Рубрики
Физическая культура

Центр здоровья как структурное подразделение образовательного учреждения

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье, сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровый и духовно развитый человек счастлив тогда, когда он отлично себя чувствует, получает удовольствие от жизни, приносит пользу себе, своей семье и обществу.

0
Колотильщикова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук,
методист по физической культуре
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
kolotilshikovasv@mosmetod.ru

Здоровье  бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье, сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровый и духовно развитый человек счастлив тогда, когда он отлично себя чувствует, получает удовольствие от жизни, приносит пользу себе, своей семье и обществу [5].

Обучение детей совпадает с периодом активного роста и развития, наиболее существенными функциональными перестройками всех систем организма. К числу наиболее значительных педагогических, социальных факторов риска относится:

— несоответствие методик, технологий обучения, образовательных программ функциональным возможностям ребенка;

— интенсификация учебного процесса;

— неудовлетворительная организация работы в школах по взаимодействию «школа  семья» в вопросах мотивации детей и подростков к здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек [3].

Не менее значимым фактором, влияющим на самочувствие учащихся, является ситуация оценивания. Постоянное оценивание памяти, усидчивости, внимания, поведения, приводит его к состоянию постоянного напряжения и в конечном итоге – к стрессу. Ежедневные микрострессы оказывают пагубное воздействие на здоровье учащихся. В классах с авторитарным педагогом, система требований которого не соответствует возможностям учащихся, отмечается рост нарушения психического здоровья. Неудачи и неуверенность ребенка приводит к нервозам, заиканию, не желанию идти в школу.

По данным исследования Минздрава и ГосЭпидем надзора России, лишь 15 % школьников практически здоровы, 65 % имеют функциональные отклонения, до 50 % имеют хронические заболевания. За период обучения среди школьников возрастает частота нарушения органов зрения, нарушение осанки, в несколько раз – нервно-психологические расстройства [6].

Проанализировав данные состояния здоровья детей в многопрофильной гимназии № 1506 за период с 2009 по 2014 гг., в пятых классах практически здоровых детей оказалось всего 40 %. Детей с нарушениями осанки  35 %, миопией различной степени  20 %, детей с хроническими заболеваниями органов дыхания – 10 %, около 3 % детей имеют два и более заболевания сразу.

Анализ состояния здоровья учащихся одиннадцатых классов выявил, что число практически здоровых детей ежегодно сокращается на 2 %. Число детей с ухудшением зрения возрастает на 11 %. У учащихся были выявлены такие заболевания, как нарушение эндокринной системы, сердечнососудистой системы, гастрит. В 2013–2014 учебном году к занятиям по физической культуре в основной медицинской группе из 75 человек в пятых классах было допущено 50 человек, в одиннадцатых классах – из 50 учащихся всего 20 человек. По разным медицинским показаниям в гимназии из 390 человек полностью от уроков физкультуры были освобождены 25 человек.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и государства к качеству подготовки выпускников, в том числе – по физической культуре и состоянию их здоровья.

Выявленные данные говорят о необходимости создания здоровьесберегающей среды как одного из самых актуальных образовательных подходов и как совокупность приемов, форм, методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. На сегодняшний день создание Центра здоровья в образовательных учреждениях является актуальным и необходимым.

Основная цель работы Центра здоровья  это комплексный подход к обеспечению здоровьесберегающей среды в образовательной организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать нормативно-правовые документы, позволяющие организовать работу Центра здоровья как структурного подразделения образовательной организации.

2. Выявить условия и ресурсы для организации работы Центра здоровья.

3. Проанализировать состояния здоровья всех участников образовательного процесса.

4. Выявить наиболее актуальные направления работы Центра здоровья.

5. Укомплектовать кадровый состав, разработать организационно-педагогическую структуру работы Центра здоровья.

6. Разработать новые подходы к организации уроков физической культуры под девизом «Физическая культура без освобожденных».

Основным направлением работы Центра здоровья являются:

– информационно-просветительское: оформление уголков здоровья, тематические классные мероприятия, внеурочны мероприятия, рефераты и практические занятия по ОБЖ, ЗОЖ работа с родителями;

– физкультурно-оздоровительное: на протяжение всего учебного процесса различные виды гимнастики для глаз, пальцев, опорно-двигательного аппарата, физкультминутки для учащихся и учителей, дни здоровья с участием родителей, внеурочные спортивные мероприятия;

– познавательно-исследовательское: организация проектной и исследовательской деятельности, лабораторных работ, применение результатов исследования на практике;

– лечебно-профилактическое: организация медико-педагогического контроля состояния здоровья обучающихся и учителей, профилактические прививки, профилактические мероприятия в осенне-зимний период, мастер классы по вопросам гигиены, ОБЖ по профилактике вредных привычек, организации ЗОЖ к участию в которых привлекаются студенты педагогических и медицинских ВУЗов;

– реабилитационно-восстановительное: работы стоматологического кабинета, кабинета психологической разгрузки, ЛФК, создание «зимнего сада», работа спортивных секций во внеурочное время второй половины дня.

Также в результате совместной деятельности специалистов центра мы определили, что необходим поиск новых подходов к образовательно-воспитательному процессу по физической культуре. В частности, изменение самого урока. Специалистами Центра была разработана в виде таблицы «Карта здоровья» для каждого класса, в которой выделены обучающиеся подготовительной и специальной медицинской групп по профилю заболеваний. Для каждой группы заболеваний был определен цвет и созданы папки с комплексами упражнений лечебной физической культуры на карточках:

– «Красная папка № 1» (предназначена для работы учащихся с сердечно-сосудистыми заболеваниями);

– «Зеленая папка № 2» (предназначена для работы учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

– «Синяя папка № 3» предназначена для работы учащихся с заболеваниями органов зрения и дыхания.

– «Желтая папка № 4» предназначена для работы учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, эндокринной и мочеполовой системы.

Также в каждой папке на титульном листе были прописаны врачом рекомендуемые и не рекомендуемые упражнения для каждой группы заболеваний. На последней странице папки был представлен материал для тестирования теоретических и практических знаний умений и навыков в соответствии с профилем заболевания. В результате разработки карты здоровья класса учитель с минимальными затратами времени на уроке определил задания для учащихся разных медицинских групп здоровья, раздав упражнения на карточках. Он мог полноценно вести урок с учащимися основной медицинской группы и тестировать учащихся в соответствии с их группой здоровья. Такая организация урока позволила сократить число учащихся, пропускавших уроки физической культуры из-за проблем со здоровьем и боязнью тестирования на 80%: индивидуальный подход к процедуре тестирования снял психологический дискомфорт и позволил всем учащимся продемонстрировать знания умения и навыки в соответствии со своими возможностями.

Таким образом, создание Центра здоровья как структурного подразделения образовательной организации обеспечит комплексный подход к решению образовательно-воспитательных задач, сформирует здоровьесберегающую среду для обучения, образования и воспитания современных школьников.

Список литературы:

1. Анисимова Н.В., Карлушина Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников М., 2002.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. М., 1993.
3. Бабинский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1992.
4. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие. Человек. Культура. Здоровье. М., 1997. 
5. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 2003.
6. Кучма В.Р. Научные и организационные основы школ, содействующих укреплению здоровья. Образование и здоровье. М., 2013.
7. ФЗ РФ «Об образовании» // Министерство образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974; (дата обращения: 16.02.2015).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.