творческие работы. Среди них есть обязательные, но, в любом случае, выбор остается за детьми.

В своей работе я уделяю особое внимание принципу свободы в воспитательно-образовательном процессе.

Как считают многие авторы (И.В. Ежов), свобода выбора порождает самостоятельность и ответственность.

Я предлагаю ученикам формы и приемы работы, темы творческих заданий, различные модели взаимоотношений и, самое главное, свободу выбора. Но, осуществляя выбор, ученики должны четко осознавать ответственность за него. Если они выбирают традиционные фронтальные формы работы (лекция, комбинированный урок, урок объяснение нового материала и т.п.), то они четко знают, что за результат несут ответственность только перед собой и учителем. Это наиболее простая форма ответственности: каждый достигает определенного уровня в силу своих амбиций и отношений с учителем. Более сложная и ответственная ситуация возникает, когда ученики выбирают самостоятельную парную или групповую работу. В этом случае от успешности каждого зависят общие результаты.

Несмотря на большую ответственность, дети часто выбирают именно такие формы работы. В паре или группе учебный материал многократно проговаривается, рассматривается с разных точек зрения, легче разрешаются проблемные ситуации, исправляются ошибки. Все это ученики делают самостоятельно, при необходимости обращаясь к учителю. А, как я уже отмечала выше, знания добытые самостоятельно, в труде, гораздо более ценны и значимы для ребенка и, следовательно, более прочны.

А теперь несколько примеров.

8 класс.

Ученики 8-ого класса еще не владеют химическими знаниями, поэтому применять приемы гуманистической педагогики приходится осторожно и в небольшом объеме. Сначала дети должны освоить основные понятия, законы, правила, должны до автоматизма отработать навыки. Прежде чем предоставить ученикам свободу выбора, перейти к более демократичным формам общения, я учу детей так, чтобы они смогли правильно воспользоваться предоставленными им, новыми возможностями.

Тема 1. Введение.

При изучении этой темы я актуализирую межпредметные и жизненно-бытовые знания учеников. Предлагаю приготовить сообщения на разные темы: об истории развития химии, алхимиках, великих русских и советских химиках, открытии и возникновении названий химических элементов и т.п.

Практически каждый ребенок уже с первых уроков получает возможность проявить себя и почувствовать свою важность на уроке.

В конце темы провожу химический вечер или викторину (во внеурочное время).

Тема 2. Атомы химических элементов.

Эта тема насыщена новым сложным материалом, поэтому основана на традиционном изложении, закреплении, отработке учебного материала.

Тема 3. Простые вещества.

Предлагаю темы для сообщений о веществах и их физических свойствах, роли в природе и жизни человека.

Обучение решению задач строю в два этапа: сначала фронтальная работа, затем индивидуальная, в парах, парах переменного состава по специально приготовленным карточкам.

Тема 4. Соединения химических элементов.

Сообщения о роли различных сложных веществ. Изучение классов веществ и их номенклатуры происходит с использованием специальных карточек. Также использую химическое лото. Решение задач с использованием карточек, содержащих алгоритм.

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами.

Широко использую наглядность: химический эксперимент, шаростержневые модели, компьютерную анимацию.

Тема 6. Простейшие операции с веществами.

Несколько лет я проводила химический практикум с использованием музыки.

1. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Мелодия «Огонь» группы Скутер, «Пламя»

2. Анализ почвы и воды.

«Шторм» Вивальди, фонограмма журчания ручья.

3. Получение водорода.

«Водород» Морис Жар.

4. Получение кислорода.

«Кислород» Морис Жар.

5. Приготовление раствора сахара.

Отрывки из балета Чайковского «Щелкунчик»  «Чай», «Кофе», «Шоколад».

Таким образом, используя различные гуманистические приемы, уже в 8-ом классе я формирую у детей не только в разной степени устойчивые знания, умения и навыки, но и позитивное отношение к химии как учебному процессу, постоянный интерес к изучению предмета.

Тема: Катализ и катализаторы.

Цель: Изучить вещества-катализаторы и процесс-катализ.

Задачи:

1) изучить понятия катализатор, катализ, реакции каталитические и некаталитические, ферменты  биологические катализаторы;

2) развить навыки групповой работы, самостоятельной работы с учебником; развить и закрепить навыки выполнения лабораторных опытов с соблюдением правил безопасности;

3) воспитать навыки общения в группе, ответственность каждого за общий результат. Сформировать целостное восприятие мира на примере учебного материала.

Ход урока:

Работа проводится в парах или группах.

Каждая группа получает инструктивные карты с подробной инструкцией для выполнения лабораторных опытов:

1) Разложение пероксида водорода в растворе.

2) Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца(IV).

3) Горение сахара.

4) Горение сахара в присутствии свежего пепла.

После выполнения опытов, дети должны сравнить результаты и сделать вывод о том, что же повлияло на скорость реакций. Совместное обсуждение. После обсуждения, ученики работают с учебником, находят в тексте параграфа или специально подобранном тексте определения и необходимые объяснения. Составляют в тетради конспект, записывают результаты опытов.

В тексте они находят понятие и определение ферментов.

В этой части урока можно обратиться к жизненному опыту детей: многие из них знают медицинские препараты – ферменты.

3) Воздействие слюны на углеводы – еще один лабораторный опыт.

Детям предлагается прожевать кусочек черного хлеба и понаблюдать, что происходит. Обсуждаются результаты совместно.

В конце урока традиционное подведение результатов.

Домашнее задание: предлагаю дома испытать действие ферментов слюны на различные продукты и сделать вывод о богатстве этих продуктов углеводами.

9 класс.

В 9-ом классе ученики уже владеют основными химическими ЗУНами.

Большое внимание уделяю разнообразию форм обучения. Здесь я провожу различные уроки: лекция, конференция, семинар, виртуальная экскурсия. Но больше всего я уделяю внимания урокам самостоятельного овладения знаниями, умениями, навыками.

Например, в теме «Неметаллы» я провожу несколько уроков самостоятельного изучения (в разных классах – по-разному), с использованием инструктивных карт. Обязательно планирую возникновение проблемной ситуации, что активизирует учебный процесс и мобилизует умственные и моральные силы учеников. На таких уроках они учатся находить выход из сложной ситуации самостоятельно, «без учителя». Они ищут ответ в учебнике, справочнике, совместно обсуждают у доски. Мне остается только ненавязчиво направлять их, подсказывать, исправлять ошибки.

Постепенно ученики настолько привыкают быть у доски, что в дальнейшем у меня нет проблем с фронтальной проверкой домашнего задания, с тем, чтобы вызвать кого-нибудь к доске. Дети знают, что если им что-то не понятно, то надо идти к доске и учитель и одноклассники помогут разобраться. Поэтому, на моих уроках у доски работают, как правило, более слабые ученики (я их не заставляю, они сами просятся к доске).

При закреплении решения задач я использую следующий прием: задаю дома составить задачу по изучаемой теме, собираю и проверяю их. После этого выдаю эти же задачи на самостоятельной работе. Детям это очень нравится, т.к. они сами ставят отметку за формулировку задачи и еще получают отметку за решение.

При объяснении, закреплении нового материала (в любой форме) я подхожу к ученикам дифференцированно, т.к. научить всех одинаково не возможно.

При контроле я строго придерживаюсь принципа дифференцированного подхода, использую поэлементные анализ и оценку контрольных работ.

Тема: Классификация удобрений (сейчас – это внеурочное задание для тех детей, которые интересуются).

Цель: Изучить классификацию удобрений.

Задачи:

1) изучить понятия: удобрения, органические и минеральные, простые: азотные, фосфорные, калийные, микроудобрения; комплексные; познакомиться с образцами удобрений.

2) закрепить навыки самостоятельной работы с учебником, инструктивной картой; развить умения выделять в предложенном содержании главное, составлять краткий конспект; развить и закрепить навыки и умения работы с коллекциями, химическими веществами и оборудованием, проведения лабораторного опыта.

3) закрепить навыки самостоятельной работы с источниками, работы в группах; формировать ответственное отношение к работе; формировать экологические знания, позволяющие рационально применять удобрения.

Накануне урока я прошу детей выяснить у родителей, используют ли они на своих огородах удобрения и какие, почему они предпочитают те или другие, сколько вносят удобрений в почву.

Ход урока:

Класс разбит на 6 групп, каждой группе выданы карты с заданиями, образцы удобрений, необходимое лабораторное оборудование.

Группа 1. Определение удобрений, общая классификация.

Группа 2. Калийные удобрения.

Группа 3. Фосфорные удобрения.

Группа 4. Азотные удобрения.

Группа 5. Органические удобрения.

Группа 6. Роль удобрений в жизни растений. Рациональное использование удобрений.

Каждая группа изучает свой вопрос, используя различные источники, выделяет главное, проводит лабораторный опыт, составляет краткий конспект. На работу отводится 10-15 минут.

Во второй части урока 1-2 ученика из каждой группы объясняют свой материал классу, составляя краткий конспект на доске. Это занимает еще 20 минут. При этом экологические вопросы (группа 6) обсуждаются всем классом.

В конце урока в тетрадях у всех учеников записан полный конспект урока.

Закрепление.

В конце урока подвожу итоги, выделяю главное еще раз: какие классы удобрений узнали дети на уроке, по какому признаку классифицируются удобрения, как отличить удобрения по внешнему виду, какие удобрения нельзя вносить в почву вместе и почему, как правильно применять удобрения.

В 10-ом и 11-ом классах я продолжаю работать в том же направлении, конечно же, усложняя формы и приемы работы.

Например, в 10-ом классе изучение темы «Природные источники углеводородов» провожу в форме конференции.

Три группы: каждая группа готовит полный материал по одному источнику углеводородов и готовит вопросы для других групп.

Таким образом, на уроке мы совместно обсуждаем все проблемные аспекты, входящие в изучаемую тему.

В 11-ом классе я часто использую уже имеющиеся у детей химические знания.

Так, при изучении темы «Вещества и их свойства», я использую следующий прием:

Класс делится на группы, каждая группа получает задание собрать, структурировать и распечатать материал о каком-то классе соединений, при этом материал должен быть только тот, что мы с ними изучали ранее.

Дальше мы анализируем наши знания, углубляем их, расширяем, если надо, то исправляем.

Работа основана на повторении, а также изучении нового материала с помощью учебника, других источников, и на координирующих действиях учителя.

К концу обучения мои ученики владеют навыками самостоятельной работы с различными источниками информации, оформления сообщений и исследовательских работ, они самостоятельны, уверенны в себе. Самое главное, они владеют устойчивыми химическими знаниями  каждый на своем уровне.

По окончании школы у большинства выпускников остаются хорошие воспоминания об уроках химии.

Выводы.

В концепции гуманистической педагогики используются основные педагогические и общегуманистические идеи:

1) взгляд на ребенка как гармоническое и целостное существо; ребенок – цель, а не средство образовательного процесса;

2) обеспечение школой условий проявления и развития в ребенке его положительной сущности;

3) ориентация содержания образования на гармонию человека и мира, единство рационального, эмоционального и волевого начал;

4) свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного;

5) опыт как один из методов образования и воспитания;

6) формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям; самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из принципов этики ненасилия;

7) недопустимость сдерживания общего развития ученика (опережающее обучение);

8) целесообразность и доступность добываемых знаний, но главное – формирование понятийного аппарата, исходя из возрастных особенностей ребенка и принципов, говоря современным языком, развивающего обучения;

9) непрерывность образования, переходящего в самообразование и саморазвитие.

Безусловно, далеко не в каждом классе можно проводить такие уроки, и не по каждой теме. Но эффективность их велика, они сплачивают классный коллектив, помогают наладить взаимопонимание между учителем и учениками.

Результаты.

Опыт работы с применением гуманистических методов обучения показал, что научить всех детей одинаково не возможно, но привить устойчивый познавательный интерес к химии как учебному предмету возможно.

Эта работа требует большого терпения и много времени.

Безусловно, не в каждом классе можно применять гуманистические методы. Но если работа складывается, то она дает устойчивые положительные результаты:

1. На уроках химии благоприятная, комфортная эмоциональная атмосфера.

2. Учащиеся демонстрируют устойчивый познавательный интерес к предмету и, как следствие, результаты.

3. Учащиеся имеют возможность проявить все свои разнообразные способности.

4. Учащиеся активно участвуют в проектной и исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Арискин И.Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л.Н. Толстого. Тула, 1967.
2. Баланюк Г.И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого. Тула, 1969.
3. Бондаревский В.Б. Л.Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л.Н. Толстого. Тула, 1967.
4. Гончарова Е.Ю. Организация учебного процесса в инновационной школе // Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. 1996, № 2.
5. Дружинина Р.И. Гуманизация дошкольного детства // Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. 1997, № 1.
6. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики. Тула: ТО ИРО, 1997.
7. Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХI Толстовских чтений. Тула, 1993.
8. Соломон Д.М., Степанов Е.Ю. Технология интегративного процесса управления экспериментальной работой в школе-гимназии № 46 г. Тулы // Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. 1996, № 3.
9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0