Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Алгоритм организации работы с ветеранами на примере проекта «Фронтовой подарок» детского объединения «Чертановские Тинейджеры»

Педагогическая деятельность всегда ставит перед учителем проблемы. Одна из самых сложных проблем – «трудные дети». Часто их не любят в семье и школе: и это порождает агрессивность, раздражительность, неуверенность в себе, нежелание учиться.

0
Котанова Татьяна Николаевна,
руководитель ДО «Чертановские Тинейджеры»,
учитель физики, куратор ученического самоуправления
ГБОУ г. Москвы СОШ № 932,
balamutka1308@mail.ru

 

Педагогическая деятельность всегда ставит перед учителем проблемы. Одна из самых сложных проблем – «трудные дети». Часто их не любят в семье и школе: и это порождает агрессивность, раздражительность, неуверенность в себе, нежелание учиться.

Так уж случилось, что мне, как классному руководителю, попадались классы, где значительная часть детей были «гиперактивными». Для таких детей мне приходилось искать разные виды полезной деятельности, обращающей их чрезмерную энергию в мирное русло: вовлекать в спортивные игры, однодневные походы, театрализованные постановки и многие другие мероприятия. Ребята сами придумали себе название «Чертановские Тинэйджеры», – так родилась команда, впоследствии переросшая в детское объединение. Сейчас объединению уже 9,5 лет, и все эти годы одним из основных направлений его деятельности являлось добровольчество.

Рождению идеи проекта «Фронтовой подарок» предшествовали встречи с ветеранами войны и труда, с детьми-узниками концлагерей и другие мероприятия, которые регулярно проводило наше объединение.

Инициатором создания этого проекта выступил Ученический совет. «Фронтовой подарок» был направлен на привлечение внимания общественности к таким проблемам, как одинокая старость и безразличие молодёжи к старшему поколению, особенно фронтовому.

Ветеранов с каждым днём становится всё меньше и меньше… Скоро историю своего народа, его славное прошлое мы будем узнавать только из книг или по редким посещениям музеев… А ведь они рядом с нами, живые носители истории! И пока не поздно узнать об известных и неизвестных страницах истории Великой Отечественной войны от самих очевидцев! Итогом акции было создание документального сборника.

В реализацию проекта были включены учащиеся с 1-го по 11-й класс, их родители и учителя. Акция проводилась с ноября по февраль.

Партнёрами акции выступили:

– Центр социальной защиты «Чертаново Южное»;

– Совет ветеранов;

– «Музей меда» на Варшавском шоссе.

Социальная акция «Фронтовой подарок».

№ п/п Название этапов акции Сроки реализации
1. Формирование совета дела из числа членов ученического совета 20 – 22.11.2013 г.
3 Информирование всех участников образовательного процесса о целях акции и сроках её проведения 25 – 30.11.2013 г.
3. Формирование рабочих групп 28 – 30.11.2013 г.
4. Изготовление открыток 02 – 09.12.2013 г.
5. Разработка и изготовление логотипа акции 09 – 13.12.2013 г.
6. Выход на общественные организации, работающие с ветеранами 09 – 13.12.2013 г.
7. Изготовление упаковки для подарков (пошив и печать логотипа акции) 12 – 19.12.2013 г.
Формирование подарков 16 – 21.12.2013 г.
Выход по адресам 23 – 31.12.2013 г.
Подготовка бригад (Дед Мороз и Снегурочка) для выхода по адресам 12 – 20.12.2013 г.
Обработка текстовых материалов 13 – 18.01.2014 г.
Изготовление и подборка фотографий и иллюстраций к сборнику из числа детских работ
Выпуск документального сборника 17 – 19.02.2014 г.
Презентация документального сборника «Свидетели войны» в школе на классных часах 20 – 28.02.2014 г.

1 шаг. Формирование совета дела из числа членов ученического совета.

В ученическом совете школы есть три центра: «Спорт, здоровье и экология», «Связь с общественностью» и «Общение и досуг». Каждый шаг реализации проекта был закреплен за конкретным центром, который мог привлекать представителей других центров, а также ребят, не входящих в УСШ, родителей и учителей.

2 шаг. Информирование всех участников образовательного процесса о целях акции и сроках ее проведения.

При информировании учащихся были использованы возможности школьного радиоузла, стенгазеты, листовки, выступления на классных часах, родительские собрания и даже педагогический совет.

3 шаг. «Формирование рабочих групп».

В ходе этого этапа работы был составлен график, размещенный в свободном доступе в вожатской комнате со сроками проведения тех или иных мероприятий, где указаны ответственные лица, к которым можно было обратиться за помощью и разъяснениями.

4 шаг. «Изготовление открыток».

Начальная школа и пятые классы после проведённых классных часов и просмотра мультипликационных фильмов «Воспоминание» (Союзмультфильм, 1986 г.) о тяжелой судьбе детей в годы ВОВ и «Солдатская сказка» по сказке К. Паустовского (Киевнаучфильм, 1983 г.), нарисовали открытки ветеранам, которые впоследствии были вложены в подарки. Открытки были нарисованы как самостоятельно, так и сообща. Лучшие из открыток были отобраны для «фронтовых» подарков, остальные – подарены ветеранам, но уже в другой ежегодной акции «Спасибо деду за победу!», которая проводилась в мае.

5 шаг. «Разработка и изготовление логотипа акции».

Учащиеся 69-х классов на конкурсной основе разработали логотип акции, который был нанесён на подарочные мешочки для ветеранов. Трафарет логотипа был предварительно изготовлен из картона.

6 шаг. «Выход на общественные организации, работающие с ветеранами».

В ходе этого этапа к работе Совета подключились взрослые. Так, адреса ветеранов помогли нам достать ЦСО «Чертаново Южное», Советы ветеранов нашего микрорайона, где расположена школа и двух соседних микрорайонов, территориальное отделение ДДОО в ЮАО. Таким образом, мы получили порядка 80 адресов ветеранов. По результатам трёхдневного телефонного общения с адресатами были уточнены составленные списки: из первоначального списка осталось только 42 человека. Это было с тем, что многие ветераны боялись открывать двери посторонним, а кто-то из них, к сожалению, болел.

7 шаг. «Изготовление упаковки для подарков».

Ребята 811-х классов шили мешочки и наносили на них логотип акции. Из красной или коричневой (эти цвета также были выбраны самими ребятами) хлопчатобумажной ткани было изготовлено 50 мешочков (450х350 мм). Затем по трафарету на них наносился логотип акции. Трафарет располагался на подарочной упаковке и, используя технологию «набрызг», из баллончика наносилась белая краска. При её нанесении использовались маски для защиты дыхательных путей и осуществлялось проветривание помещения.

8 шаг. «Формирование подарков».

Каждому классу было предложено поучаствовать в формировании подарков для ветеранов. Для этого все классы получили список продуктов, которые могли быть в подарке: тушёнка – 2 б., рыбные консервы (сайра или горбуша) – 2 б., сгущённое молоко – 2 б., зелёный горошек – 1 б., конфеты шоколадные (в полиэтиленовой упаковке и без цельных орехов) – 1 уп., чай чёрный пакетированный – 1 п., печенье (вафли) – 1 п.

Предполагалось, что каждый класс соберет минимум по одному подарку, из 36 классов откликнулось только 23.

Однако не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Принять участие в столь благородном деле пожелали учителя, родители также не остались в стороне. Так подарки ветеранов дополнились самыми новогодними фруктами – мандаринами (1 кг.), а Музей мёда в каждый подарок вложил по баночке настоящего ароматного таёжного мёда (в среднем, стоимость одного такого подарка составляла 650750 р.).

И, конечно, в каждый подарок ветеранам, была вложена открытка с пожеланиями и поздравлениями, выполненная руками самих детей.

9 шаг. «Выход по адресам».

Параллельно этой акции велась подготовка ребят 9-11-х классов, которые должны были выходить по адресам в качестве Дедов Морозов и Снегурочек. Для этого составлялась анкета, которой ребята придерживались ребята в ненавязчивом разговоре с ветеранами.

Перед выходом ребят по адресам обязательно делался звонок ветерану с предупреждением, что сейчас именно к нему или к ним (если это супружеская пара) придут ребята. Все ветераны были информированы, кто из детей к ним придёт (фамилия, имя), а также сообщалось, что у ребят будет вопросник, на котором будут указаны следующие данные: Ф.И.О. и контактные телефоны педагогов (мой и старшего вожатого).

Всё это было направлено в первую очередь на обеспечение безопасности детей. На каждом конкретном выходе вместе с ребятами был взрослый, который ждал их у дома. Наличие работающего телефона, блокнота с карандашом (ручкой) или диктофона в каждой группе было обязательным условием проведения акции. Через 15-20 минут каждая группа должна была позвонить или написать, как обстоят дела и нужно ли в квартиру подняться руководителю. Было оговорено, что если звонка в установленное время не будет, то руководитель поднимался наверх (к этому прибегнуть не пришлось).

В некоторые квартиры, если таковым было пожелание хозяев, дети приходили вместе со взрослыми. Несмотря на предварительную договоренность, иногда нам отказывали в посещении. Это было связано с самочувствием ветеранов. Ветераны сами давали нам адреса своих приятелей, таких же ветеранов, как и они, и мы с удовольствием приходили и к ним. Таким образом, последнего ветерана ребята посетили 31 января в 15:45.

Итоги акции

В конечном счёте мы посетили 48 ветеранов, половина из которых – одинокие. К сожалению, издание документального сборника «Живые свидетели войны», проиллюстрированного фотографиями авторов и рисунками детей, нам пока не удалось, т.к. не все ветераны смогли говорить с нами о тех страшных годах. Тем не менее, мы не отчаиваемся и в настоящий момент продолжаем вести работу по сбору материала. Мы доведём, обязательно доведем её до конца, и сборник «Живые свидетели войны» увидит свет!

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.