преподаватель физической культуры
В процессе обучения разного рода двигательным навыкам и умениям учителя физической культуры и детские тренеры групп начальной подготовки чаще всего не задумываются о том, чтобы применять или использовать в своей деятельности, помимо профессионального объяснения, такие средства обучения, как образные и сравнительные выражения. В этом случае выполняемые упражнения становятся более доступными обучающимся, ведь они сталкиваются с чем-то знакомым, понятным, базирующимся на приобретенных ранее представлениях и знаниях. В своей работе учитель может придумать (подобрать) более доходчивые слова и таким образом добиваться от детей умения анализировать, понимать и правильно выполнять разучиваемое упражнение. В таких случаях упражнения становятся более понятными и простыми, ведь они излагаются в краткой и доступной форме.
Прежде всего, выясним: что же такое образные и сравнительные выражения, которые можно использовать при начальной форме обучения в различных видах спорта на уроках физической культуры? Для примера рассмотрим моменты из некоторых видов спорта.
Тема: «Лыжные гонки». Учитель показывает ученикам, как правильно распределить центр тяжести тела в момент попеременного скольжения на лыжах, и в процессе ознакомления для большей доходчивости применяет следующее образное выражение: «как медведь переваливается с ноги на ногу». При выполнении одноопорного скольжения он говорит, что ноги поочередно работают после отталкивания, «как гимнастическая ласточка». Другой пример: «Ознакомление с техникой подъемов и спусков, в зависимости от крутизны местности». Общепринятая терминология в этом виде спорта при обучении способам подъемов — «лесенкой», «елочкой», торможение «плугом» и т.д., – является ни чем иным, как образным и сравнительным выражением.
Тема: «Легкая атлетика». Ознакомление с техникой прыжка в длину с разбега. Рассматривая технику фазы отталкивания и полета, учитель просит учеников представить, что между местом отталкивания и приземлением «глубокая яма, пропасть», через которые они должны перелететь, чтобы не провалиться.
Тема: «Волейбол». Ознакомление с техникой передач двумя руками сверху и снизу. Учитель показывает, как разгибаются ноги и руки после выхода под мяч, и называет это действие «как пружинка». Затем предлагает ученикам подбить лбом воображаемый «воздушный шарик» над собой, затылок при этом отводится назад – словно «пришит к спине». Подбивание «воздушного шарика» отлетевшего в сторону – выход под мяч. Поочередное подбивание «воздушного шарика» с партнером – тоже выход под мяч. А передача мяча двумя руками снизу или прием мяча на предплечья – «на манжетки», тоже сравнительное выражение. При объяснении техники блокирования можно назвать перенос рук на сторону противника – как установка «крыши».
Итак, умело направляя процесс обучения, педагог предоставляет детям возможность создать в их воображении знакомый образ и проявить им свои знания, умения, навыки (что очень важно в дальнейшем), используя в своей работе образные, сравнительные выражения для освоения новых технических действий.
Образные и сравнительные выражения при обучении плаванию.
Задача учителя состоит в том, чтобы не только научить правильной технике плавания, но и уметь вовремя исправить ту или иную ошибку, совершаемую его учеником (учениками), добиться правильного выполнения упражнения. Если после основного объяснения разучиваемого упражнения учитель видит, что нужного результата достичь не удалось и надо обратить внимание на отдельные детали в технике, то можно прибегнуть и к образным, сравнительным пояснениям для выполняемого упражнения: для этого можно использовать одно – два предложения, попытаться исправить ошибку и добиться желаемого результата. Пояснения эти на первый взгляд могут показаться нелепыми, простыми, порою смешными, но часто приводящими к желаемому результату. После произнесенных тренером «магических» слов ученик, которому было трудно исправить свою ошибку, вдруг правильно начинает выполнять разучиваемое движение. При начальной форме обучения плаванию (формирование навыка горизонтального положения тела в воде) мы используем упражнения «Поплавок», «Медуза», «Звезда», понимая, что это простой, наиболее понятный пример образных выражений, позволяющий кратким объяснением приступить к выполнению упражнения.
Наблюдения, проведенные на занятиях по плаванию, показывают, что особенно доходчивые сравнительные и образные слова при объяснении техники бывают тогда, когда новое движение сравнивается с уже знакомым ученику действием: хорошо воспринимаются образные сравнения, связанные с трудовыми навыками, с действиями, наблюдаемыми в повседневной жизни, в быту, с движениями из знакомых видов спорта.
Таким образом, используя имеющийся у ученика запас двигательных знаний, умений и навыков, тренеру значительно проще обучить новому движению или исправить ошибку. Тренер должен подходить к исправлению ошибок творчески. Учитывая индивидуальные особенности ученика, он подбирает сравнительные слова или образные выражения и строит свою речь так, чтобы они были понятны, доходчивы. Для достижения необходимого результата тренер может заменить одно сравнение другим.
В этой работе собраны наиболее удачные, на мой взгляд, образные и сравнительные выражения, которые часто помогали достичь поставленной цели. Приведенный в работе материал собирался мною постепенно, в течение ряда лет. Небольшая часть его взята из литературы по начальному обучению плавания, где рассматривая отдельные рисунки, иллюстрации, попадающие в тексте образные слова, я натолкнулся на мысль, что их можно применить для объяснения в своей работе в форме образных и сравнительных выражений. Большая часть этих выражений придумана мною при подготовке к очередному уроку, когда каждое упражнение рассматривалось в сравнении с тем, на что это может быть похоже. Ну а некоторый материал, позаимствован в процессе общения с учителями, тренерами, с которыми мне пришлось работать в бассейнах. Я уверен, что читающие эту статью специалисты, смогли бы пополнить список, приведенный мною сравнительных выражений, ну а те, кто в своей работе не применял это — как дополнительный способ обучения, который можно взять себе на вооружение.
Примеры некоторых сравнительных и образных выражений, применяемых при начальном обучении плаванию.
Моменты расслабления во время обучения или в процессе плавания.
• Когда расслабляешься, вода держит «как листик на поверхности воды», когда напрягаешься – «тонешь как камень».
• В момент скольжения: «прокатись по поверхности воды свободно».
• В момент скольжения: «тело лежит как дощечка на поверхности воды».
• При плавании кролем рука попадает в воду расслабленная «как плеть».
• Рука расслаблена и попадает в воду «как прутик», если им ударить по поверхности воды.
• Вкладывай руку в воду мягко, вспомни «кошачью походку».
• Вкладывай руку в воду мягко, как будто «боишься разбить стекло».
• «Порхай как птичка».
• В момент скольжения на спине, лежишь на поверхности воды как «на диване с подушкой под головой».
Дыхание во время отдыха и в момент плавания.
• Надуем щеки «как воздушный шар», погружаемся в воду и задерживаем дыхание (про себя считать до 10).
• «На выдохе задуй свечку».
• Положение губ: «как гудит паровоз: у-у-у!».
• «Подуй в воду, как в чашку с горячим чаем».
• Выдох должен быть плавным, «как дуешь в спирометр».
• Делая выдох, «прорежь струйкой воздуха поверхность воды».
• При вдохе открывай рот, «как кусаешь большое яблоко».
• Поворачивая голову для очередного вдоха – «укуси плечо».
• «Кусай воздух».
Кроль на спине.
• Ногами слегка подбивай «воображаемый мяч, плавающий на поверхности воды».
• Работая стопами, создай небольшой «фонтанчик» на поверхности.
• Выполни руками то, что должны делать ноги. Вода должна «циркулировать» между ладонями, как между стопами.
• «Представь, что ты сидишь за столом и никак не можешь дотянуться ногами до какого-то предмета».
• «Тянись так, как ты потягиваешься после сна».
• «Вытягивай руку за головой так, будто хочешь сорвать яблоко»
• «Вытягивай руку за головой словно вот-вот коснешься бортика»
• «Тянись так, как будто тебя растягивают за руки».
• Перед проносом вынимай из воды «сухую» руку.
• Заключительную часть гребка делай так, как будто хочешь «поймать муху, сидящую на бедре».
• В момент гребка кисть должна быть «как лодочка».
Брасс.
• При гребке стопы держи как «Чарли Чаплин», «кочерга».
• В заключительной фазе движения ног, стопами «сбрось тапочки».
• В начале гребка руками «приоткрой занавес» или «раздвинь камыш».
• Не разводи широко руки, как будто плывешь в «узком коридоре».
• Движение руками выполняй так, как будто хочешь «растолкать двух товарищей, стоящих спиной друг к другу».
• На паузе тянись руками вперед, старайся «обхватить руками подбородок».
• Нужно так согласовать движения рук и ног, чтобы «просунуть свои руки в небольшое кольцо, движением ног».
• После гребка вынос рук подхватывай ногами, на паузе «проскользни через узкую трубу».
Кроль на груди.
• Ноги работают как «стучат барабанные палочки тра-та-та, тра-та-та»
• «При движении ногами думай о том, чтобы шевелить пальцами».
• Движение рук схожи с «лазанием по канату без помощи ног, который находится параллельно поверхности воды на глубине полметра».
• Гребок делай так, как будто «загребаешь под себя песок или золото».
• После окончания гребка, руку вынимай из воды «как из кармана».
• После окончания гребка представь, что кто-то «тянет твой локоть веревкой из воды».
• Проноси руку над водой так, чтобы кисть была «подвешена на локте».
• «Пробрось руку через валик».
• После попадания слегка согнутой руки в воду «сделай укол, как в фехтовании».
Баттерфляй.
• Выгибайся с вытянутыми вперед руками, как «гимнастическая лента, змейка, волна».
• Выполняй ногами такие движения, как будто хочешь «сбросить чулки без помощи рук».
Равномерное движение при плавании.
• Старайся плыть равномерно, «как будто ползешь».
• Плывя «напевай про себя мотив (мелодию) в определенном темпе».
• Плывя «после поворота головы, считай очередной поплавок на дорожке».
Выводы автора об использовании образных выражений на занятиях были следующими:
1. К образным, сравнительным выражениям лучше прибегать после основного объяснения, для закрепления техники.
2. Сравнительные и образные выражения дополняют и делают объяснения учителя более доступным, простым и доходчивым.
3. Сравнительные и образные выражения способствуют исправлению ошибок.
4. Сравнительные и образные выражения сокращают время объяснения.
5. Имея в запасе одно — два образных, сравнительных выражений по каждому упражнению, тренер сможет в простой форме объяснить и добиться желаемого результата.
6. Сравнительные и образные выражения могут применяться в любом виде спорта на разных этапах обучения (нужно их только придумать).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.