Рубрики
История

Кафанова И.А. Проектная деятельность в процессе изучения истории

Кафанова Ирина Александровна,
Почетный работник образования,
учитель истории 
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1191»,
irina_la@list.ru
 
На современном этапе развития общества вопрос о формировании исторического мировоззрения носит фундаментальный характер не только в нашей стране, но и за рубежом. Выступая 1 ноября 2014 года перед историками, российский президент В.В. Путин подчеркнул необходимость разработки четкой позиции и стратегии в преподнесении исторической информации. Бесспорно, большую роль в процессе формирования мировоззрения играют образовательные учреждения и предметы социально-гуманитарного профиля в них. Очевидно, что разобраться в современных сложных геополитических процессах может только человек, хорошо разбирающийся в истории, думающий и понимающий причины происходящих событий, которые корнями уходят в прошлое. Задача общества, а значит, и школы, – подготовить исторически грамотное поколение, которое могло бы оценить настоящее и предвидеть будущее. По этой причине в образовании школьника необходимо повысить интерес к изучению истории, к исследовательской деятельности и историческому анализу. Поэтому одной из ключевых форм работы в рамках изучения такого предмета, как история, можно считать проектную деятельность.
 
Как учитель истории, хочу совершить небольшой экскурс в прошлое создания проектов в системе родного образования. Этим приёмом уже много лет назад пользовались учителя, которые сами работали творчески и привлекали к этому учеников, зажигая их своим энтузиазмом. Творческие работы в то далёкое время ещё не назывались проектами: то были газеты, доклады или сообщения. Особенный успех имели передвижные газеты на определённую тему, над созданием которых работал творческий коллектив единомышленников: учитель-организатор и ученики определяли и цели, и задачи, отбирали идейное содержание и, как могли, его иллюстрировали. Так, например, при подготовке проекта о роли А.В. Суворова в истории России, творческая группа проводила исследования, оформляла их в форме реферата и выступала перед учащимися своей школы с серией тематических газет.
 
Всё было в тех творческих работах замечательно – ставилась проблема для исследования, подбирался материал для содержания, который наглядно оформлялся всеми возможными средствами. Но с развитием общества и его переходом на информационную стадию развития, когда практически с детства ребёнок получает персональный компьютер, а современное кино держит его внимание благодаря спецэффектам, вряд ли можно заинтересовать нашего ученика допотопными газетными проектами. В определённый момент система образования не успела за быстрыми темпами информатизации страны, и мы стали терять ученика: у него снизился интерес к преподнесению преподаваемого материала; прослеживалась потребность в зрелищности и динамике. Но это не самоцель образовательного учреждения.
 
Необходимо было дать ученику увеличивающийся с каждым днём объём информации, сделать учебный материал доступным и легким для запоминания, закрепить в сознании теоритические основы так, чтобы их можно было использовать на практике.
 
Государство на проблему ответило модернизацией образования и принятием ФГОС. В процессе овладения обучающимися учебных предметов новые образовательные стандарты отвели проектной деятельности, которая сегодня относится к инновационной, так как предполагает преобразование реальности с помощью информационных технологий. Их нужно освоить и постоянно совершенствовать и учителю, и ученику.

Как же происходит создание проектов по истории? Хочу поделиться своим опытом.
 
Для меня важно, чтобы работа была исследовательской и носила проблемный характер. Создаётся творческий коллектив учеников, которых нужно грамотно мотивировать, меду ними распределяется функционал работы (причём, современные школьники делают это самостоятельно). Без помощи учителя в проектировании ребята выбирают и средства подачи материала. А преподавателю здесь отводится роль научного руководителя или автора идеи. Считаю научность проекта главным требованием в работе: простое описание фактов не должно устраивать ни современного учителя, ни современного ученика. Так, проект должен быть актуальным  соответствующую тему для него ребята выбирают с помощью учителя, мыслящего явно масштабнее. Учитель составляет вместе с учениками план и определяет самые «яркие» моменты проекта, делающие работу не только научной, но и зрелищной. На мой взгляд, это две главные составляющие проекта. Хочется показать это на наглядном примере. Так прошлом учебном году с учениками 10 класса социально-гуманитарного профиля мы показывали проект по истории «1914 год  начало новой эпохи», где первыми составляющими работы были кадры документального кино, из которых был сделан ролик. Это «зацепило» зрителя и затем постепенно погружало его в материал исследования. Научная работа чередовалась отрывками немого кино, кадрами первого переливания крови, выдержками из писем солдат первой мировой войны. В проекте присутствовали и научность, и зрелищность. Принцип простой  лёгкая подача сложного материала. И авторы проекта горды собой, и зрители довольны.
 
Тем не менее, необходимо отметить, что не всё так просто в создании хорошего научно-исследовательского проекта. Как учитель и руководитель работы могу отметить и некоторые трудности процесса: обучающиеся не всегда могут самостоятельно определить глубину изучаемой проблемы, встречаются трудности и при составлении плана работы, приходится вносить свои коррективы, включаюсь и в систематизацию материала (ученики хотят показать в работе всё, что подобрали сами). В выборе зрелищных средств подачи информации вношу свои идеи. Но следует сказать, что я не только учу ребят созданию проектов, часто я многому учусь и у них, их изобретательности, сметливости, живости ума, образности мышления и, конечно, методам добывания информации.
 
Работая на практике с ученическими коллективами в рамках создания проектов, нельзя не отметить значение данного метода в образовательном процессе, а именно:
 
Предметное
 
В процессе работы над проектом автор работы знакомится с методами исторического познания, исследует большой объём дополнительного материала по предмету (в моём случае, по истории), знакомясь не только с историографией, но и с историческими источниками. Это способствует пониманию обусловленности процессов и событий, происходивших в истории, помогает определить свою собственную точку зрения и соотнести её с уже существующими мировоззренческими позициями. Данный вид деятельности играет положительную роль в систематизации исторических знаний и представлений о месте и значимости России во всемирной истории.
 
Деятельностное
 
Cоздавая проект, обучающийся включается в сложный мыслительный процесс, начиная с анализа проблемы, постановки цели, выбора средств её достижения, составления плана, поиска исторической информации в источниках разного типа, грамотного отбора информации, систематизации материала, и заканчивая выводами и критической оценкой собственных результатов.
 
Коммуникативное
 
Создаются условия для сотрудничества учителя и ученика, условия работы в группе, осуществляется разделение ролей, осознаётся собственный вклад в работу, что повышает чувство ответственности. Работая в группе, где общее мнение часто рождается в дискуссиях, ученик развивает умение правильного ведения диалога: обязательное выслушивание всех точек зрения.
 
Проектная деятельность также играет большую роль в процессе социализации подрастающего поколения. Этот метод способствует повышению мотивации изучения истории.
 
Неоценимо значение этого метода для подготовки обучающихся к будущей жизни уже за пределами образовательного учреждения. Здесь следует выделить основное, чему способствует этот подход:
 
1. формирование основ российской гражданской идентичности;
 
2. наличие широких границ применения;
 
3. формирование организационно-управленческих способностей;
 
4. развитие мышления и логики;
 
5. повышение ИКТ-компетентности;
 
6. мотивация для стремления к инновационной деятельности.
 
Этот метод особенно актуален: овладев им, будущий специалист будет всегда востребован на рынке рабочей силы.
 

Огромное значение метода проектной деятельности для изучения истории позволяет сказать, что данный вид деятельности школе необходим, и его стоит и дальше развивать и совершенствовать.

Список литературы:

1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2012.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.